СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родная литература»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌ Министерство образования и науки Республики Бурятия 

‌  Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ 

МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»

для обучающихся 1-4 классов























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.  № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской  Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания  русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»

Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания программы по литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся. Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»

Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются:

-воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;

-включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;

-осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;

-развитие читательских умений.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

-воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

-формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;

-обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

-формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

-совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

-развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.


ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.

Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).

В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:

а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;

в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.

Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений.

Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке – 118 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

При определении содержания литературного чтения на родном (русском) языке в центре внимания находятся:

-важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия обучающихся на уровне начального общего образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры;

-интересы обучающегося: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному чтению на родном (русском) языке культурноисторические понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся.

-произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.

В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке» содержание обучения для каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя».

В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).

Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике.

Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.

В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.

Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на расширение литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями.

Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и другие).


1 КЛАСС


Раздел 1. Мир детства.


1.1. Я и книги.

Не красна книга письмом, красна умом.

Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:

С.А. Баруздин "Самое простое дело".

Л.В. Куклин "Как я научился читать" (фрагмент).

Н.Н. Носов "Тайна на дне колодца" (фрагмент главы "Волшебные сказки").


1.2. Я взрослею.

Без друга в жизни туго.

Пословицы о дружбе.

Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:

Н.К. Абрамцева "Цветы и зеркало".

И.А. Мазнин "Давайте будем дружить друг с другом" (фрагмент).

С.Л. Прокофьева "Самый большой друг".

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

Пословицы о правде и честности.

Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:

В.А. Осеева "Почему?".

Л.Н. Толстой "Лгун".


1.3. Я фантазирую и мечтаю.

Необычное в обычном.

Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:

С.А. Иванов "Снежный заповедник" (фрагмент).

В.В. Лунин "Я видела чудо".

М.М. Пришвин "Осинкам холодно".

В.Ф. Тендряков "Весенние перевертыши" (фрагмент).


Раздел 2. Россия - Родина моя.

2.1. Что мы Родиной зовем.

С чего начинается Родина?

Произведения, отражающие многогранность понятия "Родина". Например:

Ф.П. Савинов "Родное" (фрагмент).

П.А. Синявский "Рисунок".

К.Д. Ушинский "Наше Отечество".


2.2. О родной природе.

Сколько же в небе всего происходит.

Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звездах, облаках, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:

Русские народные загадки о солнце, луне, звездах, облаках.

И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...".

С.В. Востоков "Два яблока".

В.М. Катанов "Жар-птица".

А.Н. Толстой "Петушки".


2 КЛАСС


Раздел 1. Мир детства.

1.1. Я и книги.

Не торопись отвечать, торопись слушать.

Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:

Е.Н. Егорова "Детство Александра Пушкина" (глава "Нянины сказки").

Т.А. Луговская "Как знаю, как помню, как умею" (фрагмент).


1.2. Я взрослею.

Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы об отношении к другим людям.

Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например:

В.В. Бианки "Сова".

Л.И. Кузьмин "Дом с колокольчиком".

Воля и труд дивные всходы дают.

Пословицы о труде.

Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:

Е.А. Пермяк "Маркел-самодел и его дети".

Б.В. Шергин "Пословицы в рассказах".

Кто идет вперед, того страх не берет.

Пословицы о смелости.

Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. Например:

С.П. Алексеев "Медаль".

В.В. Голявкин "Этот мальчик".


1.3. Я и моя семья.

Семья крепка ладом.

Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:

С.Г. Георгиев "Стрекот кузнечика".

В.В. Голявкин "Мой добрый папа" (фрагмент).

М.В. Дружинина "Очень полезный подарок".

Л.Н. Толстой "Отец и сыновья".


1.4. Я фантазирую и мечтаю.

Мечты, зовущие ввысь.

Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:

Н.К. Абрамцева "Заветное желание".

Е.В. Григорьева "Мечта".

Л.Н. Толстой "Воспоминания" (глава "Фанфаронова гора").


Раздел 2. Россия - Родина моя.

2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.

Люди земли Русской.

Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:

В.А. Бахревский "Виктор Васнецов" (глава "Рябово").

М.А. Булатов, В.И. Порудоминский "Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале" (фрагмент).

М.Л. Яковлев "Сергий Радонежский приходит на помощь" (фрагмент).


2.2. Народные праздники, связанные с временами года.

Хорош праздник после трудов праведных.

Песни-веснянки.

Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарем. Например:

И.С. Шмелев "Лето Господне" (фрагмент главы "Масленица").

Л.Ф. Воронкова "Девочка из города" (глава "Праздник весны").

В.А. Жуковский "Жаворонок".

А.С. Пушкин "Птичка".


2.3. О родной природе.

К зеленым далям с детства взор приучен.

Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:

Русские народные загадки о поле.

Ю.И. Коваль "Фарфоровые колокольчики".

И.С. Никитин "В чистом поле тень шагает".

М.С. Пляцковский "Колокольчик".

В.А. Солоухин "Трава" (фрагмент).

Е.А. Благинина "Журавушка".


3 КЛАСС


Раздел 1. Мир детства.

1.1. Я и книги.

Пишут не пером, а умом.

Произведения, отражающие первый опыт "писательства".

Например:

В.И. Воробьев "Я ничего не придумал" (глава "Мой дневник").

В.П. Крапивин "Сказки Севки Глущенко" (глава "День рождения").


1.2. Я взрослею.

Жизнь дана на добрые дела.

Пословицы о доброте.

Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:

Ю.А. Буковский "О Доброте - злой и доброй".

Л.Л. Яхнин "Последняя рубашка".

Живи по совести.

Пословицы о совести.

Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:

П.В. Засодимский "Гришина милостыня".

Н.Г. Волкова "Дреби-Дон".

1.3. Я и моя семья.

В дружной семье и в холод тепло.

Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:

В.М. Шукшин "Как зайка летал на воздушных шариках" (фрагмент).

А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок" (фрагмент).

О.Ф. Кургузов "Душа нараспашку".


1.4. Я фантазирую и мечтаю.

Детские фантазии.

Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:

В.П. Крапивин "Брат, которому семь" (фрагмент главы "Зеленая грива").

Л.К. Чуковская "Мой отец - Корней Чуковский" (фрагмент).


Раздел 2. Россия - Родина моя.

2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.

Люди земли Русской.

Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:

Н.М. Коняев "Правнуки богатырей" (фрагмент).

В.А. Бахревский "Семен Дежнев" (фрагмент).

О.М. Гурьян "Мальчик из Холмогор" (фрагмент).

А.Н. Майков "Ломоносов" (фрагмент).


2.2. От праздника к празднику.

Всякая душа празднику рада.

Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например:

Е.В. Григорьева "Радость".

А.И. Куприн "Пасхальные колокола" (фрагмент).

С. Черный "Пасхальный визит" (фрагмент).


2.3. О родной природе.

Неразгаданная тайна - в чащах леса...

Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:

Русские народные загадки о реке.

И.С. Никитин "Лес".

К.Г. Паустовский "Клад".

В.Г. Распутин "Горные речки".

И.П. Токмакова "Туман".

В.П. Астафьев "Зорькина песня" (фрагмент).


4 КЛАСС

Раздел 1. Мир детства.

1.1. Я и книги.

Испокон века книга растит человека.

Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например:

С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

С. Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).


1.2. Я взрослею.

Скромность красит человека.

Пословицы о скромности.

Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например:

Е. В. Клюев «Шагом марш».

И. П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша».

Любовь все побеждает.

Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например:

И.А. Мазнин "Летний вечер".


1.3. Я и моя семья.

Такое разное детство.

Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например:

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).


1.4. Я фантазирую и мечтаю.

Придуманные миры.

Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:

В. П. Крапивин «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). Проверочная работа


Раздел 2. Россия - Родина моя.

2.1. Родная страна во все времена сынами сильна.

Люди земли Русской.

Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:

Е. В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут".


2.2. Что мы Родиной зовем.

Широка страна моя родная.

Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли. Например:

В. Г. Распутин «Саяны».

Сказ о валдайских колокольчиках.


2.3. О родной природе.

Под дыханьем непогоды.

Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.


А. Н. Апухтин «Зимой».

В. Д. Берестов «Мороз».

Н. М. Рубцов «Во время грозы». Проверочная работа


Распределенное по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.

Аудирование (слушание).

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи, умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и другие Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и другие Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и другие. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками, осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний, обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и другие), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения).

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с использованием текста, высказывания, отражающих специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул, принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору обучающихся.

Письмо (культура письменной речи).

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура.

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с использованием списка произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Литературоведческая пропедевтика.

Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь, художественный вымысел, сюжет, тема, герой произведения, портрет, пейзаж, ритм, рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений).

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:

Гражданско-патриотическое воспитание:

-становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;

-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

-уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;

-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях.

Духовно-нравственное воспитание:

-признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка;

-сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров художественных произведений.

Эстетическое воспитание:

-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;

-физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;

-бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Трудовое воспитание:

-осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений. Экологическое воспитание:

-бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания:

-первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;

-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

-сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

-объединять объекты (тексты) по определённому признаку;

-определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;

-находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;

-выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

-устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

-с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

-сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

-проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;

-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

-выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

-согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

-соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

-анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

-понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

-признавать возможность существования разных точек зрения;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

-подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

-устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

-корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;

-соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;

-находить ошибку, допущенную при работе с текстами;

-сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

-ответственно выполнять свою часть работы;

-оценивать свой вклад в общий результат;

-выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить:

-понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

-осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для культурной самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

-ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев;

-овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;

-совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);

-применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);

-самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;

-использование справочных источников для получения дополнительной информации.

К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:

-осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;

-владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;

-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

-использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;

-читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;

-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

-обогащать собственный круг чтения;

-соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства.

К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:

-осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

-осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

-пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.

К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке:

-осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития, для культурной самоидентификации;

-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

-самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;

-пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1.МИР ДЕТСТВА

1.1.

Я и книги

7



http://pedsovet.su, https://educont.ru

1.2.

Я взрослею

9



http://pedsovet.su, https://educont.ru


1.3.

Я фантазирую и мечтаю

7



.http://pedsovet.su, https://educont.ru


Итого по разделу

23


Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

2.1.

Что мы Родиной зовём

5



http://pedsovet.su, https://educont.ru

2.2.

О родной природе

5



http://pedsovet.su, https://educont.ru

Итого по разделу:

10


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0













2 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

1.1.

Я и книги

4



viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru










1.2.

Я взрослею

7



viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru






1.3.

Я и моя семья

5



viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru


1.4.

Я фантазирую и мечтаю

3



viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru








Итого по разделу:

19


Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

2.1.

Родная страна во все времена сынами сильна

4



viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru


2.2.

Народные праздники, связанные с временами года

4



viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

temupasha-klass-542042.html

2.3.

О родной природе

7

1


viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

istoricheskoi

Итого по разделу:

15


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0










3 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

1.1.

Я и книги

6



https://litlife.club/books/319146/sections/17







1.2.

Я взрослею

7



https://proza.ru/2012/02/28/467





1.3.

Я и моя семья

3



https://infourok.ru/


1.4.

Я фантазирую и мечтаю

4



https://libking.ru/books/








Итого по разделу:

20


Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

2.1.

Родная страна во все времена сынами сильна

4



https://www.culture.ru/poems/38130/les


2.2.

От праздника к празднику

4



https://infourok.ru/prezentaciya-na-

temupasha-klass-542042.html

2.3.

О родной природе

6

1


https://vk.com/@labirintmam-fragment

istoricheskoi

Итого по разделу:

15


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0














4 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

1.1.

Я и книги

3



https://infourok.ru/






1.2.

Я взрослею

3



https://infourok.ru/





1.3.

Я и моя семья

1



https://infourok.ru/


1.4.

Я фантазирую и мечтаю

1

1


https://infourok.ru/







Итого по разделу:

8


Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

2.1.

Родная страна во все времена сынами сильна

3



https://infourok.ru/

2.2.

От праздника к празднику

2



https://infourok.ru/

2.3.

О родной природе

4

1


https://infourok.ru/

Итого по разделу:

9


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

2

0












ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


всего

контрольные работы

практические работы

1.

С.А.Баруздин. Самое простое дело

1



06.09

http://pedsovet.su
https://educont.ru



2.

Л. В. Куклин. «Как я научился читать»

1



13.09

http://pedsovet.su
https://educont.ru


3.

Л. В. Куклин. «Как я научился читать»

1



20.09

http://pedsovet.su
https://educont.ru



4.

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

1



27.09

http://pedsovet.su
https://educont.ru

5.

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

1



04.10

http://pedsovet.su
https://educont.ru



6.

Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» (отрывок)

1



11.10

http://pedsovet.su
https://educont.ru


7.

Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» (отрывок)

1



18.10

http://pedsovet.su
https://educont.ru



8.

Пословицы о дружбе.


1



25.10

http://pedsovet.su
https://educont.ru


9.

Н.К.Абрамцева «Цветы и зеркало»

(в сокращении)

1



08.11

http://pedsovet.su
https://educont.ru


10.

И.А.Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом…»

1



15.11

http://pedsovet.su
https://educont.ru


11.

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг»

1



22.11

http://pedsovet.su
https://educont.ru


12.

Пословицы о правде и честности.



1



29.11

http://pedsovet.su
https://educont.ru


13.

В.А.Осеева «Почему?»

1



06.12

http://pedsovet.su
https://educont.ru


14.

В.А.Осеева «Почему?»

1



13.12

http://pedsovet.su
https://educont.ru


15.

Л.Н.Толстой «Лгун» (басня)

1



20.12

http://pedsovet.su
https://educont.ru


16.

Русская народная сказка «Враль»

1



27.12

http://pedsovet.su
https://educont.ru


17.

Необычное в обычном.

С.А. Иванов "Снежный заповедник" (фрагмент).


1



10.01

http://pedsovet.su
https://educont.ru


18.

В.В. Лунин "Я видела чудо".


1



17.01

http://pedsovet.su
https://educont.ru


19.

Р.С. Сеф «Чудо»

1



24.01

http://pedsovet.su
https://educont.ru


20.

В.В. Лунин "Я видела чудо".


1



31.01

http://pedsovet.su
https://educont.ru


21.

М.М. Пришвин "Осинкам холодно".


1



07.02

http://pedsovet.su
https://educont.ru


22.

М.М.Пришвин «Закат солнца»

1



14.02

http://pedsovet.su
https://educont.ru


23.

В.Ф. Тендряков "Весенние перевертыши" (фрагмент).


1



28.02

http://pedsovet.su
https://educont.ru


24.

С чего начинается Родина?

С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом», Ф.П.Савинов «Родное»

1



06.03

http://pedsovet.su
https://educont.ru


25.

Ф.П. Савинов "Родное" (фрагмент).


1



13.03

http://pedsovet.su
https://educont.ru


26.

П.А. Синявский "Рисунок".

1



20.03

http://pedsovet.su
https://educont.ru


27.

К.Д. Ушинский "Наше Отечество".


1



03.04

http://pedsovet.su
https://educont.ru


28.

В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?»

1



13.04

http://pedsovet.su
https://educont.ru


29.

Русские народные загадки о солнце, луне, звездах, облаках.

И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...".



И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...".


1



17.04

http://pedsovet.su
https://educont.ru


30.

С.В. Востоков "Два яблока".


1



24.04

http://pedsovet.su
https://educont.ru


31.

В.М. Катанов "Жар-птица".


1



08.05

http://pedsovet.su
https://educont.ru


32.

А.Н. Толстой "Петушки".

1




15.05

http://pedsovet.su
https://educont.ru


33.

Итоговый урок за год.

1



22.05

http://pedsovet.su
https://educont.ru


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

0
























2 класс


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


всего

контрольные работы

практические работы

1-2

Е.Н. Егорова "Детство Александра Пушкина" (глава "Нянины сказки").

2



06.09

13.09

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

3-4

Т.А. Луговская "Как знаю, как помню, как умею" (фрагмент).

2



20.09

27.09

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

5.

В.В. Бианки "Сова".

1



04.10

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

6.

Л.И. Кузьмин "Дом с колокольчиком".

1



11.10

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

7.

Е.А. Пермяк "Маркел-самодел и его дети".

1



18.10

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

8.

Б.В. Шергин "Пословицы в рассказах".

1



25.10

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

9.

Пословицы о смелости.

1



08.11


viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

10.

С.П. Алексеев "Медаль".

1



15.11

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

11.

В.В. Голявкин "Этот мальчик".

1



22.11

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

12.

С.Г. Георгиев "Стрекот кузнечика".

1



29.11

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru1

13.

В.В. Голявкин "Мой добрый папа" (фрагмент).

1



06.12

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

14.

М.В. Дружинина "Очень полезный подарок".

1



13.12

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

15-16.

Л.Н. Толстой "Отец и сыновья".

1



20.12 27.12

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

17.

Н.К. Абрамцева "Заветное желание".

1



10.01

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

18.

Е.В. Григорьева "Мечта".

1



17.01

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

19.

Л.Н. Толстой "Воспоминания" (глава "Фанфаронова гора").

1



24.01

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

20.

В.А. Бахревский "Виктор Васнецов" (глава "Рябово").

1



31.01

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

21.

М.А. Булатов, В.И. Порудоминский

1



07.02

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

22.

"Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале" (фрагмент).

1



14.02

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

23.

М.Л. Яковлев "Сергий Радонежский приходит на помощь" (фрагмент).

1



21.02

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

24.

И.С. Шмелев "Лето Господне" (фрагмент главы "Масленица").

1



28.02

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

25.

Л.Ф. Воронкова "Девочка из города" (глава "Праздник весны").

1



06.03

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

26.

В.А. Жуковский "Жаворонок".

1



13.03

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

27.

А.С. Пушкин "Птичка".

1



20.03

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

28.

Русские народные загадки о поле.

1



03.04

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ruh

29.

Ю.И.Коваль "Фарфоровые колокольчики".

1



13.04

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

30.

И.С. Никитин "В чистом поле тень шагает".

1

1


17.04

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

31.

М.С. Пляцковский "Колокольчик".

1



24.04

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

32.

В.А. Солоухин "Трава" (фрагмент).

1



08.05

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

33.

Е.А. Благинина "Журавушка".




15.05

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru

34.

Итоговый урок за год




22.05

viki.rdf.ru, school- collection.edu.ru


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0






























3 КЛАСС


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


всего

контрольные работы

практические работы

1.

В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

1



07.09

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-v-i-vorobev-ya-nichego-ne-pridumal-glava-moj-dnevnik-postroenie--5334475.html?ysclid=lmjlcz11uk36833519

2-3.

В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

2



14.09

21.09


4-6.

В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).

3



28.09

05.10

12.10

https://infourok.ru/prezentaciya-v-p-krapivin-skazki-sevki-glushenko-glava-den-rozhdeniya-3-klass-6125236.html?ysclid=lmjle46qmi623448092

7.

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

1



19.10

https://www.youtube.com/watch?v=eZiWmAzd0l4&ysclid=lmjlfjgnls511836205

8.

Пословицы о доброте.

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

1



26.10


9-10

Л.Л. Яхнин "Последняя рубашка".

2



09.11

16.11

https://napishetsya.ru/rasskaz-poslednyaya-rubashka-3-klass/?ysclid=lmjlgvvs28375564165

11-12

Пословицы о совести.

П.В. Засодимский "Гришина милостыня".

2



23.11

30.11

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-po-teme-p-v-zasodimskij-grishina-milostynya-harakteristika-glavn-5662476.html?ysclid=lmjlhzdyx4126991611

13.

Н.Г. Волкова "Дреби-Дон".

1



07.12

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-drebi-don-volkova-n-g.html?ysclid=lmjlisany6427523687

14.

В.М. Шукшин "Как зайка летал на воздушных шариках" (фрагмент).

1



14.12

http://www.myshared.ru/slide/582194/?ysclid=lmjljkl34d180324664

15.

А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок" (фрагмент).

1



21.12

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-yazyke-na-temu-a-l-reshetov-zyornyshki-spelyh-yablok-5671522.html?ysclid=lmjlkd3thc21887581

16.

О.Ф. Кургузов "Душа нараспашку".

1



28.12

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnoj-literature-na-temu-o-f-kurguzov-dusha-na-raspashku-5691477.html?ysclid=lmjll31259818972518

17.

Детские фантазии.

В.П. Крапивин "Брат, которому семь" (фрагмент главы "Зеленая грива").

1



11.01


18.

В.П. Крапивин "Брат, которому семь" (фрагмент главы "Зеленая грива").

1



18.01

https://infourok.ru/prezentaciya-v-p-krapivin-brat-kotoromu-sem-fragment-glavy-zelyonaya-griva-3-klass-6138252.html?ysclid=lmjlm0u0zq95232535

19.

Л.К. Чуковская "Мой отец - Корней Чуковский" (фрагмент).

1



25.01


20.

Л.К. Чуковская "Мой отец - Корней Чуковский" (фрагмент).

1



01.01


21.

Н.М. Коняев "Правнуки богатырей" (фрагмент).

1



08.02

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-proizvedeniiu-n-m-koniaeva-pravnuk.html?ysclid=lmjlnuz22z831315390

22.

В.А. Бахревский "Семен Дежнев" (фрагмент).

1



15.02

https://урок.рф/presentation/12526.html?ysclid=lmjloonbgf971813556

23.

О.М. Гурьян "Мальчик из Холмогор" (фрагмент).

1



22.02

https://ppt-online.org/1180910?ysclid=lmjlprc06d516756968

24.

А.Н. Майков "Ломоносов" (фрагмент).

1



29.02

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-literaturnogo-chteniia-m-v-l.html?ysclid=lmjlqgnsop156351981

25-26.

Е.В. Григорьева "Радость".

2



07.03

14.03


27.

А.И. Куприн "Пасхальные колокола" (фрагмент).

1



21.03

https://infourok.ru/prezentaciya-pashalnye-kolokola-a-i-kuprin-6601727.html?ysclid=lmjls32fsx192608235

28.

С. Черный "Пасхальный визит" (фрагмент).

1



04.04

https://урок.рф/library/prezentatciya_k_zanyatiyam_posvyashennim_prazdniku_pash_203804.html?ysclid=lmjlsztdqb658219492

29.

Неразгаданная тайна - в чащах леса...

Русские народные загадки о реке.

И.С. Никитин "Лес".

1



11.04

http://moodle.distcentr.ru/mod/page/view.php?id=72775

30.

К.Г. Паустовский "Клад".

1



18.04

http://moodle.distcentr.ru/mod/page/view.php?id=72781

31.

В.Г. Распутин "Горные речки".

1



25.04


32.

Итоговая проверочная работа.

1

1


02.05


33.

В.П. Астафьев "Зорькина песня" (фрагмент).

1



16.05


34.

И.П. Токмакова "Туман".Итоговый урок за год

1



23.05

https://znanio.ru/media/prezentatsiya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-na-rodnom-russkom-yazyke-v-3-klassa-2866028?ysclid=lmjlx90vv9761680328

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0







4 КЛАСС



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


всего

контрольные работы

практические работы

1.

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).

1



06.09

https://infourok.ru/konspekt-uroka-prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-st-aksakov-detskie-godi-bagrovavnuka-3979041.html

2.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

1



20.09

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-rodnoj-russkoj-literatury-v-4-klassa-knizhka-s-kartinkami-d-n-mamin-sibiryak-6214023.html

3.

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1



04.10

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-literaturnoe-chtenie-na-ro-1.html

4.

Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1



18.10

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-yazyke-skromnost-krasit-cheloveka-4-klass-5800369.html

5.

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша»

1



08.11

https://infourok.ru/i-p-tokmakova-razgovor-tatarnika-i-sporysha-e-v-klyuev-shagom-marsh-5821609.html

6.

И.А. Мазнин "Летний вечер".


1



22.11

https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-na-rodnom-russkom-yazyke-na-temu-i-a-maznin-letnij-vecher-5578817.html?ysclid=lmlqpv8w55522971126

7.

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»)

1



06.12

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-liotchik-prolozhivshii-marshruty-v-i.html

8.

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). Проверочная работа

1

1


20.12

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-na-rodnom-russkom-yazyke-na-temu-v-p-krapivin-golubyatnya-v-orehove-4-klass-5675439.html

9 -10

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

2



10.01 24.01

https://infourok.ru/literaturnoe-chtenie-na-rodnom-yazyke-e-v-murashova-kaffa-5728803.html

11.

Ю.А. Гагарин "Сто восемь минут".


1



07.02


12.

В. Г. Распутин. «Саяны».

1



21.02

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-yazyke-m-ya-borodickaya-v-gostyah-u-lesnika-g-ya-snegiryov-karlikovaya-beryozka-6033691.html

13.

Сказ о валдайских колокольчиках

1



06.03

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-4-klass-skaz-o-valdajskih-kolokolchikah-6075700.html

14.

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.

А. Н. Апухтин. «Зимой».

1



20.03

https://infourok.ru/prezentaciya-zagadki-prirodnih-yavleniy-2479987.html


15.

В. Д. Берестов. «Мороз».

1



24.04


16.

А.А. Солоухин "Ветер". Проверочная работа

1

1


08.05


17.

Повторение пройденного за год

1



22.05


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

2

 

























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 1-4 класс О.М.Александрова.; М.И.Кузнецова.;
Л.А.Романова М.: Просвещение;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методическое пособие 1-4 класс О.М.Александрова, М.И. Кузнецова Л.В.Петленко, В.Ю. Романова Москва "Учебная литература

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.school-collection.edu.ru
2. http://pedsovet.su
3. https://educont.ru

4. http://pedsovet.su
5. https://educont.ru

6. https://multiurok.ru