СП «Детский сад № 3 ГБОУ СОШ №30 г.о. Сызрань»
Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе на тему:
«Роль отца в воспитании ребенка»
Подготовил:
Учитель-логопед
Неустроева Н.Н.
Сызрань
2016 г.
Цель: повысить успешность социального развития ребёнка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами.
Задача: повысить посещаемость родительских собраний папами и их заинтересованность в воспитании их собственных детей.
План проведения
Вступление - игра «Давайте познакомимся»
Мини – дискуссия по анкетам
Чтение стихов о папе
Заключительный этап
Предложить отцам рекомендации по воспитанию детей
Чаепитие
Предварительная подготовка:
1. Написать плакат: «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари)
2. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно с ребенком.
3. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.
4. Провести анкетирование отцов.
5. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:
Ты любишь своего папу? За что?
Чем занимаетесь в свободное время с папой?
Чем папа занят вечерами?
Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?
Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете?
Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?
Кем работает папа? Чем занят на работе?
Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
Какой твой папа: добрый или строгий?
6. Разучить с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап: Артема Г., Ильи Ч., Карины К., Даниила К.
7. Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап».
8. Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».
9. Организовать встречи детей с папами – работниками разных профессий (учитель, полицейский, водитель, сборщик мебели).
Ход собрания:
Звучит песня «Папа может все». (Родители рассаживаются по кругу.)
Логопед: « Я очень рада, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Сначала давайте познакомимся. Наша игра называется «Давайте познакомимся». Меня зовут Наталья Николаевна, я работаю 35 лет в детском саду, очень люблю заниматься с детьми, отдыхать на море.». (Логопед дает образец ответа. Родители по очереди передают ароматическую лампу, каждый участник кратко рассказывает о себе).
«Сегодня мы хотим поговорить о вас, отцах. Отец! Какое это гордое звание. В нём всё: и доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость и, конечно, любовь к детям.
Роль отца в воспитании детей не менее важна, чем роль любящей матери.
Отец для девочки – это первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей жизни. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Девочки, с первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными.
Мальчик нуждается в обществе отца, в его любви, дружбе и понимании. Мальчик начнёт чувствовать себя мужчиной и брать пример с того мужчины, который находится рядом, и пользуется его расположением. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен кричать на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен, как можно больше проводить время с сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.
Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены и детей. «Детей учит то, что их окружает». (Карамзин Н.М.)
Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно – бытовой деятельности семьи и наравне с женой выполняет весь объём домашней работы.
Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия.
Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.
Дорогие папы, как видите, вы очень важны для того, чтобы ваши дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми».
Логопед: «А теперь послушайте ответы ваших детей на вопрос: «За что ты любишь своего папу?». Включается запись.
Вопросы отцам:
Какова Ваша роль в семье?
Что Вы считаете главным в воспитании ребенка?
Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?
(Логопед зачитывает 2-3 ответа из анкет.)
Логопед: «Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.
Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», – тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования».
Музыкальная пауза («Танец моряков»- видеозапись на экране).
Вопросы отцам:
Какие интересы вас объединяют с детьми?
Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?
Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?
Логопед: «Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?»
Логопед: «Мы записали ответы детей на следующие вопросы:
Чем твой папа занят вечерами?
Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?
Что ты любишь делать вместе с папой?
Чему тебя научил папа?»
Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.
(Илья Ч.: «Мой папа приходит вечером с работы, моется, помогает маме готовить ужин, садится смотреть телевизор, иногда играет со мной. Мы делаем вместе поделки, постройки, любим кататься на санках, играем в хоккей. Папа научил меня кататься на велосипеде, на коньках»).
Логопед обобщает ответы детей: «Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен. Главное тут – не опоздать! Главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.
Вы гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости, строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините клюшку, собираете подъемный кран из конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение.
Во время этих игр, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.
Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен – отцу все интересно в его жизни».
Музыкальная пауза «Папа может» (исполнение песни детьми- использование интерактивной доски)
Логопед: Представьте себе ситуацию: отец ведет из садика ребенка. «Ну как дела?» – спрашивает он с теплотой в голосе. «Хорошо», – односложно отвечает сын. «Что было на обед? – спрашивает отец. – Чем занимался? Как вел себя?»
Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?
Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:
Логопед: «Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете.
Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.
Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?
Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы песенки любили».
Н.М. Карамзин
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если к ребенку снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если с ребенком честны – он учится справедливости.
Музыкальная пауза - чтение стихов детьми.
Логопед: «Представьте себе ситуацию. Отец кричит на сына: «Куда прешься в грязной обуви, дрянь? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какой кораблик запустили дети во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?
Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы снять с ног капли уличной грязи. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость».
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать. (Н.М.Карамзин)
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Музыкальная пауза (видеозапись выступления детей с песней «Будем в Армии служить!»
Логопед: «Продолжим нашу дискуссию. (Вопросы отцам)
Слушают ли вас дети?
Какими средствами вы добиваетесь этого?
Как, по-вашему, есть ли у вас авторитет?
Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?
Магнитофонная запись ответов детей на вопросы. Папы слушают.
Логопед: «А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот, что должно быть в семье».
В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!
В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома.
Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить – наказание ничему не научит, но может озлобить».
Музыкальная пауза – видеозапись физкультминутки.
Выступление полицейского о правилах поведения на улице.
Магнитофонная запись ответов детей на вопрос:
«Если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?»
Логопед: «Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние – от мужа, отца. Расширяются ли у вас обязанности в семье?
Разрешите вам зачитать благодарности некоторых ваших жен за большую помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате)».
Логопед зачитывает:
«Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.
Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее, отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.
Знайте: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту».
Под песню «Папа может» входят дети. Зачитывают благодарности отцам, рассказывают стихи, фотографируются у стенда с поделками, рисунками, рассаживаются около своих родителей.
Логопед: «А сейчас мы все вместе будем пить чай».

Анкета
Убедительно просим внимательно изучить анкету и максимально полно ответить на вопросы. Для нас очень важно знать Ваше мнение.
1.В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?_________________
_______________________________________________________________
2. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? _________________
________________________________________________________________
3. Чем занимаетесь с ним в свободное время? __________________________
_______________________________________________________________
4.Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?__
_______________________________________________________________
5. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу? _____________
_______________________________________________________________
6. Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях? ____________________
7. Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок? ____________________
8. Какие у Вас трудности в общении с детьми? __________________________
_______________________________________________________________
9. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?__
________________________________________________________________
10. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком? _______
_______________________________________________________________
11. Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик? _________________
12. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них? _________________
Спасибо за сотрудничество!