Конспект родительское собрания «Знаете ли вы своего ребёнка?» в группе старшего дошкольного возраста
Цель собрания: выстраивание отношений родителей и ребенка.
Задачи:
- научить родителей разделять понятия «негативизм», «упрямство», «капризность», «обесценивание».
- формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, между родителями и воспитателем.
- обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей.
- формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям ребенка.
- развивать самосознание родителей.
Участники: воспитатель, родители.
Ведущие: воспитатель.
Предварительная работа: Оформить приглашения на собрание, составить анкету для родителей, подготовить беседу, провести тестирование среди детей.
Ход родительского собрания:
Теоретическая часть: «Знаете ли вы своего ребёнка?».
Воспитатель: Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим.
Беседа «Что нужно знать о своем ребенке?»
Воспитатель. Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (высказывания родителей). Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается, почему лжет и т.д.
Детская ложь.
Воспитатель: Малыши по природе своей поистине уникальны, неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных, корыстных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете, в чем секрет? В том, что ребенок сам верит во все что рассказывает. Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон.» любое событие каждым человеком воспринимается по-разному.
Дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. Ребенок начинает задумываться как можно избежать наказаний. Он вдруг понимает, сто есть хороший выход – сказать неправду. Тогда ребенок начинает лгать осознанно.
Для того, чтобы разобраться в причинах, надо понять, какую выгоду он для себя извлекает когда врет. Может, его ложь стереотип поведения, то, что он постоянно видит в окружающей среде.
Признаки того, что ребенок врет:
Старается смотреть в сторону, не смотрит вам в глаза.
Когда что-то говорит вдруг подносит руки ко рту; малыши делают этот жест более отчетливо, у детей старше жест становится не таким выразительным, хотя заметен.
Ребенок начинает часто покашливать во время разговора.
Прикасается к носу, не осознавая это.
Потирает глаза, подбородок или висок.
Трогает шею или дергает воротник.
Теребит мочку уха.
Держит руки в карманах.
Это конечно не все признаки, но внимательные родители замечают изменения в поведении детей.
Детская агрессия.
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. Как много негативного в современном мире. И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка:
Отказывается от коллективной игры.
Не понимает чувств и переживаний других детей.
Часто ругается со взрослыми.
Создает конфликтные ситуации.
Перекладывает вину на других.
Суетлив.
Не может адекватно оценить свое поведение.
Имеет мускульное напряжение.
Часто специально раздражает взрослых.
Мало и беспокойно спит.
Я предлагаю пройти тест «Насколько агрессивен ваш ребенок»
Профилактика детской агрессивности:
Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.
Будьте примером поведения для ребенка, не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем грозные мести.
Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребенка.
Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к вам за помощью и поддержкой.
Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями.
Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.
Воспитатель. Предлагаем проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателем.
«Молодая мама из состоятельной семьи каждый день допрашивает воспитателей, как вел себя ее ребенок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Сколько ел? Как спал? И получает в ответ не то, что хотела бы услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении. Доказывает воспитателям, что ребенок дома совсем другой, спрашивает, почему так происходит.»
(родители обсуждают ситуацию)
Комментарий: у ребенка явно трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как себя вести в группе.
Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок не главный в семье, а часть семьи.
Воспитатель. Давайте мысленно проанализируем, такой ли мой ребенок, вспомним его достоинства и недостатки, помечтаем, каким бы я хотела его видеть. Чтобы легче было сравнить отрицательные и положительные качества, предлагаем вам упражнение «Контраргументы».
Упражнение «Контраргументы»
Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста.
Достоинства моего ребенка
Недостатки моего ребенка
Каким бы хотел я видеть моего ребенка.
(Задание на 2-3 минуты.)
После того как написали, воспитатель задает вопрос: Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.
Итог собрания.
Воспитатель. Встречу хотелось бы закончить словами С.Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же ,как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем»».
(рассказывает притчу): Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках человек!» уважаемые родители, ваш ребенок в ваших руках
Тест «Какой вы родитель?»
Воспитатель. А теперь давайте оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос «Какой же я родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)
3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
4. И в кого ты такой уродился ( 2 балла)
5. Какие у тебя замечательные друзья! ( 1 балл)
6. Ну на кого ты похож? (2 балла)
7. Я в твои годы…( 2 балла)
8. Ты моя опора и помощник ( 1 балл)
9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
10. О чем ты только думаешь? ( 2 балла)
11. Какой ты у меня умница! ( 1 балл)
12. А как ты считаешь? (1 балл)
13. У всех дети как дети, а ты… ( 2 балла)
14. Какой ты у меня сообразительный! ( 1 балл)
Теперь посчитайте общее количество баллов
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.
Анкета для родителей.
1 Считаете ли Вы необходимой совместную работу д/с и семьи _________
2. Какие проблемы воспитания ребенка Вы хотели бы обсудить с педагогами
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Испытываете ли Вы трудности в общения
воспитателями?__________________
4. Каковы причины этих трудностей:
недостаток знаний
неумение вступать в диалог
излишняя застенчивость, робость
непонимание воспитателя
другие________________________________
5. Какие мероприятия вы могли бы провести для своих детей совместно с
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Готовы ли вы участвовать в мероприятиях которые предлагает коллектив
ДОУ?___________________________________________________________
Памятка
1. Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми
мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
2. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие-основа вашего здоровья.
3. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
4. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда
вернется к вам многократно увеличенным.
5. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
6. Не создавайте конфликтных ситуаций.
7. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
8. Любить ребенка таким, каков он есть.
9. Уважать в каждом ребенке личность.
10. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно. Не
скупитесь на похвалу.
11. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
12. Хвалить, поощрять, одобрять, создавая положительную
эмоциональную атмосферу.
Анкета для родителей «Насколько агрессивен ваш ребенок»
Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Когда кто – то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить, дать сдачу обидчику.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чем то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда кажется, что окружающие над ним подшучивают.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычное распоряжение стремится делать все наоборот.
Часто не по возрасту ворчлив.
Отказывается выполнять правила.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в драку.
Не понимает чувств и переживаний других детей.
Часто специально раздражает взрослых, спорит, ругается со взрослыми.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Чрезмерно подвижен.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение
оценивается в 1 балл.
Итоги:
Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов.
Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов.
Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов.