ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Цели:
Выяснить причины неуспеваемости учащихся.
Помочь родителям искоренить эти причины.
Задачи:
1) проинформировать родителей о возникновении проблемы снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;
2) выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
3) побудить родителей к полноценному общению со своими детьми;
4) расширить объём знаний родителей о нормах и методах решения возникающих проблем с детьми;
5) дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно и как повысить учебную мотивацию у детей.
Эпиграф родительского собрания «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» В. А. Сухомлинский
Ход родительского собрания
Парты в классе расставлены попарно так, чтобы получилось 4 стола, за которыми могли усесться по 10 – 12 родителей. На каждом столе лежит один из четырёх знаков: квадрат, круг, треугольник, волна, а также листы бумаги и ручки
При входе в класс, родители выбирают один из знаков и садятся за соответствующий стол. Когда все рассядутся, учитель, прочтёт характеристику каждого знака
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Наше сегодняшнее собрание будет не совсем обычным.
Итак, вы разделились на 4 группы: квадраты, треугольники, круги и волны. Оказывается, по тому, какую фигуру вы выбрали, можно судить о вашем характере. Послушайте несколько слов о себе.
II. Характеристика знаков
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
III. Постановка цели собрания:
Учитель: Начать сегодняшний разговор о наших детях, об их проблемах я хотела бы с притчи.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща и быть единым целым. Цель нашего сегодняшнего собрания – стать ближе друг другу.
IV. Приветствие
Итак, мы начинаем. Мы с вами не общались друг с другом почти месяц. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга особым образом.
Квадрат это сделает при помощи руки, треугольник – при помощи голоса, круг – при помощи мимики, волна – кивком головы. А теперь, все вместе.
V. Выявление проблемы. Вызов (побуждение к действию)
Уважаемые родители! Позади у ваших детей первое полугодие, и я бы хотела познакомить вас с ее результатами.
ИТОГИ УСПЕВАЕМОСТИ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2017-2018 УЧ.ГОДА
НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО - % качества, % успеваемость
СРЕДНЕЕ ЗВЕНО - % качества, % успеваемость
СТАРШЕЕ ЗВЕНО - % качества, % успеваемость
Кого-то из детей и родителей итоги учебной четверти порадовали, кого-то, наоборот, огорчили, но и в том и другом случае стоит подумать над тем, как сохранить и улучшить результаты очередной учебной четверти. И вы, родители, можете помочь вашему ребёнку преодолеть возникающие затруднения, настроить его на учёбу, дав понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Психологи уверены, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
- Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. Мы провели анкетирование среди родителей и учащихся.
Учитель сообщает цифры – суммарный результат ответов учащихся. Это необходимо для того, чтобы каждый из родителей задумался о своих отношениях с ребёнком. (Родители неожиданно для себя выясняют, что они недостаточно внимания уделяют ребенку дома).
- Нельзя допускать того, чтобы отношения между детьми и родителями были только удовлетворительными или недостаточными.
Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности – учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем.
Работа в группах.
Я предлагаю вам поработать в группах. Определите, какие, на ваш взгляд есть причины, мешающие Вашему ребенку заниматься лучше. Напишите на стикерах, а затем группой выявите основные причины.
Каждая группа объявляет свои результаты.
На доску записываются причины, предложенные родителями, затем эти причины обсуждаются.
Примерный перечень:
неправильно организованный режим дня;
дети не вникают в суть выполняемого задания;
сталкиваясь с трудностями сразу же «опускают руки»;
лень;
нет интереса к некоторым предметам;
разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;
не умеют сосредотачиваться;
не прислушиваются к мнению старших.
