- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; - способность проверять написанное. Ученик научится: - понимать, что предложение - это основная единица речи; - понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания; - различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные); - оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); - различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение); - называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; - различать словосочетание и предложение; - называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); - понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; - называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс); - понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»; - различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; - использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; - давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; - понимать влияние ударения на смысл слова; - различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; - понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове. Ученик получит возможность научиться: - орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс; - проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; - производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова; - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; - распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); - изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам; - интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации; - вычленять в предложении основу и словосочетания; - производить элементарный синтаксический разбор предложения; - определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста; - определять тип текста; - писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. |