Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Родительское собрание:
«Поощрение и наказание
как методы семейного воспитания»
Работу выполнила
Аверина С.В.,
учитель математики
1 категории
г. Пермь
Форма проведения собрания: беседа
Цель собрания: актуализация проблемы наказания и поощрения ребёнка в семье.
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.
3. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми.
Оборудование и материалы к собранию:
- анкетирование учащихся;
- анкетирование родителей;
- ноутбук;
- экран;
- проектор.
Ход собрания:
1.Вступление.
(Слайд) Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, родители нередко испытывают сомнения в правильности своих действий, а иногда и заходят в тупик.
(Слайд) Тема нашего собрания «Поощрение и наказание как методы семейного воспитания» очень важна. Часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело, а порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания. Уровень тревожности у ребёнка в этом случае становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются.
2. Начнём с наказания.
(Слайд) Давайте посмотрим итоги анкетирования наших детей по данной проблеме: на что они обращают внимание, что их беспокоит.
а) никогда; б) постоянно; в) редко.
За что родители тебя наказывают?
Как родители тебя наказывают?
Справедливы ли наказания родителей?
Что ты чаще всего чувствуешь после наказания?
(Слайд) Проанализируем ответы в анкетах родителей.
Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (требование, убеждение, наказание, поощрение)?
За что вы чаще всего наказываете своего ребёнка?
Как вы наказываете своего ребёнка?
Наказываете ли вы ребенка физически?
Как реагирует ваш ребёнок на наказание?
Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Они учат детей тому, что проблемы можно решить с помощью насилия. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Ребёнка непременно мучает страх и чувство, что его не любят. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
(Слайд) Американский педиатр и детский психолог Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:
Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.
Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на
понимании и принятии законов морали.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им
плохой пример.
способностей, чем любые другие воспитательные меры.
(Слайд) Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.
(Слайд) Основные условия действенности метода наказания:
- Наказание должно быть справедливым. Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому наказанию, не тая обиды на взрослого.
- Необходимо сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово взрослого можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
- В применении наказания должна отсутствовать поспешность. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
- Применять наказание надо лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
- Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
- Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет.
- Очень важно не злоупотреблять наказанием, иначе дети привыкают и не испытывают угрызений совести.
(Слайд) Правила наказания детей:
- При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. - Наказание должно быть соразмерно проступку.
- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых.
- При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность.
Плохо, если за один и тот же поступок один из родителей хвалит, а другой наказывает.
Еще хуже, когда в наказаниях, как и в поощрениях, просматривается двойная мораль родителей (поступил так с одними – наказан, с другими – поощрен). Это дезориентирует ребенка.
Не следует наказывать ребенка публично при посторонних. Это удваивает наказание, добавляя к нему унижение.
Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем — злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.
Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его не заслуженно.
3. (Слайд) Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Вызывая положительные эмоции, поощрение способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, чуткость, дисциплинированность, ответственность.
(Слайд) Вернёмся к анкетам детей.
Часто ли тебя поощряют (словесно, материально) родители?
а) редко; б) постоянно.
За что родители тебя поощряют?
Как родители тебя поощряют?
Что ты чаще всего чувствуешь после поощрения тебя родителями?
(Слайд) Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий. Лучше всего, если поощрение не носит материального характера. Поощрение должно быть за конкретное дело, а не за качества личности и способности ребёнка. Нельзя, чтобы ребёнок делал всё ради поощрения, получая его за каждую мелочь.
(Слайд) Результаты анкетирования родителей по вопросам поощрения детей:
Часто ли вы поощряете (словесно, материально) своего ребёнка?
а) редко; б) постоянно.
За что вы чаще всего поощряете своего ребёнка?
Как вы поощряете своего ребёнка?
(Слайд) Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
- Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.
- С осторожностью надо хвалить самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.
- Сильного хвалят редко. Он и без похвалы знает себе цену.
- Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.
- С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.
(Слайд) Правила поощрения детей:
- Поощряйте своего ребёнка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки.
- Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением», так как это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.
4. (Слайд) Тест «Какой вы родитель?»
(Слайд)
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми. | Баллы |
Сколько раз тебе повторять? | 2 |
Посоветуй мне, пожалуйста… | 0 |
Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! | 1 |
И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
Ну, на кого ты похож(а)? | 2 |
Я в твое время… | 2 |
Ты моя опора и помощник(ца)! | 1 |
Ну, что за друзья у тебя? | 2 |
О чём ты только думаешь? | 2 |
Какой(ая) ты у меня молодец! | 1 |
А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
У всех дети как дети, а ты … | 0 |
Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)! | 1 |
(Слайд) Подсчитайте общее количество баллов.
5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.
7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
5. Заключение. (Слайд) Воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний и словесных оскорблений.
У нас у всех есть возможность выбора. Именно от взрослых, окружающих ребёнка, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
(Слайд) В книге Дороти Лоу Нолт «Революция в обучении» есть хорошие слова:
«Дети учатся тому, что они видят вокруг себя:
- Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
- Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится агрессивности.
- Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
- Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.
- Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок окружен насмешками, он становиться замкнутым.
- Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
- Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
- Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.»
(Слайд) А в какой атмосфере живет ваш ребенок, решать вам…
(Слайд) И в заключении хочется привести слова Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью.
(Слайд) Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он сам будет любить и будет любим другими людьми.
(Слайд)
10