2. «Дерево проблем». Почему же дети не хотят учиться и как следствие получают низкие оценки? Мы узнали это от самих детей. Опрошено 57 учеников. Вот, что ответили дети:
1 | НЕТ ЖЕЛАНИЯ | 20 ЧЕЛ. |
2 | Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ | 19 ЧЕЛОВЕК |
3 | РАНО НАДО ВСТАВАТЬ | 15 ЧЕЛ. |
4 | МНОГО ЗАДАЮТ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | 14 ЧЕЛ. |
5 | ОБИЖАЮТ МАЛЬЧИШКИ-ХУЛИГАНЫ | 7 ЧЕЛ. |
6 | ОЧЕНЬ СЛОЖНО | 7 ЧЕЛ. |
7 | НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ УЧИТЕЛЯ | 6 ЧЕЛ. |
8 | МНОГО УРОКОВ В РАСПИСАНИИ | 5 ЧЕЛ. |
9 | НЕ РАЗРЕШАЮТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕЛЕФОНАМИ, НОУТБУКАМИ | 4 ЧЕЛ. |
10 | ШУМНО В ШКОЛЕ (БЕГОТНЯ, ДРАКИ) | 3 ЧЕЛ. |
11 | УРОКИ СКУЧНЫЕ | 3 ЧЕЛ. |
12 | ЧАЩЕ ХОТЕЛОСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРАМИ В ИНФОРМАТИКЕ | 2 ЧЕЛ. |
13 | МАЛО ПЕРЕМЕН | 1 ЧЕЛ. |
- Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно её, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными.
Ещё В.А. Сухомлинский сказал: «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». (2 слайд )
Желание учиться – это учебный мотив. Что же такое мотивация? Отчего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой – с безразличием?
Мотивация - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. (3 слайд)
Существует несколько видов мотивации:
Высокая мотивация обучения. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Классные руководители провели исследование по выявлению уровня школьной мотивации наших учащихся. В нашей школе таких учеников всего - 3 (4 слайд)
Хорошая школьная мотивация Подобный уровень мотивации является средней нормой. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. У нас 22 учащихся имеют хорошую мотивацию (5 слайд)
Положительное отношение к школе Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. У нас в школе – 18 учеников (6 слайд)
Низкая школьная мотивация Эти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. В школе – 17 учащихся. (7 слайд)
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - 5 учеников (8 слайд)
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении:
Они не справляются с учебной деятельностью.
Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.
Ученики могут проявлять агрессию.
Отказываться выполнять задания.
Следовать тем или иным нормам и правилам.
Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Как мы с вами видим, деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает к своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
(слайд 9) Что снижает мотивацию ребенка? (причин много, вот некоторые из них)
- Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
- Влияние плохого психологического климата в школе или дома
- Ребенок не умеет преодолевать трудности
- Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
- Много отвлекающих факторов
- Авторитарная позиция взрослых
- Не сложившиеся отношения с классом
- Несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний (слайд 10)
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника? (cлайд 11) Что для этого можете сделать вы, его родители? (слайд 12)
Основные направления в воспитании детей родителями:
1. Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за то, что он делает. Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни. Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия.
2. Формируйте у ребенка умение доводить начатое дело до конца. Большинство детей страдают тем, что они бросают начатые дела, не доведя их до конца. Как поступить родителям в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Не надо кричать на него. Попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное – нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь. Попробуйте объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца.
3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка. Пусть он обсуждает с вами все проблемы, возникшие в школе. Причем, если ребенок делится тем, что на данный момент его больше всего волнует, не ругайте его за какие-то ошибки и просчеты, не добавляйте переживаний детскому сердцу. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства. Научите ребенка управлять своими чувствами.
4. Не запугивайте ребенка. «Если не сделаешь уроки, не пойдешь гулять» или наоборот: «Если сделаешь уроки, куплю тебе игрушку». Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе. Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.
5. Не ругайте ребенка за плохие отметки. Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся. Когда ребенок учится, естественно, что он делает ошибки. Без ошибок никто ничему научиться не сможет.
6. Заинтересуйте ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость. Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Очень полезно беседовать с ним, как с равным, как бы советуясь. Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание. Если ребёнок сделал самостоятельно какое-то задание, то, естественно, у него возникает желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового. А это уже интерес к учебе!
7. Хвалите ребенка, если он этого заслужил. Показывайте своему ребенку, что он на многое способен, и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям. Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия. Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка. Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
8. Справедливо критикуйте своего ребенка. (слайд 13) Выражайте претензии обоснованно («Мне не нравится…, потому что…»).
