СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Наказание и поощрение как методы семейного воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа по проблеме наказания и поощрения ребёнка в семье

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Наказание и поощрение как методы семейного воспитания"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»





















Родительское собрание:

«Поощрение и наказание

как методы семейного воспитания»










Работу выполнила

Аверина С.В.,

учитель математики

1 категории











г. Пермь

Форма проведения собрания: беседа


Цель собрания: актуализация проблемы наказания и поощрения ребёнка в семье.


Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

3. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми.


Оборудование и материалы к собранию:

- анкетирование учащихся;

- анкетирование родителей;

- ноутбук;

- экран;

- проектор.


Ход собрания:

1.Вступление.

(Слайд) Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, родители нередко испытывают сомнения в правильности своих действий, а иногда и заходят в тупик.

(Слайд) Тема нашего собрания «Поощрение и наказание как методы семейного воспитания» очень важна. Часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело, а порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания. Уровень тревожности у ребёнка в этом случае становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются.

2. Начнём с наказания.


(Слайд) Давайте посмотрим итоги анкетирования наших детей по данной проблеме: на что они обращают внимание, что их беспокоит.


  • Часто ли тебя наказывают родители?

а) никогда; б) постоянно; в) редко.

  • За что родители тебя наказывают?

  • Как родители тебя наказывают?

  • Справедливы ли наказания родителей?

  • Что ты чаще всего чувствуешь после наказания?


(Слайд) Проанализируем ответы в анкетах родителей.

  • Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (требование, убеждение, наказание, поощрение)?

  • За что вы чаще всего наказываете своего ребёнка?

  • Как вы наказываете своего ребёнка?

  • Наказываете ли вы ребенка физически?

  • Как реагирует ваш ребёнок на наказание?

  • Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?

Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Они учат детей тому, что проблемы можно решить с помощью насилия. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Ребёнка непременно мучает страх и чувство, что его не любят. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.


(Слайд) Американский педиатр и детский психолог Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

  • Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

  • Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на

понимании и принятии законов морали.

  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им

плохой пример.

  • Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и

способностей, чем любые другие воспитательные меры.


(Слайд) Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.


(Слайд) Основные условия действенности метода наказания:

- Наказание должно быть справедливым. Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому наказанию, не тая обиды на взрослого.

- Необходимо сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово взрослого можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

- В применении наказания должна отсутствовать поспешность. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

- Применять наказание надо лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

- Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

- Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет.

- Очень важно не злоупотреблять наказанием, иначе дети привыкают и не испытывают угрызений совести.


(Слайд) Правила наказания детей:

- При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. - Наказание должно быть соразмерно проступку.

- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых.

- При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.


Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность.

Плохо, если за один и тот же поступок один из родителей хвалит, а другой наказывает.

Еще хуже, когда в наказаниях, как и в поощрениях, просматривается двойная мораль родителей (поступил так с одними – наказан, с другими – поощрен). Это дезориентирует ребенка.

Не следует наказывать ребенка публично при посторонних. Это удваивает наказание, добавляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем — злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его не заслуженно.


3. (Слайд) Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Вызывая положительные эмоции, поощрение способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, чуткость, дисциплинированность, ответственность.


(Слайд) Вернёмся к анкетам детей.


  • Часто ли тебя поощряют (словесно, материально) родители?

а) редко; б) постоянно.

  • За что родители тебя поощряют?

  • Как родители тебя поощряют?

  • Что ты чаще всего чувствуешь после поощрения тебя родителями?


(Слайд) Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий. Лучше всего, если поощрение не носит материального характера. Поощрение должно быть за конкретное дело, а не за качества личности и способности ребёнка. Нельзя, чтобы ребёнок делал всё ради поощрения, получая его за каждую мелочь.


(Слайд) Результаты анкетирования родителей по вопросам поощрения детей:


  • Часто ли вы поощряете (словесно, материально) своего ребёнка?

а) редко; б) постоянно.

  • За что вы чаще всего поощряете своего ребёнка?

  • Как вы поощряете своего ребёнка?


(Слайд) Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.

- Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет. 
- С осторожностью надо хвалить самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма. 

- Сильного хвалят редко. Он и без похвалы знает себе цену.

- Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.
- С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

(Слайд) Правила поощрения детей:

- Поощряйте своего ребёнка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки.

- Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением», так как это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.


4. (Слайд) Тест «Какой вы родитель?»

(Слайд)

Отметьте те фразы, 
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

2

Посоветуй мне, пожалуйста…

0

Не знаю, что бы я без тебя делал(а)!

1

И в кого ты только такой уродился?!

2

Какие у тебя замечательные друзья!

1

Ну, на кого ты похож(а)?

2

Я в твое время…

2

Ты моя опора и помощник(ца)!

1

Ну, что за друзья у тебя?

2

О чём ты только думаешь?

2

Какой(ая) ты у меня молодец!

1

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

У всех дети как дети, а ты …

0

Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

1


(Слайд) Подсчитайте общее количество баллов.

5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.


5. Заключение. (Слайд) Воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний и словесных оскорблений.

У нас у всех есть возможность выбора. Именно от взрослых, окружающих ребёнка, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

(Слайд) В книге Дороти Лоу Нолт «Революция в обучении» есть хорошие слова:


«Дети учатся тому, что они видят вокруг себя:

- Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

- Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится агрессивности.

- Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

- Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

- Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок окружен насмешками, он становиться замкнутым.

- Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

- Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

- Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

- Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.»


         (Слайд) А в какой атмосфере живет ваш ребенок, решать вам…


(Слайд) И в заключении хочется привести слова Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью.

(Слайд) Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он сам будет любить и будет любим другими людьми.

(Слайд)

10