Выступление на родительском собрании
«Роль отца в воспитании детей»
Цель- содействовать:
- осознанию отцами роли родительской любви в развитии личности ребенка;
-осознанию отцами роли мужского воспитания;
-укреплению взаимоотношений семьи и школы.
Подготовительная работа
1.Проведение анкетирования учащихся.
1)Как ты думаешь, любят ли тебя дома?
2)Что бы ты сделал, если был бы волшебником?
3)Какие слова папы тебе больше всего запомнились?
4)Чему тебя научил папа?
5)Ты когда-нибудь обманывал своего отца?
6)Бывает ли папа к тебе несправедлив?
7)Что тебе нравится в папе? Вы с ним друзья?
Родители и педагоги-воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда мы становимся союзниками. В основе этого союза-единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные цели и задачи. Пути достижения намеченных результатов. Шекспир писал: «Весь мир театр, и люди в нем актеры…».своя роль есть у матери, своя роль есть и у отца в воспитании детей.
Родительский труд очень тяжел, это трудная душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливание усталости, одоление неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.
Кто больше проводит времени с детьми? Как показали ответы детей, больше времени они проводят с мамой. Но она не может заменить отца, роль которого в воспитании уникальна. Об этом все чаще начинают говорить ученые. По их мнению, в определенном возрасте, а именно в 6-7 лет, мальчики ищут свой «мужской образ» и оттого больше любят отцов и больше в них нуждаются. В эти же 6-7 лет и для девочек очень важно общение с отцом. Если такого общения нет, в дальнейшем девочек ждут, по наблюдениям психологов, серьезные проблемы в отношениях с представителями противоположного пола.
Суть мужского подхода к воспитанию-в постоянном ощущении собственной силы и умении пользоваться ею в единственно достойном направлении: взять на себя ношу потяжелее. И этим, пожалуй, все сказано. Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские плечи, такое знание усваивается не на словах, а на опыте.
Если мальчик хоть раз в жизни видел, как его папа бросился выручать женщину, к которой пристали пьяные хулиганы; если запомнил, как отец, слова не произнеся, перебирается с нижней полки на верхнюю, потому что в купе вошла женщина; если заметил, как вскакивает с места, чтобы уступить его тому, кто в этом больше нуждается,- такой мальчик не нуждается в специальных наставлениях, уже в детстве он усвоил нормы порядочности, нормы естественного мужского поведения.
Отец и сын строят дом из кубиков, возводят крепость из песка, чинят сломавшуюся игрушку, собирают подъемный кран из пластинок конструктора, соединяют провода радиосхемы, разыгрывают на полу Бородинское сражение, гоняют по двору футбольный мяч… .И каждый раз, даже не отдавая себе в этом отчета, отец внушает своему ребенку ощущение уверенности в себе, защищённости.
Скольким матерям недостает чисто мужской способности выяснять отношения со своим сыном спокойно, не теряя ни достоинства, ни чувства юмора, не унижаясь до крика и никого при этом не унижая. И какую великую нужду испытывают дети, особенно мальчики, в том, чтобы можно было прийти в дом с какими угодно неприятностями: от порванных новеньких штанов и промокших ботинок до самой серьезной беды, и знать, что тебя выслушают, не перебивая, не падая в обморок. При этом реакция будет взвешенной, неспешной, а решения и советы осмысленными и выполнимыми.
«Нашему мальчику так не хватает мужской руки!» -вздыхает бабушка 13-летнего внука. Как вы думаете, что имела ввиду эта бабушка? Мы понимаем, что речь идет не о той руке, которая может крепко ударить, а о той , на которую можно опереться. Само представление о мужском воспитании, прежде всего приводит на ум мысль о строгости, режиме, неукоснительном порядке. Это, безусловно, так. Но мужская требовательность тем хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности. Отцу, который проводит со своим ребёнком много времени, обычно нет нужды напоминать, что инструменты или игрушки надо складывать, убирать на место. Мальчик видит, как отец тщательно, любовно протирает сверло, укладывает в ящик дрель, распределяет по надлежащим гнездышкам винтики и прочие столь дорогие мальчишескому сердцу предметы, и все необходимые навыки вырабатываются сами собой методом простого подражания отцу, на которого так хочется быть похожим.
Родители, имеющие сына, должны помнить о том, что в будущем ему предстоит стать внимательным мужем, заботливым отцом. Поэтому с малолетства важно приучать его помогать по дому матери, сестре, заботиться о них.
Пытаясь влиять на характер мальчика, нужно прежде всего уважать его, принимать таким, какой он есть, использовать любой повод для общей работы или просто для разговора. Если мальчик с детства привыкнет рассказывать родителям о своих друзьях, делах, переживаниях, есть надежда, что и в критическом переходном возрасте контакт с ним не будет утрачен. Кроме того, общение, особенно в совместной работе, - наилучший способ для отца утвердить свой авторитет.
Словом, дорогие папы, не жалейте на сыновей времени и душевных сил!
Очень значительна роль отца и в воспитании девочек.
Если отец полагает, что жену и дочерей стесняться нечего; если он принципиально не бреется по воскресеньям (кого обольщать-то); если норма его обращения с домашними- повелительное наклонение (подай, принеси), то много ли трудов понадобится первому попавшемуся «хлыщу», чтобы девочка, выросшая в доме, где хозяйничал антимужчина, потеряла голову. «Он»-то всегда наглажен, «он» надевает ради нее галстук, «он» любезно подает ей руку и спрашивает, можно ли закурить. Чем не сказочный принц?
Девочка не догадывается, что это нормально, по-другому и быть не должно. Она-то ничего подобного в семье не видела. Может быть, давным-давно и отец тоже был предупредительным и нежным? Она не знает, не видела. Поэтому требования к юноше у такой девочки минимальные. Достаточно нескольких «не»: не пьет (во всяком случае, на свидание не приходит пьяный), не сквернословит (по крайней мере, при ней), не обрывает на полуслове. Чего еще желать?
В вашем доме растет девочка, будущая жена и мать. Важно, чтобы она знала, верила: быть женой и матерью прекрасно. И разве не отцу дано право, укрепить свою дочь в этом ощущении?
(Озвучивание результатов анкетирования. См подготовительная работа)
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы, строители» детской личности. Вот почему так нужно знать, насколько умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей.
Завершая наш разговор, мне хотелось бы прочитать отрывок из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Брандта, который еще раз подтверждает вышесказанное:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.