СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль групповых форм работы и коммуникативных компетенций в социальной адаптации младших школьников с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль групповых форм работы и коммуникативных компетенций в социальной адаптации младших школьников с ОВЗ»

Роль групповых форм работы и коммуникативных компетенций в социальной адаптации младших школьников с ОВЗ

Коммуникативная компетенция – это освоение определенной суммы сведений языкового материала, способность сопоставлять языковые средства с задачами и условиями общения, а также умение организовать речевое общение, учитывая социальные нормы поведения и коммуникативную целесообразность высказывания. По мнению Б. М. Теплова, коммуникативная компетентность подразумевает сформированность речевых умений, связанных с овладением речевой деятельности, а также умение работать в группе, начинать и вести диалог, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие компоненты: психофизические особенности личности; социальную характеристику и статус; культурный фонд личности; языковую компетенцию; прагматикон личности. Коммуникативная компетентность представляет одну из ключевых составляющих адаптации личности к постоянно меняющимся условиям окружающей действительности, которая имеет решающее значение в психическом развитии и в процессе социализации обучающихся младших классов. На основании данного положения можно говорить о том, что для обучающегося с ЗПР одним из условий успешной адаптации в среде сверстников с нормативным развитием будет овладение всеми компонентами коммуникативной компетентности. Ориентируясь на психолого-педагогические особенности обучающихся с ЗПР, можно говорить о том, что уровень развития коммуникативной компетентности у обозначенной категории детей низкий. Исследователи приходят к выводу, что учащиеся с ЗПР уклоняются от речевого общения. Речевой контакт характеризуется непродолжительностью и неполноценностью. Это обусловлено быстрой исчерпываемостью сообщений, малым запасом сведений для ответа, низким уровнем сформированности словарного запаса, препятствующим формированию высказывания; непониманием собеседника. У учащихся отсутствует стремления вникнуть в суть разговора, в связи с этим их 35 ответы-реакции чаще всего неадекватны и не способствуют продолжению общения. Все обозначенные выше трудности приводят к тому, что обучающиеся с ЗПР выпадают из полноценного социального взаимодействия со средой, что в дальнейшем сказывается на их адаптации, интеграции и социализации в обществе. По мнению многих исследователей, данная ситуация может привести к тому, что в подростковом возрасте обучающиеся с ЗПР могут на фоне нарушенных социальных контактов уйти в асоциальное поведение или неадекватно реагировать на высказывания или действия партнера по коммуникации в процессе диалога. Необходимо говорить о целенаправленной работе в аспекте формирования коммуникативной компетентности обучающихся младших классов с ЗПР. Данное направление является на сегодняшний день актуальным, так как федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентированы и на формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий, которые как раз и являются основой для развития коммуникативной компетентности, что в дальнейшем должно привести к успешной социализации обучающегося с ЗПР.