Родительское собрание на тему «Особенности переходного возраста»
Здравствуйте, Уважаемые Родители!
Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – переходный возраст, проблемы взаимоотношений в классе. Этот возраст еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицания и страданий.
Дети по-разному переживают этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя.
Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы.
Но, бывает и такое, что данный возраст сопровождается излишним самолюбованием, чрезмерно завышенной самооценкой, когда ребёнок считает себя превыше всех, не хочет ни с кем считаться. Конечно же переубеждать в этом ребёнка ни в коем случае не стоит, иначе можно достичь прямо противоположного результата. Но тем не менее, и оставлять это без особого внимания тоже не правильно. В таком случае большую роль играют родители, как и в том случае, когда именно они эту завышенную самооценку ребёнку и привили. Нужно постараться объяснить своему ребёнку, что и вокруг него очень много хороших, добрых и достойных людей, это же и Вам, Уважаемые Родители, будет только «на руку», если ваш ребёнок поймёт, что не он один хорош, он научится ценить и уважать людей.
Почему этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении?
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. Гормональная перестройка вызывает чувство тревоги, повышенной возбудимости, депрессии. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций, из-за появления первых признаков полового созревания. А если уровень его физического и физиологического развития отличается от сверстников, это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.
В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Повышенная чувствительность, вспыльчивость может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в грубость.
Подростков характеризует предельная неустойчивость настроения, поведения, ранимость; неадекватность реакций.
Основные проблемы возраста. Общение со сверстниками.
Для семиклассника важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение, желание быть лидером. Неумение добиться желаемого положения является причиной снижения успеваемости, изменения поведения.
Физиологические перемены, которые начинают происходить в организме подростка, вызывают неизбежный интерес к противоположному полу. В 13, а тем более в 14-15 лет проявления внимания к противоположному полу достигает своего пика. Но девочки и мальчики по-разному переживают этот момент.
У мальчиков в самом начале полового созревания влечение к девочкам выражается в более грубой форме. Это и оскорбления, и унижения, порой даже физическая грубость. Но за этой внешней грубостью зачастую прячется совершенно противоположное чувство. Все это происходит от банального незнания и неумения выразить свои истинные чувства к девочке, а чаще всего от страха выглядеть нелепым и смешным перед друзьями своего пола. Именно по этой причине мальчишки пытаются казаться хуже, чем они на самом деле есть.
Но те девочки, на которых мальчики не обращают никакого внимания даже вот таким грубым образом, стараются сами спровоцировать мальчиков обратить на себя внимание.
Подросток и взрослые.
Родители всё ещё относятся к своим детям как к маленьким. А у подростка есть огромная потребность в общении со взрослыми «на равных». Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их.
Взрослые занимают позицию обвинительную в конфликтной ситуации, навязывают отношения «послушания». Это приводит чаще всего к «психологическому бунтарству»: грубит, не слушается.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?
Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
Раздается памятка для родителей.
Памятка для родителей
1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.
3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.
4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:
такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...», «если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);
не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся успехов» и т.д.);
рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.
6. Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.
7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.
8. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.
9. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.
10. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.
11. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду
И помните самое главное: переходный возраст пройдёт через несколько лет, но пока он не закончится, задача взрослых ненавязчиво постараться помочь не наломать дров детям, иначе потом они же сами будут об этом жалеть.