Русский язык 3 «В» класс
Тема: «Роль глагола в речи»
Цели:
знать происхождение слова «глагол», знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы, знать роль глагола в тексте, предложении; находить глаголы в тексте, объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте, объяснять роль глагола в предложении, в тексте, понимать название неопределённой формы глагола, рассказывать известное о глаголе по « Карте глагола»; обобщить и систематизировать знания детей о глаголе, развивать речь, творческое мышление, содействовать воспитанию доброжелательного сотрудничества при работе в группе.
Оборудование: сквозной герой-клоун, "Глагол", конверты с заданиями для групп, орфографические и толковые словари, оценочные листы, шары.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Давайте улыбнемся им, улыбнемся друг другу и начнем урок
II. Сообщение темы урока.
-Отгадайте загадку:
Что без меня предмет?
Он лишь названье.
Но я приду -все в действие придет:
Летит ракета.
Люди строят зданья.
И рожь в полях растет.
- О какой части речи говорится в загадке?
- О глаголе.
- А как вы догадались?
-«Все в действие придет».
- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Верно, это глагол.
-Прочитайте высказывание Алексея Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
Алексей Югов.
- Как вы понимаете их смысл?
-Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.
(на доске появляется 1-ая часть "Глагола").
2)Определение темы урока.
Определите тему нашего урока.
Глагол. Роль глагола в предложении , в речи.
-Давайте определим цели нашего урока.
-Как вы думаете, есть ли вопросы о глаголе, на которые мы не знаем, как ответить?
-Тогда у меня вопрос!
-Что означает слово глагол?
-Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте, который лежит перед вами. Прочитайте.
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»
Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной части речи.
-Так почему же эта часть речи получила такое название?
-В современном русском языке есть слово разглагольствовать.
-Попробуйте догадаться, что оно означает?
-Давайте проверим по толковому словарю.
Глаголия –целая страна. Не зря мы с вами стали изучать глагол, не как обычную часть речи, а как особенную часть речи и в чем эта особенность проявилась?
По карте глагола, расскажите, что вы уже знаете об этой части речи.
-Чтобы проверить свои знания о глаголе, выявить роль глагола в речи проведем исследовательскую работу в группах.
- Мы будем последовательно отвечать на следующие вопросы:
1) Что обозначает глагол?
2) Какие морфологические признаки имеет?
3) какую роль выполняет в речи?
- При помощи этих вопросов мы попробуем обобщить и систематизировать все имеющиеся знания о глаголе.
- Работать будем в группах, в каждой группе имеется конверт с заданиями и оценочный лист.
Оценочный лист Группа № |
Задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Итоговая оценка |
| | | | | | |
III. Работа по теме урока.
1) Что обозначает глагол?
- Чтобы ответить на 1-ый вопрос, необходимо выполнить 1-ое задание.
Задание №1.
-Впишите слова в кроссворд, согласно кратким толкованиям.

Будьте внимательны! Слова содержат орфограммы. По горизонтали:
1. Антоним к слову "говорила". (молчала).
2. Рассмотришь что-либо. (разглядишь).
3. Работать не покладая рук. (трудиться).
По вертикали:
4. Приглашу куда-нибудь. (позову).
5. Издают крик. (кричат).
6. Синоним к слову "озяб". (замёрз).
7. Живёте у кого-то в качестве гостя. (гостите).
- Проверяем, что получилось. (Самопроверка). Дети объясняют каждое слово.
- Что объединяет все слова в кроссворде? (Глаголы).
- Кто может доказать?
Вывод: глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы:
Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.
- Оцените это задание в оценочном листе, на 1-ый вопрос ответили.
(учитель демонстрирует 2-ую часть в виде шляпы)
2) Задание 2
-Переходим к следующему заданию.
- Теперь в группах надо обсудить и выполнить 2-ое задание:
Упр 98 стр 45. Прочитать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы. С помощью каких глаголов переданы звуки метели, поземки, вихрей снега?
Словарная работа:
За́стру́га - наметённый ветром длинный и узкий снежный вал
Мете́ль (буран, вьюга) — перенос ветром падающего и/или выпавшего ранее снега.
Позёмок (позёмка) — Метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли. Послушайте звуки метели
Определите время всех этих глаголов. Глагол Свистит измените по временам.
-В каком значении употреблены эти глаголы? (переносном)
-Как они характеризуют неодушевленные предметы? (как живые существа)
-Как называется такой прием в литературе? (олицетворение)
- Какой вывод можно сделать? Что мы услышали с помощью глаголов?
Вывод: Мы услышали звуки природы.
(На доске появляется 3-я часть в виде воротника).
Задание 3
Чтобы узнать какую же еще роль выполняют глаголы, нам нужно выполнить следующее задание:
Распределить и записать глаголы, близкие по лексическому значению, в три группы. ( трое у доски)
Найти, ликовать, отыскать, делать, торжествовать, радоваться, обрести, работать, разыскать, мастерить, трудиться
1 группа 2 группа 3 группа
найти ликовать работать
отыскать торжествовать мастерить
разыскать радоваться трудиться
как называются эти глаголы? Глаголы- синонимы
упр 101 Выписать 3 пары глаголов- антонимов в тетрадь.
Сделайте вывод: глаголы- синонимы и глаголы-антонимы делают нашу речь яркой и выразительной.
-Физминутка.
-Я называю глагол, а вы выполняете действия.
Встали, потянулись, распрямились, присели, улыбнулись, сели.
Глазки закрыли, открыли, посмотрели направо, налево, вниз, наверх, прямо. И удобно сядьте.
Задание 4 в группах. Замените картинки фразеологизмами.
Фразеологизм делает речь более содержательной.
Задание 5
Кто пришел к нам на урок?
Давайте составим с этим словом синквейн
Составление синквейна
Задание 6
(на доске появляются последние части "Глагола")
4) Творческая работа.
Мы много говорили о глаголах. Обобщим наши знания. Наш глаголик предлагает вам выполненить следующее задание. Вам надо проявить свое творчество: используя глаголы только настоящего и будущего времени, опишите, какие действия может выполнять предложенный вам предмет. У вас должна получиться загадка. (Приложение 5).
1 группа - слово "портфель".
2 группа - слово "карандаш".
3 группа - слово "тетрадь".
4 группа - слово "дневник".
5 группа - слово "оценка".
- творческая работа завершена, начинаем конкурс на лучшую загадку, попробуем определить, какой группе удалось подобрать наиболее точные действия предмета.
1) Ты его с собой носишь, в нем учебники хранишь, не мараешь и не пинаешь.(портфель)
2) Что рисует, чертит, строгается и хорошо ломается. (карандаш)
3) Находится у каждого школьника, иногда теряется, сохраняет информацию.(тетрадь)
4) Я - документ твой, терять меня нельзя , в меня оценки ставят все учителя, в школьной сумке я лежу. (дневник) 5)Ставится в журнал, красуется в дневнике, зарабатывается умом, учеников радует и огорчает, как ты учишься ,скажу. (оценка)
- После обсуждения мы приходим к выводу, что все группы сработали успешно.
- Оцените задание и выставите итоговую оценку.
- Какая группа сработала на оценку "5"? На оценку "4"?
IV. Итог урока.
- Удалось ли нам обобщить и систематизировать все имеющиеся у вас знания о глаголе?
- Почему? (на все вопросы ответили, задания выполнили верно).
- А какова синтаксическая роль глагола в предложении? (в предложении глагол является сказуемым).
- Молодцы! Всем спасибо за плодотворную работу!
Б.Пастернак сказал: «Жить, думать, чувствовать, любить, совершать
открытия».
-Слова какой части речи использовал Пастернак в своем высказывании?
-Как вы думаете все ли открытия о глаголе мы с вами сделали сегодня на уроке?
-Конечно нет, ведь глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи.
И с ним знакомиться мы продолжим на последующих уроках.
Рефлексия Если вам понравился урок раскрасьте шляпу Глаголика красным цветом, если не понравился- синим.
Домашнее задание
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»
Задание № 3
Распределить и записать глаголы, близкие по лексическому значению, в три группы.
Найти, ликовать, отыскать, делать, торжествовать, радоваться, обрести, работать, разыскать, мастерить, трудиться.

Задание № 3
Распределить и записать глаголы, близкие по лексическому значению, в три группы.
Найти, ликовать, отыскать, делать, торжествовать, радоваться, обрести, работать, разыскать, мастерить, трудиться.


По горизонтали:
1. Антоним к слову "говорила".
2. Рассмотришь что-либо.
3. Работать не покладая рук.
По вертикали:
4. Приглашу куда-нибудь.
5. Издают крик.
6. Синоним к слову "озяб".
7. Живёте у кого-то в качестве гостя.
Оценочный лист Группа № 1 |
Задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Итоговая оценка |
| | | | | | |
Оценочный лист Группа № 2 |
Задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Итоговая оценка |
| | | | | | |
Оценочный лист Группа № 3 |
Задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Итоговая оценка |
| | | | | | |
Оценочный лист Группа № 4 |
Задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Итоговая оценка |
| | | | | | |
Оценочный лист Группа № 5 |
Задания | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Итоговая оценка |
| | | | | | |
КГУ «Чунджинская средняя школа №1»
Дата 31.01.17г Проверено ______________
Урок русского языка
«Роль глагола в речи»
Класс 3 «в»
учитель: Даутова Г.Н.
2016-2017 учебный год
11