МБОУ ШСОШ № 1
«Роль родителей в организации учебного процесса и повышении качества образования обучающихся»
ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ , основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии:
- потребностям личности, общества и государства,
- безопасности образовательного процесса
- обеспечении здоровья детей
- при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.
Качество как интегральная характеристика
Изменение роли участников педагогического процесса
Учитель
Ученик
В традиционной
системе
образовательного
процесса
Транслирует
Получает готовую
информацию
информацию
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
- выбор
- анализ
- систематизацию и
презентацию
информации
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
«Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к
обучению на разных этапах развития личности обучающихся
Одни из основных показателей качества образования
1
Показатели качества
Они определяют
Качество содержания образования , т.е. качество ГОС и образовательных программ
2
3
Чему мы учим?
Качество обучаемых
4
Положительная мотивация обучающихся
Кого мы учим?
Хотят ли они хорошо учиться?
Качество методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
5
Как обеспечено обучение?
Качество технологий обучения
6
Как учат?
Качество технологий тестирования и проверки компетентности обучающихся
7
Как проверяются полученные знания и навыки?
Качество общего менеджмента ОУ
Как управляют ОУ?
Организация учебного процесса в рамках реализации ФГОС
В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться !
Так учили
Так будут учить
1. Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал».
1 .Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся.
2. Учитель объявляет новую тему.
2. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос.
3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).
3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике).
4.Ученики делают вывод по теме.
4. Учитель проверяет, как поняли «повтори!»).
Роль родителей в организации учебного процесса в рамках реализации ФГОС
«НЕТ»
«ДА»
Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы!
Текст нужно понять и уметь использовать!
Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике!
Нужно учиться выбирать главное и интересное!
Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!»
Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения.
Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам.
Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным.
- Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Совместная деятельность педагогов и родителей
- Поддержка физического здоровья учащихся.
- Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.
- Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся . Защита не ученика, а человека в нем.
- Сегодня родители - полноправные участники школьной жизни.
Они могут воздействовать на организацию образовательного процесса своего ребёнка. А образовательное учреждение, в свою очередь, обязано обеспечить ознакомление родителей с их правами и обязанностями, предусмотренными (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»)
- Родители получают возможность непосредственно быть участниками образовательного процесса и быть более активным в управление школой.
Новый закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ
вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Обязанности обучающихся
Обучающиеся обязаны (ч.2 ст.43):
- добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
- выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
Обязанности обучающихся
Обучающиеся обязаны:
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Обязанность обучающихся по ликвидации академической задолженности
- Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность (ч. 3 ст. 58).
- в 273 ФЗ: в пределах одного года с момента образования академической задолженности ; в указанный период не включаются время болезни обучающегося,
- Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз
- Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
Дисциплинарная ответственность обучающихся
- Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает:
Высшая школа экономики, Москва, 2013
Меры дисциплинарного взыскания
- замечание,
- выговор,
- отчисление.
Применяются в случаях неисполнения или нарушения:
- устава;
- правил внутреннего распорядка;
- правил проживания в общежитиях и интернатах;
- иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Не применяются в отношении:
- обучающихся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости);
- во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Если обучающийся достиг возраста 15 лет
Если ранее к нему применялись меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия, и они не дали результата
Если дальнейшее его пребывание в организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, а также нормальное функционирование организации
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания
Если дисциплинарные проступки совершены неоднократно
Отчисление возможно:
Основания и условия отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет
Основания отчисления
- 273-ФЗ (ч.8 ст.43): за неоднократное неисполнение или нарушение устава, правил внутреннего распорядка, правил проживания в интернате и иных локальных нормативных актов по вопросам организации осуществления образовательной деятельности .
Права обучающихся
Права обучающихся
Гражданские права
Меры социальной поддержки
Академические права
Академические права обучающихся
- выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
- зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Академические права обучающихся
- на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня (исключена формулировка «при успешном прохождении ими аттестации»);
- обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
- пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации ;
16
Гражданские права обучающихся
- обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника (п.2 ч.1 ст.45);
- создание обучающимися на ступени среднего общего образования студенческих отрядов, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики;
- право при поступлении на обучение по программам высшего образования представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приёме (ч.7 ст.69)
Родители
(законные представители) обучающихся
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Высшая школа экономики, Москва, 2013
Обязанности родителей (законных представителей)
- обеспечить получение детьми общего образования;
- соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
- уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- в случае отчисления из образовательной организации несовершеннолетнего обучающегося принимать не позднее чем в месячный срок совместно с органом местного самоуправления меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования (ч.10 ст.43);
Обязанности родителей (законных представителей)
- создать для несовершеннолетнего обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования, условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации (ч.4 ст.58);
- информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают, о выборе формы получения общего образования в форме семейного образования (ч.5 ст.63);
- в случае оставления несовершеннолетним обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, образовательной организации до получения им основного общего образования принимать не позднее чем в месячный срок совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и органом местного самоуправления меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования и с его согласия по трудоустройству (ч.6 ст.66).
Права родителей (законных представителей)
- преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами;
- выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии):
- формы получения образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе,
- организации, осуществляющие образовательную деятельность,
- из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность:
- язык, языки образования,
- факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули);
Права родителей (законных представителей)
- дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации
- уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- лицензией на осуществление образовательной деятельности;
- со свидетельством о государственной аккредитации;
- учебно-программной документацией;
- другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
Права родителей (законных представителей)
- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;
- защищать права и законные интересы обучающихся;
- получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся,
- давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях,
- отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся
Права родителей (законных представителей)
- право на обучение на дому [по медицинским показаниям] или в медицинской организации при наличии заключения медицинской организации (ч.5 ст.41);
- право на получение психолого-педагогической помощи в форме психолого-педагогического консультирования (п.1 ч.2 ст.42);
- давать согласие в письменной форме или обращаться с заявлением на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям (ч.3 ст.42)