Родительское собрание ««Роль отца в воспитании детей».
Цель: Показать отцам роль полноценного общения детей и родителей в получении положительных результатов воспитания и развития личности, подготовке к будущей семейной жизни
Задачи: 1. Объединить и скоординировать усилия всех участников собрания по включению в активную творческую работу по воспитанию детей.
2. Содействовать укреплению взаимопонимания между отцом и ребёнком посредством применения единых воспитательных средств и личного примера отцов.
3. Предпринять совместный поиск мер по выходу из проблемной ситуации.
4. Создать психологически благоприятный климат для отцов учащихся, позволяющий высказывать собственные мысли.
Форма проведения собрания: обмен мнениями
Оборудование:
Памятки для отцов (Приложение)
Листы бумаги, ручки для записей
Итоговый тест (Приложение)
Подготовительная работа:
1. Наблюдение и подготовка ситуаций, с которыми чаще сталкиваются дети и родители.
2. Анкетирование отцов (Приложение).
3. Интервью детей (Приложение).
4. Анализ и обобщение результатов анкетирования, интервью.
Родительское собрание ««Роль отца в воспитании детей».
Ход собрания
(звучит песня «Родители», музыка и слова Ю. Верижникова)
1-Добрый вечер , уважаемые папы! Мы очень рады встрече с Вами.
Ведь отец для каждого ребёнка – это пример мужества, надёжности, опоры, спокойствия. Сегодня нам предстоит поговорить на очень важную тему : «Роль отца в воспитании детей».
В нашей школе – 73 ученика, и 56 семей.
2.-Скоро 23 февраля – день защитника Отечества. Поздравляем с этим праздником и предлагаем посмотреть поздравление учащихся 6 класса.
- «Один отец значит больше, чем сто учителей» – гласит русская пословица. Учитывая огромную роль отцов в семейном воспитании детей, мы решили провести собрание, на которое вынесли вечные вопросы отцов и детей.
3. -Ваши дети во время подготовки к собранию отвечали на ряд вопросов.
Как же относятся к Вам Ваши дети, какие чувства они испытывают?
Итак, за что же Ваши дети любят Вас?
В первую очередь за то, что Вы у них есть, даже если Вы с ними проводите не так много времени, как хотелось бы и Вам, и детям.
4.- А теперь для вас задание
Обведите на листе бумаги свою руку и на каждом пальце напишите « Кто вы?»
Поделитесь записанным в группах. Обсудите на каком пальце записано у вас слово отец
Выступление групп
Всё что вы записали действительно важно и значимо в жизни . Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский был убеждён, что самое главное предназначение мужчины- быть отцом.
5.-Вашим детям при подготовке к собранию было предложено ответить на 6 вопросов анкеты .И вот какой смысл они вкладывают в слово Отец
1 вопрос «закончи предложение: Отец- это….
6-11 классы
Человек, который тебя воспитал,
Человек, который защитит тебя в любую минуту
Это пример
Главный человек в нашей семье
Друг, учитель, кормилец
Человек, который мне поможет во всём
Гордость, жизнь, счастье
Любящий тебя человек, который во всём тебя поддерживает, помогает
Друг, брат и самый лучший человек
Хороший советчик, поддержка, глава семьи
Один из главных людей в моей жизни
Самый близкий и родной человек
Идеал для подражания
Человек., без которого жизнь не была бы такой замечательной
Хозяин дома, который отвечает за свою семью, который следит за порядком
Человек, который дал мне жизнь
1-5 класс
Родной человек
Главный человек в семье
Хозяин дома
Защитник
это мой любимый папа
Глава семьи
папа
Вывод: Вот такой портрет отца создали ваши дети ,таким они хотят видеть своих отцов, такими они вас видят. и в этом нет ничего удивительного- ведь отец в глазах ребёнка- это точка отсчёта ,это средоточие истины. Это носитель лучших качеств
6- Вспомните и вы своих отцов и запишите в центре ладошки 3 их лучших качества
Выступление групп
-Я рада что вас переполняет чувство гордости ,когда вы вспоминаете своих отцов.
7. Работа в группах: Ответьте на вопросы
1. - Какова ваша роль, как отцов?
Вывод:
1) Материальное обеспечение семьи –
2) Защита семьи –
3) Воспитание детей –
4)Помощь в адаптации детей в этом мире.
5) другое
Выступление групп
8.-А теперь я хотела бы познакомить вас с ответами на второй вопрос анкеты.
