РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса «Родной русский язык» разработана на основе:
авторской программы для общеобразовательных учреждений по родному русскому языку для 4 класса - М.: Просвещение: Учебная литература, 2020. авторы: О.М. Александрова и др.
годовой календарный график образовательного учреждения на 2020-21 учебный год
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Цели:
социокультурную (коммуникативную) - формирование письменной речи, развитие монологической и диалогической речи, повышение общей речевой культуры учащихся и формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
познавательную: первоначальное знакомство детей с системой языка (всех его уровней); формирование на этой основе навыков грамотного, безошибочного письма; развитие логического (понятийного) и образного мышления учащихся, а также освоение приемов организации своей познавательной и учебной деятельности.
воспитательную: развитие нравственно-этических представлений, формирование основ гражданской общности (идентичности) и мировоззрения, развитие эстетических чувств, чувства любви к своей Родине и отечественному языку; уважение, доброжелательность и миролюбивое отношение к другим людям.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Авторская программа составлена из расчета 0,5 часов в неделю, 17 часов за год. В соответствии с учебным планом МОУ «Павловская СОШ», введением регионального компонента, уроки родного русского языка в 4 классе рассчитаны на 17 часов (0,5 ч. в неделю, 34 учебных недели). В 2020-2021 учебном году МОУ «Павловская СОШ» работает по триместрам (1 триместр -11 недель, 2 триместр- 11 недель, 3 триместр- 12 недель), с применение дистанционных форм обучения.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Как курс, имеющий частный характер, курс родного языка (русского) опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные разделы настоящей программы соотносятся с основными содержательными разделами начального курса русского языка, но не дублируют их, имеют преимущественно практикоориентированный характер и предназначены для сопровождения и поддержки основного курса русского языка. Курс рассчитан на 17 часов и может изучаться как отдельным самостоятельным блоком, так и параллельно и изучением основных содержательных разделов учебного предмета «Русский язык».
Лексика (Лексическое значение слова)
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов краеведческой тематики, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря, словаря-справочника. Представление об однозначных и многозначных словах краеведческой тематики, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов Архангельской области.
Состав слова (Морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря, словаря-справочника.
Применение изученных правил правописания (в рамках программы по «Русскому языку»).
Морфология (Части речи)
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Синтаксис (Предложение).
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Создание собственных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов
VI. календарно - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по РОДНОМУ РУССКОМУ языку 4 КЛАСС
№ п.п | Наименование темы | Количество часов | Контроль | Проектная деятельность |
По авт. програм-ме | По рабочему плану | По факту | по плану | по факту | по плану | по факту |
1 триместр ( 11 недель) |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 из 6 | 6 из 6 | | | | Проект №1 | |
Всего часов за 1 триместр: | 6 | 6 | | 0 | | 1 | |
Отметка о выполнении программы за 1 триместр: программа пройдена в полном объёме 2 триместр (11 недель) |
2 | Язык в действии. | 4 из 4 | 4 из 4 | | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | | | |
| Секреты речи и текста. | 1 из 8 | 1 из 8 | | 1 | | | |
Всего часов за 2 триместр: | 5 | 5 | | 1 | | 0 | |
Отметка о выполнении программы за 1 триместр: программа пройдена в полном объёме 3 триместр ( 12 недель) |
3. | Секреты речи и текста. | 6 из 7 | 6 из 7 | | | | Проект №2 «Пишем разные тексты об одном и том же» | |
Всего часов за 3 триместр: | 6 | 6 | | 0 | | 1 | |
| Всего часов за год. | 17 | 17 | | 1 | | 2 | |
Отметка о выполнении программы за 3 триместр: программа пройдена в полном объёме Отметка о выполнении программы за год: программа пройдена в полном объёме |
|
VII. Поурочное планирование.
№ урока | Дата | Раздел, тема урока, количество часов | Тип урока | Примечание |
по плану | по факту |
1 триместр (11 недель) |
Русский язык: прошлое и настоящее. 6 ч. |
1/1 | 2нед. Сент. | | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Слова, связанные с качествами и чувствами людей. | Урок открытия нового знания | с применение дистанционных форм обучения |
2/2 | 4нед. Сент. | | Вся семья вместе, так и душа на месте. Слова, называющие родственные отношения. | Урок открытия нового знания | с применение дистанционных форм обучения |
3/3 | 3нед. Окт. | | Красна сказка складом, а песня — ладом. Пословицы, поговорки и фразеологизмы. | Урок рефлексии | с применение дистанционных форм обучения |
4/4 | 5нед. Окт. | | Красное словцо не ложь. | Урок рефлексии | с применение дистанционных форм обучения |
5/5 | 2нед. Нояб. | | Язык языку весть подаёт | Урок рефлексии | с применение дистанционных форм обучения |
6/6 | 4нед. Нояб. | | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела. | Контроль | с применение дистанционных форм обучения |
2 триместр (11 недель) |
Язык в действии. 4 ч. |
7/1 | 2 нед. дек | | Трудно ли образовывать формы глагола? | Урок рефлексии | с применение дистанционных форм обучения |
8/2 | 4 нед. Дек. | | Можно ли об одном и том же сказать по- разному? | Урок открытия нового знания | с применение дистанционных форм обучения |
9/3 | 3нед. Янв. | | Как и когда появились знаки препинания? | Урок открытия нового знания | с применение дистанционных форм обучения |
10/4 | 5 нед. Янв. | | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | Контроль | с применение дистанционных форм обучения |
Секреты речи и текста. 7 ч. |
11/1 | 2 нед. Февр. | | Задаём вопросы в диалоге. | Урок открытия нового знания | с применение дистанционных форм обучения |
3 триместр ( 12 недель) |
12/2 | 1 нед. март | | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. | Урок рефлексии | с применение дистанционных форм обучения |
13/3 | 3нед.март | | Особенности озаглавливания текста | Урок рефлексии | с применение дистанционных форм обучения |
14/4 | 5нед. март | | Учимся составлять план текста. | Урок рефлексии | с применение дистанционных форм обучения |
15/5 | 4 нед. апр. | | Учимся пересказывать текст. | Урок рефлексии | с применение дистанционных форм обучения |
16/6 | 2 нед. май. | | Учимся оценивать и редактировать тексты. | Урок открытия нового знания | с применение дистанционных форм обучения |
17/7 | 4 нед. май | | Учимся оценивать и редактировать тексты. Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | Комбинированный урок . контроль | с применение дистанционных форм обучения |
Согласовано на заседании ШМО учителей начальных классов
протокол № 1 от «__________________»
Руководитель ШМО (Зинченко И.В.)
Согласовано с зам. директора по УВР
« »_____________ 2020 г.
______________________ (Дякина И.В.)
6