СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль глагола в речи. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 3 классе. Групповая работа. Применение приемов критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Роль глагола в речи. 3 класс»

Русский язык 3 «В» класс

Тема: «Роль глагола в речи»

Цели:

знать происхождение слова «глагол», знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы, знать роль глагола в тексте, предложении; находить глаголы в тексте, объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте, объяснять роль глагола в предложении, в тексте, понимать название неопределённой формы глагола, рассказывать известное о глаголе по « Карте глагола»; обобщить и систематизировать знания детей о глаголе, развивать речь, творческое мышление, содействовать воспитанию доброжелательного сотрудничества при работе в группе.

Оборудование: сквозной герой-клоун, "Глагол", конверты с заданиями для групп, орфографические и толковые словари, оценочные листы, шары.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Давайте улыбнемся им, улыбнемся друг другу и начнем урок

II. Сообщение темы урока.

-Отгадайте загадку:

Что без меня предмет?

Он лишь названье.

Но я приду -все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят зданья.

И рожь в полях растет.

- О какой части речи говорится в загадке?

- О глаголе.

- А как вы догадались?

-«Все в действие придет».

- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Верно, это глагол.

-Прочитайте высказывание Алексея Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.

Алексей Югов.

- Как вы понимаете их смысл?

-Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

(на доске появляется 1-ая часть "Глагола").

2)Определение темы урока.

Определите тему нашего урока.

Глагол. Роль глагола в предложении , в речи.

-Давайте определим цели нашего урока.

-Как вы думаете, есть ли вопросы о глаголе, на которые мы не знаем, как ответить?

-Тогда  у меня вопрос!

-Что означает слово глагол?

-Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте, который лежит перед вами. Прочитайте.

«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»

   Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной части речи.

-Так почему же эта часть речи получила такое название?

-В современном русском языке есть слово разглагольствовать.

-Попробуйте догадаться, что оно означает?

-Давайте проверим по толковому словарю.

Глаголия –целая страна. Не зря мы с вами стали изучать глагол, не как обычную часть речи, а как особенную часть речи и в чем эта особенность проявилась?

По карте глагола, расскажите, что вы уже знаете об этой части речи.

-Чтобы проверить  свои знания о глаголе, выявить роль глагола в речи проведем исследовательскую работу в группах.

- Мы будем последовательно отвечать на следующие вопросы:

1) Что обозначает глагол?

2) Какие морфологические признаки имеет?

3) какую роль выполняет в речи?

- При помощи этих вопросов мы попробуем обобщить и систематизировать все имеющиеся знания о глаголе.

- Работать будем в группах, в каждой группе имеется конверт с заданиями и оценочный лист.

Оценочный лист

Группа №

Задания

№1

№2

№3

№4

№5

Итоговая оценка









III. Работа по теме урока.

1) Что обозначает глагол?

- Чтобы ответить на 1-ый вопрос, необходимо выполнить 1-ое задание.

Задание №1.

-Впишите слова в кроссворд, согласно кратким толкованиям.


Будьте внимательны! Слова содержат орфограммы. По горизонтали:

1. Антоним к слову "говорила". (молчала).

2. Рассмотришь что-либо. (разглядишь).

3. Работать не покладая рук. (трудиться).

По вертикали:

4. Приглашу куда-нибудь. (позову).

5. Издают крик. (кричат).

6. Синоним к слову "озяб". (замёрз).

7. Живёте у кого-то в качестве гостя. (гостите).

- Проверяем, что получилось. (Самопроверка). Дети объясняют каждое слово.

- Что объединяет все слова в кроссворде? (Глаголы).

- Кто может доказать?

Вывод: глагол - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы:

Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.

- Оцените это задание в оценочном листе, на 1-ый вопрос ответили.

(учитель демонстрирует 2-ую часть в виде шляпы)

2) Задание 2

-Переходим к следующему заданию.

- Теперь в группах надо обсудить и выполнить 2-ое задание:

Упр 98 стр 45. Прочитать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы. С помощью каких глаголов переданы звуки метели, поземки, вихрей снега?

Словарная работа:

За́стру́га - наметённый ветром длинный и узкий снежный вал

Мете́ль (буран, вьюга) — перенос ветром падающего и/или выпавшего ранее снега.

Позёмок (позёмка) — Метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.  Послушайте звуки метели

Определите время всех этих глаголов. Глагол Свистит измените по временам.

-В каком значении употреблены эти глаголы?  (переносном)

-Как они характеризуют неодушевленные предметы? (как живые существа)

-Как называется такой прием в литературе?  (олицетворение)

- Какой вывод можно сделать? Что мы услышали с помощью глаголов?

Вывод: Мы услышали звуки природы.

(На доске появляется 3-я часть в виде воротника).

Задание 3

Чтобы узнать какую же еще роль выполняют глаголы, нам нужно выполнить следующее задание:

Распределить и записать глаголы, близкие по лексическому значению, в три группы. ( трое у доски)

Найти, ликовать, отыскать, делать, торжествовать, радоваться, обрести, работать, разыскать, мастерить, трудиться

1 группа 2 группа 3 группа

найти ликовать работать

отыскать торжествовать мастерить

разыскать радоваться трудиться

как называются эти глаголы? Глаголы- синонимы

упр 101 Выписать 3 пары глаголов- антонимов в тетрадь.

Сделайте вывод: глаголы- синонимы и глаголы-антонимы делают нашу речь яркой и выразительной.

-Физминутка.

-Я называю глагол, а вы выполняете действия.

Встали, потянулись, распрямились, присели, улыбнулись, сели.

Глазки закрыли, открыли, посмотрели направо, налево, вниз, наверх, прямо. И удобно сядьте.

Задание 4 в группах. Замените картинки фразеологизмами.



Фразеологизм делает речь более содержательной.

Задание 5

Кто пришел к нам на урок?

Давайте составим с этим словом синквейн

Составление синквейна

Задание 6

(на доске появляются последние части "Глагола")

4) Творческая работа.

Мы много говорили о глаголах. Обобщим наши знания. Наш глаголик предлагает вам выполненить следующее задание. Вам надо проявить свое творчество: используя глаголы только настоящего и будущего времени, опишите, какие действия может выполнять предложенный вам предмет. У вас должна получиться загадка. (Приложение 5).

1 группа - слово "портфель".

2 группа - слово "карандаш".

3 группа - слово "тетрадь".

4 группа - слово "дневник".

5 группа - слово "оценка".

- творческая работа завершена, начинаем конкурс на лучшую загадку, попробуем определить, какой группе удалось подобрать наиболее точные действия предмета.

1) Ты его с собой носишь, в нем учебники хранишь, не мараешь и не пинаешь.(портфель)

2) Что рисует, чертит, строгается и хорошо ломается. (карандаш)

3) Находится у каждого школьника, иногда теряется, сохраняет информацию.(тетрадь)

4) Я - документ твой, терять меня нельзя , в меня оценки ставят все учителя, в школьной сумке я лежу. (дневник) 5)Ставится в журнал, красуется в дневнике, зарабатывается умом, учеников радует и огорчает, как ты учишься ,скажу. (оценка)

- После обсуждения мы приходим к выводу, что все группы сработали успешно.

- Оцените задание и выставите итоговую оценку.

- Какая группа сработала на оценку "5"? На оценку "4"?


IV. Итог урока.

- Удалось ли нам обобщить и систематизировать все имеющиеся у вас знания о глаголе?

- Почему? (на все вопросы ответили, задания выполнили верно).

- А какова синтаксическая роль глагола в предложении? (в предложении глагол является сказуемым).

- Молодцы! Всем спасибо за плодотворную работу!

Б.Пастернак сказал: «Жить, думать, чувствовать, любить, совершать

открытия». 

-Слова какой части речи использовал Пастернак в своем высказывании?

-Как вы думаете все ли открытия о глаголе мы с вами сделали сегодня на уроке?

-Конечно нет, ведь глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи.

И с ним знакомиться мы продолжим на последующих уроках.

Рефлексия Если вам понравился урок раскрасьте шляпу Глаголика красным цветом, если не понравился- синим.

Домашнее задание




























«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»


«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»


«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»


«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»


«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»

«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»


Задание № 3

Распределить и записать глаголы, близкие по лексическому значению, в три группы.

Найти, ликовать, отыскать, делать, торжествовать, радоваться, обрести, работать, разыскать, мастерить, трудиться.



Задание № 3

Распределить и записать глаголы, близкие по лексическому значению, в три группы.

Найти, ликовать, отыскать, делать, торжествовать, радоваться, обрести, работать, разыскать, мастерить, трудиться.


По горизонтали:

1. Антоним к слову "говорила".

2. Рассмотришь что-либо.

3. Работать не покладая рук.

По вертикали:

4. Приглашу куда-нибудь.

5. Издают крик.

6. Синоним к слову "озяб".

7. Живёте у кого-то в качестве гостя.





Оценочный лист

Группа № 1

Задания

№1

№2

№3

№4

№5

Итоговая оценка










Оценочный лист

Группа № 2

Задания

№1

№2

№3

№4

№5

Итоговая оценка










Оценочный лист

Группа № 3

Задания

№1

№2

№3

№4

№5

Итоговая оценка










Оценочный лист

Группа № 4

Задания

№1

№2

№3

№4

№5

Итоговая оценка











Оценочный лист

Группа № 5

Задания

№1

№2

№3

№4

№5

Итоговая оценка



























КГУ «Чунджинская средняя школа №1»

Дата 31.01.17г Проверено ______________




Урок русского языка

«Роль глагола в речи»



Класс 3 «в»

учитель: Даутова Г.Н.









2016-2017 учебный год


11