учащиеся отвечали на вопрос- - сколько времени проводите с папой?
Вот что написали ваши дети
Достаточно -10
Мало-10
Много-7
По выходным целый день
Каждый вечер,выходной
всё время
всегда
нормально
по вечерам, после школы,
когда дома
я папу вижу в выходные
мой папа много работает и ему часто бывает некогда
3 вопрос анкеты : Что любите делать вместе с папой?
Работать-23
Играть в шашки.
Смотреть телевизор
Ходить на рыбалку
Ремонтировать технику, бороться
Играть в настольные игры
Играть в шахматы
Играть
Смотреть интересные фильмы
Бегать на лыжах
Стряпать пельмени
Ездить на охоту
Разговаривать, обсуждать
Готовить, что-то делать по дому
обсуждать новости в мире
был ответ- всё люблю делать
и был ответ- ничего
Вывод: Радует то, что все папы по мере возможности стараются проводить время со своими детьми: это и прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, рисование, чтение книг, просмотр кинофильмов, походы в лес. Рыбалка, стряпать пельмени
9- А теперь я попрошу опять поработать в группах и ответить на вопрос- Как Вы считаете, чьё участие в воспитании должно быть больше: материнское или отцовское?
Выступление групп
Вывод: В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мама, как правило, действует на ребёнка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремлённости, настойчивости, смелости – это забота отца.
10- Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, своим поступком.
«Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. И мальчик по примеру отца моментально встаёт с сиденья.
Велика роль отца в воспитании и подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность, чуткость по отношению к матери, бабушке, жене, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – всё это переходит на детей. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
11- И ещё один вопрос на который вы должны ответить поработав в группе-Что же такое, по-вашему, воспитание? Предлагаю на данный вопрос сформулировать ответ, обсудив в группах. Решите, кто от Вашей группы будет выступать.
Итак, что же такое, по Вашему мнению «воспитание»?
Выступление групп
Вывод- на слайде
12- Один из замечательных ответов анкеты, на который отвечал ваши дети- это « Мы вместе разговариваем». О чём можно говорить с ребёнком?
4 вопрос: О чём обычно говорите с папой?
Обо всём-18
Об учёбе и о школе-14
О спорте-7
О будущем
О технике и домашних заботах
О жизни
О рыбалке и охоте
Об армии
И 3ответа- ни о чём
Вывод- в общении мы узнаём друг друга . становимся ближе
13- Поэт В. Иванов в стихотворении «Почему» указывает причину разрыва контакта с ребёнком:
Сын пришёл к отцу с вопросом:
Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется пшено?
Почему сосед – новатор?
Что такое экскаватор?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Да отстань же ты,
Отстань же
С почемуканьем своим!
Папа! – сын вернулся вскоре –
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в Донское море
Могут, думаешь, киты?
Почему с усами жито?
Папа, что такое «грань»?
Поглядел отец сердито:
После! Некогда! Отстань!
В данной ситуации маленький ребёнок откровенно взывает к заложенному во взрослого самой природой инстинкту защитника: смотри, я слаб, ты мне так нужен. И главное тут – не опоздать! Главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребёнке потребность проводить как можно больше времени вместе.
Вы гоняете футбольный мяч, читаете по очереди вслух книгу, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчёта, внушаете своему ребёнку то ощущение уверенности в себе, защищённости, которое нельзя сравнить ни с каким другим. Ребёнок идёт с этим ощущением через детство, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец всё может, всё умеет.
Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые, бывает, обнаруживаются в поведении сына или дочери.
Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в тех семьях, где у папы и ребёнка дружеские отношения с раннего детства, где ребёнок уверен – отцу всё интересно в его жизни, а не только оценки и поведение. И этот процесс протекает крайне болезненно в тех семьях, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: «Папа меня не понимает». А таких примеров в жизни немало.
14 Работа в группах (ситуация №1)
Предлагаю Вам оценить сложившиеся ситуации разговора между сыном и отцом.
Как Вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повёл разговор с ребёнком?
(ответы отцов)
Часто детей младшего школьного возраста называют «почемучками». Им всё интересно. И интересуют их не только сведения об окружающем мире. В первую очередь – это сведения о Вас – родителях: это и Ваши корни, и то, что Вам интересно, и о вашей работе, и даже о том, как прошёл Ваш рабочий день.
Завоевание доверия ребёнка не означает выпытывание у него каких-то секретов и признаний. Ребёнок должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои мысли, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если Вы сами пойдёте ему навстречу: поделитесь своими заботами, поговорите о семейных проблемах, планах проведения выходного дня. Не думайте, что Ваш ребёнок мал и ничего не поймёт. Поймёт, но, конечно, по-своему. Главное – он почувствует, что Вы откровенны, что относитесь к нему, как к взрослому.
Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами:
Что нового произошло за сегодняшний день?
Во что играли? Кто выиграл?
Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему?
Как бы ты поступил на моём месте
15. Работа в группах (ситуация №2)
Правильно ли поступил отец? Надо ли было так грубо кричать на ребёнка? А как бы в такой ситуации повели себя Вы?
(ответы родителей)
Обобщение. Во многих семьях есть свой Ванька или Серёжка, топающий в валенках или грязных сапогах на кухню. Но один ребёнок поймёт свою ошибку, если Вы возьмёте его за руку и молча выведите из кухни в прихожую, где стоит уличная обувь. Другому Вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего можно поучить в шутливой форме, выбрав для этого подходящую минуту: покажите, как, запыхавшись, в грязной обуви, он бежит на кухню, оставляя за собой грязные следы.
На каждый случай, учитывая индивидуальность ребёнка, Вы должны выбрать соответствующий приём, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе всё вызовет протест и ответную грубость.
16- Мне очень хочется услышать ответ на вопрос
Ругаете ли Вы ребёнка при посторонних, друзьях?
Замечательный педагог Антон Семёнович Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьёзное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.
В воспитании нужна мера.
17.«Почему, бывает, мы утрачиваем свой авторитет? Можно ли его вернуть?» – этот вопрос был задан одним отцом педагогу Макаренко.
Ответ был таким: «Иногда отцы жалуются на своих детей. Им с ними не интересно, никогда ничего не расскажут. Но сначала надо вспомнить: когда вы впервые отмахнулись от вопроса ребёнка, грубо оборвали его восторженную речь, прервали какое-то очень важное для него занятие. Разве не тогда впервые в ваших отношениях с ребёнком прошла трещина? Если дети Вам не верят, если сын грубит матери – никакой педагогический фокус не поможет. Это значит, Вы плохо воспитывали своё сокровище. Всю воспитательную работу надо начать сначала: многое пересмотреть, о многом подумать и, прежде всего, самого себя положить под микроскоп».
18.Вашим детям было предложено ответить на вопрос анкеты-
5 вопрос: Закончи предложение «Если бы я был папой…
Заботился бы о семье.радовал бы своих детей-5
Был бы похож на своего отца-5
Больше времени проводил бы с семьёй-4
Был бы ответственным-3
Буду защищать свою семью-2
Был бы хорошим отцом-2
я бы сделала всё для своего ребёнка. Чтобы он ни в чём не нуждался. Рос в любви
Любил бы свою семью
Играл бы с детьми
Нашёл бы хорошую работу
Больше зарабатывал бы денег
Был бы добрее к своим детям
Командовал бы всеми
Старался бы узнать как можно больше о своём ребёнке
Я был бы лучшим папой в мире
Не была бы такой строгой
Была бы строгой и справедливой
19. Приведу такое изречение: «Мудрый человек требует от себя, ничтожный от других». В этих словах Л.Н.Толстого выражается педагогический принцип, который нам, взрослым, должно быть не трудно понять.
Теплота, уют, покой в доме во многом зависит от матери, а её душевное состояние – от мужа, отца.
Во многих семьях дети всё больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Порой папа даже не замечает, как выросли его дети.
Чем опасна эта ситуация? Тем, что упущено время, когда отец мог войти в жизнь своих детей как старший друг, наставник, человек, которому можно доверять.
Чтобы стать для детей «своим человеком», недостаточно быть для них отцом. Нужно, чтобы и папа, и мама воспринимались детьми как друзья.
Давайте воспитывать детей не столько словами, добрыми впечатлениями и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.
Знайте! Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребёнку взлететь до полной высоты.
20. А теперь вопрос «острого блюда»: нужно ли извиняться перед ребёнком, если Вы виноваты? (ответы отцов)
Извиняется и первым заводит разговор не тот, кто виноват, а тот, кто умнее и мудрее.
21.Самое лучшее воспитание, утверждал Сухомлинский -это воспитание своим личным примером и тогда ваши дети будут испытывать не обиду, не боль, не стыд, а гордость за своих отцов, они и сейчас пишут с гордостью о вас:
6 вопрос: Закончи предложение : « Мой папа….
Самый лучший-12
Хороший человек-7
Очень умный-3
мастер-2
Умный. Хороший
Вежливый, смелый . смешной. Добрый, трудолюбивый
Добрый весёлый
Мой герой
Хороший и крутой
Упрямый
Строгий. Добрый очень умный, справедливый и мой лучший друг
Самый лучший папа в мире! Ни у кого такого нет
Хороший хозяин в доме
Самый любимый
Добрый. Трудолюбивый и щедрый
крутой и позитивный
лучший друг
умный . добрый. Всегда помогает в трудную минуту
Тест «Какой я родитель?»
Роль отца в воспитании ребёнка незаменима.
Вы – главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности.
Предлагаю Вам ответить на вопросы заключительного теста, чтобы дополнить Ваше представление о себе, как о родителях и сделать определённые выводы.
Постарайтесь ответить откровенно, так как результаты оглашаться не будут.
Тест для отцов «Я и мой ребёнок»
Вопросы | Ответы |
Можете ли Вы: | Могу и всегда делаю так | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком? | 3 | 2 | 1 |
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст? | 3 | 2 | 1 |
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему? | 3 | 2 | 1 |
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? | 3 | 2 | 1 |
5. Сохранить самообладание, даже если ребёнок вывел вас из себя? | 3 | 2 | 1 |
6. Поставить себя на место ребёнка? | 3 | 2 | 1 |
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея или прекрасный принц? | 3 | 2 | 1 |
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? | 3 | 2 | 1 |
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? | 3 | 2 | 1 |
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? | 3 | 2 | 1 |
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться? | 3 | 2 | 1 |
12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? | 3 | 2 | 1 |
13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз? | 3 | 2 | 1 |
Ключ к тесту:
30 – 39 очков -Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 – 29 очков-Забота о ребёнке для вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитания, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзнее задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 16 очков -У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
У Вас на столах лежат памятки, которые Вам ещё раз напомнят, каким должно быть полноценное общение детей и родителей, чтобы за результаты воспитания нам не было стыдно впоследствии.(прочитать «по цепочке»)
Памятка для родителей
Дети учатся жить у жизни
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
2 вопрос нашего собрания
- слово предоставляется директору нашей школы- ……
- слово предоставляется заместителю директора школы по учебно- воспитательной работе нашей школы- ……….
Проект решения собрания:
1)Учитывая важную роль отца в воспитании детей, направить усилия на решение следующей задачи: воспитывать чувство любви и уважения к мамам, бабушкам, сёстрам.
2) В основу воспитания положить собственный жизненный пример, достойный всяческого подражания.
3) Организовать экскурсии на предприятия родителей с целью более глубокого знакомства с профессией мамы и папы и профориентационной направленностью.
4) Родителям принимать активное участие в жизни школы.
Кто за данное решение, прошу проголосовать?
За - Против - Воздержался –
Решение принято единогласно.
14. Итог собрания
Разрешите закончить наш разговор лирической страничкой.
Как известно, самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.
А теперь послушайте видеозапись с поздравлением от ваших детей
Памятка для родителей
Дети учатся жить у жизни
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Тест для отцов «Я и мой ребёнок»
Роль отца в воспитании ребёнка незаменима.
Вы – главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности.
Постарайтесь ответить откровенно, так как результаты оглашаться не будут.
Вопросы | Ответы |
Можете ли Вы: | Могу и всегда делаю так | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком? | 3 | 2 | 1 |
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст? | 3 | 2 | 1 |
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему? | 3 | 2 | 1 |
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? | 3 | 2 | 1 |
5. Сохранить самообладание, даже если ребёнок вывел вас из себя? | 3 | 2 | 1 |
6. Поставить себя на место ребёнка? | 3 | 2 | 1 |
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея или прекрасный принц? | 3 | 2 | 1 |
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? | 3 | 2 | 1 |
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? | 3 | 2 | 1 |
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? | 3 | 2 | 1 |
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться? | 3 | 2 | 1 |
12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? | 3 | 2 | 1 |
13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз? | 3 | 2 | 1 |
итого | | | |
Работа в группах
Какова ваша роль, как отцов?
1) Материальное обеспечение семьи –
2) Защита семьи –
3) Воспитание детей –
4)Помощь в адаптации детей в этом мире.
5) другое
Как Вы считаете, чьё участие в воспитании должно быть больше: материнское или отцовское?
Что же такое, по-вашему, воспитание?
Нужно ли извиняться перед ребёнком, если Вы виноваты?