Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном русском яыке» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по литературному чтению Л. А. Ефросининой с использованием УМК Л. А. Ефросининой «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Начальная школа 21 века»
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ №53 .
На изучение литературного чтения на родном русском языке, согласно учебному плану начальной школы, выделяется 102 часа. Во 2-ом классе на предмет «Литературное чтение на родном русском языке» отводится 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– относится к родному языку как хранителю национальной истории икультуры, включится в культурно-языковое поле своего народа;
- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности;
– осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа.
– осознать значимость чтения на родном русском языке для личного развития;
- потребность в систематическом чтении на родном русском языке как средстве познания себя и мира;
Метапредметные результаты
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение использовать различные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств ля представления информации;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе
Ученик научится:
отличать особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
называть имена и фамилии отечественных писателей.
Ученик получит возможность научиться:
строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем, представлять результаты.
собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках, видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
использовать разные виды чтения художественных произведений отечественных писателей, осознанно воспринимать и оценивать их содержание; участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
первоначальным элементам культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
Основные задачи реализации содержания: формирование у учащихся первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном русском языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
«Народная мудрость» (2 ч.)
Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Загадки.
Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословица.
«О детях и для детей» (5 ч.)
«Стихотворения о детях». А. Барто «Катя».
Н. Носов. «Заплатка».
И. Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак».
Л. Пантелеев. «Две лягушки».
В. Сутеев. «Кто лучше».
«Мир сказок» (1 ч.)
Русская народная сказка. «У страха глаза велики»
«Произведения об осени» (3 ч.)
Лирические стихотворения А. Пушкина,
Рассказы о природе Н. Сладков, М. Пришвин.
«Снежок порхает, кружится…» (4 ч.)
Лирические стихотворения З. Александровой, Н. Некрасова.
Рассказы К. Ушинского, И. Соколова-Микитова.
Русская народная сказка «Дети Деда Мороза».
«Здравствуй, праздник новогодний!» (2 ч.)
Лирические стихотворения С. Михалкова, С. Маршака.
«О братьях наших меньших» ( 4 ч.)
Произведения фольклора. Народная песня «Бурёнушка».
Лирические стихотворения В. Жуковского,
Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Д. Мамин-Сибиряк. Сказка.
В. Бианки. Рассказ.
«Семья и я» (4 ч.)
Произведения фольклора. Народная песня. Пословицы.
М.Лермонтов. Колыбельная.
В. Осеева. Рассказ.
Л.Н. Толстой. Басни и рассказы.
А. Плещеев, С. Михалков. Стихотворения.
«Весна, весна красная…» (7 ч.)
Произведения фольклора. Заклички. Загадки.
Лирические стихотворения. С. Маршака, Ф. Тютчева,
Рассказы о природе. Н. Сладкова. М. Пришвина, К. Ушинского.
«Там чудеса…» (1 ч.)
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Резервные уроки (1 ч.)
Промежуточная аттестация. Работа с текстом.
3.Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
«Народная мудрость» (2 ч.) |
1 | Произведения фольклора Русская народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки. | 1 | Передача эмоционального настроения, слушание и анализ музыкального произведения. Знакомство с понятием «фольклор». |
2 | Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы. | 1 | Представление результатов работы, подбор пословиц. Применение норм речевого этикета. |
«О детях и для детей» (5 ч.) |
3 | Стихотворения о детях. А. Барто «Катя». | 1 | Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Катя» |
4 | Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка». | 1 | Выразительное чтение, отражение настроения произведения. Рассказ о героях, выражение собственного отношения к ним. |
5 | Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак». | 1 | Знакомство с биографией И. Крылова Умение отличать басню от стихотворения или рассказа. Смысловое чтение. |
6 | Сказки о детях. В. Сутеев « Кто лучше?» | 1 | Выразительное чтение по ролям. Рассказ о героях, выражение собственного отношения к ним. |
7 | Сказки для детей Л. Пантелеев «Две лягушки». | 1 | Чтение сказки Л. Пантелеева. Беседа по содержанию сказки. |
«Мир сказок» (1 ч.) |
8 | Народные сказки. « У страха глаза велики». | 1 | Выразительное чтение сказки «У страха глаза велики». Пересказ прочитанного. |
«Произведения об осени» (3 ч.) |
9 | Стихотворения. А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». | 1 | Знакомство с биографией А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Беседа по содержанию |
10 | Н. Сладков «Эхо». | 1 | Чтение произведения Н. Сладкого. Работа с текстом, сочинение возможного продолжения. |
11 | М. Пришвин «Недосмотренные грибы». | 1 | Чтение М. Пришвина «Недосмотренные грибы». Обсуждение прочитанного. |
«Снежок порхает, кружится…» (4 ч.) |
12 | Произведение о зиме. З. Александрова «Снежок» | 1 | Беседа по содержанию. |
13 | К. Ушинский «Проказы старухи-зимы». Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» | 1 | Чтение произведения К. Ушинского «Проказы старухи-зимы». Подробный пересказ прочитанного. Чтение по ролям сказки «Дети Деда Мороза» |
14 | Произведения о детях. Н. Некрасов « Саша» (отрывок из поэмы). | 1 | Знакомство с биографией Н. Некрасова. Беседа по содержанию. |
15 | И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу». | 1 | Чтение произведения И.Соколова-Микитова «Узоры на снегу». Работа с текстом |
«Здравствуй, праздник новогодний!» (2 ч.) |
16 | С. Михалков «Событие» | 1 | Чтение произведения С. Михалкова «Событие». Работа с текстом. |
17 | С. Маршак «Декабрь» | 1 | Выразительное чтение, отражение настроения произведения. |
«О братьях наших меньших» ( 4 ч.) |
18 | Русская народная песня «Бурѐнушка» В.Жуковский «Птичка» | 1 | Выразительное чтение произведений, отражение настроения, выражение собственного отношения к героям. |
19 | В.Бианки «Ёж-спаситель» | 1 | Чтение произведения В.Бианки «Ёж-спаситель». Подробный пересказ по картинному плану. |
20 | Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля» | | Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля». Рассказ сказки от лица одного из героев. |
21 | Авторские сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». | 1 | Чтение по ролям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». |
«Семья и я» (4 ч.) |
22 | Колыбельная. Народная песня. Авторские колыбельные песни. М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…». | 1 | Чтение колыбельных. Сравнение авторского произведения с народной песней. |
23 | Произведения о детях В. Осеева «Сыновья». Пословицы | 1 | Знакомство с биографией В. Осеевой. Определение последовательности событий в тексте. Понимание и объяснение поступков героев. Соотнесение пословицы с главной мыслью. |
24 | Л. Толстой «Отец и сыновья» А. Плещеев « Старик» | 1 | Характеристика героев с опорой на текст. Толкование незнакомых слов в тексте. |
25 | С. Михалков « Быль для детей» | 1 | Знакомство с понятием «быль». Выразительное чтение произведения. |
«Весна, весна красная…» (7 ч.) |
26 | С. Маршак «Весенняя песенка» | 1 | Выразительное чтение, отражение настроения стихотворения. |
27 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится» |
28 | Н. Сладков «Апрельские шутки» | 1 | Чтение произведения Н. Сладкова «Апрельские шутки». Беседа по прочитанному. |
29 | Закличка. Загадки. | 1 | Обобщение полученных знаний о произведениях устного народного творчества. |
30 | М. Пришвин «Золотой луг» | 1 | М. Пришвин «Золотой луг» Обсуждение прочитанного. |
31 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | М. Пришвин «Ребята и утята» Выражение собственного отношения к героям, нравственная оценка их поступков. |
32 | К. Ушинский «Утренние лучи» | 1 | Восприятие прочитанного на слух, Составление плана. Подробный рассказ по плану. |
«Там чудеса…» (1 ч.) |
33 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | 1 | Русская народная сказка «Хаврошечка» Беседа по содержанию. |
Резервный урок (1 час) |
34 | Промежуточная аттестация. Работа с текстом. | | |
Итого: 34 часа |