Выражайте претензии в нейтральном тоне.
Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.»
Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?»
Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.
Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха.
Показ видеоролика «Интернет дороже сына»
Обсуждение и вывод.
Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отчем доме.
Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
Рефлексия.
Сейчас я попрошу Вас поделиться своими впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.
(Родители пишут на стикерах отзывы и свои впечатления о собрании)
1. Что было для Вас сегодня интересным, новым, важным?
Чем наше общение может быть полезным для Вас и ваших детей?
- Хочется поблагодарить всех присутствующих родителей за их активное участие на собрании. Всем спасибо за внимание. До новых встреч!
Приложение 1.
ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ – «ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ МОЕГО РЕБЁНКА»
ОЦЕНИТЕ ПО 10-ТИ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАЖДУЮ КАТЕГОРИЮ
№ | Категория | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Взаимодействие учащегося с учителями-предметниками | | | | | | | | | | |
2 | Взаимодействие учащегося с классным руководителем | | | | | | | | | | |
3 | Отношение к сверстникам | | | | | | | | | | |
4 | Атмосфера в классе | | | | | | | | | | |
5 | Культура поведения | | | | | | | | | | |
6 | Уровень знаний | | | | | | | | | | |
ВЫЯВИТЕ ЗАПАДАЮЩУЮ ТЕМУ (ПРОБЛЕМУ) СВОЕГО РЕБЕНКА –
ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ – «ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ МОЕГО РЕБЁНКА»
ОЦЕНИТЕ ПО 10-ТИ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАЖДУЮ КАТЕГОРИЮ
№ | Категория | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Взаимодействие учащегося с учителями-предметниками | | | | | | | | | | |
2 | Взаимодействие учащегося с классным руководителем | | | | | | | | | | |
3 | Отношение к сверстникам | | | | | | | | | | |
4 | Атмосфера в классе | | | | | | | | | | |
5 | Культура поведения | | | | | | | | | | |
6 | Уровень знаний | | | | | | | | | | |
ВЫЯВИТЕ ЗАПАДАЮЩУЮ ТЕМУ (ПРОБЛЕМУ) -
Проблема, которая часто встречается в ответах – проблема № 3.
Приложение 4.
ЗАДАНИЕ 4 ГРУППЕ «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «РЕБЁНОК - РОДИТЕЛЬ». АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Среди учащихся школы провели анкетирование «Взаимоотношения с родителями». В анкетировании приняли участие 69 учащихся. По результатам ответов учащихся можно сделать следующие выводы:
У 44 опрошенных детей отношения с родителями в основном можно назвать благополучными.
У 25 учащихся отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Родителям следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Вопросы для детей | Да | Иногда | Нет |
1.Считает ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями? | 61 | 6 | 2 |
2.Говорят ли родители с вами по душам? | 41 | 18 | 10 |
3.Интересуются ли родители вашей учёбой? | 61 | 5 | 3 |
4.Знают ли они ваших друзей? | 49 | 15 | 5 |
5.Участвуют ли родители вместе с вами в школьных заботах? | 30 | 26 | 13 |
6.Проверяют ли они, как вы учите уроки? | 52 | 13 | 4 |
7. Есть ли у вас общие увлечения и занятия? | 47 | 18 | 4 |
8.Участвуюте ли вы в подготовке семейных праздников? | 54 | 9 | 6 |
9.Предпочитаете ли вы отмечать свой день рождения со взрослыми? | 35 | 20 | 14 |
10.Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги? | 31 | 22 | 16 |
11.Обсуждаете ли вы с родителями телевизионные передачи? | 29 | 20 | 20 |
12.Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках? | 25 | 13 | 31 |
13.Участвуете ли вы с родителями в прогулках на природу, походах? | 39 | 16 | 14 |
14.Предпочитаете ли вы проводить отпуск с родителями? | 49 | 14 | 6 |
Найдите вопросы, на которые необходимо обратить внимание родителям. Это и будет проблема № 4.
Приложение 5.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ПРОБЛЕМА | СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |