МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
(слайд 1) «Роль и место портфолио педагога
в оценке эффективности образовательного процесса»
Главным фактором модернизации современного российского образования является приведение системы в соответствие с мировыми стандартами и социальными запросами общества. (слайд 2) Этому способствовало подписание Россией Болонской декларации, результатом реализации которой становится компетентностный выпускник, а значит и компетентностный педагог.
Быть компетентным – значит быть самостоятельным, предприимчивым и ответственным. (слайд 2) Компетентностный педагог – это педагог, знающий основы педагогической науки и нормативное обеспечение, теории и методики обучения и воспитания; владеющий практикой их применения. В том числе педагог должен быть способным быть мобильным и конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.
(слайд 3) В концепции модернизации определены 5 основных компетентностей, которые являются характеристиками не только выпускника ОУ, но и педагога XXI века:
1. Компетенции в сфере познавательной деятельности.
2. Компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности/
3. Компетенции в сфере социально-трудовой деятельности.
4. Компетенции в сфере бытовой деятельности.
5. Компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности.
Итак, государственная политика направлена на создание единого образовательного пространства и как результат такой деятельности – интеграция российской системы образования в европейское образовательное сообщество.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности.
(слайд 4) Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
(слайд 5) Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить (слайд 6) основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах.
Исследовательская деятельность.
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
Различные формы педагогической поддержки.
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
Трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
(слайд 7) Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
(слайд 7) Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить (слайд 8) этапы формирования профессиональной компетентности:
Самоанализ и осознание необходимости.
Планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения).
Самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио. (слайд 9) Портфолио – это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Значение слова произошло от франц. рorter – «излагать, формировать, нести» и folio – «лист, страница». В переводе с итальянского слово «портфолио» означает «папка с документами, папка специалиста».
(слайд 9) Философия портфолио заключается в том, чтобы показать всё, на что способна конкретная личность за определенный промежуток деятельности. Идея создания портфолио очень удачно соотносится с концепцией модернизации российского образования, суть которой – создать условия, обеспечивающие «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности и способствующие мотивации достижения успеха.
Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Как помочь педагогу сориентироваться в новых современных условиях? (слайд 10) Акцент переносится с профессиональных знаний, на уровень профессиональной компетентности, т.е. изменяются содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.
(слайд 10) Согласно действующему Положению об аттестации «…аттестация педагогических работников проводится на основе экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической деятельности».
Основной форма представления материалов педагогических работников для прохождения процедуры аттестации является портфолио педагога. В мировой и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики обучающегося, но и как:
- метод оценки профессионализма педагога;
- банк собственных профессиональных накоплений (система накопления документов); таким образом, портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работников;
- результат самообразования;
- одна из форм для определения рейтинга профессионального мастерства педагога.
Чтобы разработать портфолио, необходимо определить цель его создания – «Для чего?».
(слайд 11) Определим целевые ориентиры портфолио для педагога:
- систематизация и обобщение опыта;
- определение направления дальнейшего развития;
- объективная оценка профессионального уровня;
- помощь в развитии карьеры;
- социальное партнерство (с детьми, родителями, коллегами).
(слайд 11) Основной целью портфолио является реализация компетентностного подхода, соответствующего идеологии практико-ориентированного обучения.
(слайд 12) В зависимости от поставленной цели портфолио распределяют на разные типы:
1. Портфолио документов.
2. Портфолио работ.
3. Портфолио отзывов.
4. Проблемно-исследовательское портфолио.
5. Тематическое портфолио.
(слайд 13) 1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Данный вид портфолио может быть представлен в виде сертификатов, грамот, благодарственных писем.
Преимущества: наличие результативности достижений, определяется рейтинг.
Ограничения: портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального и профессионального роста педагога, разнообразия его творческой активности, стиля обучения, интересов и т.п.
Данный портфолио можно оценить количественно:
(слайд 14) 2. Портфолио работ – портфель творческих, проблемно-поисковых форм и направлений деятельности педагога. Показатель его индивидуальной творческой активности, например, разработка программы элективных курсов, участие в практико-ориентированных семинарах, конкурсах, конференциях; работа над созданием медиотеки; результаты деятельности по самообразованию и обобщению опыта; работа над созданием дидактической базы. Т.е. всё, что делалось в течение определённого срока.
Преимущества: портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике индивидуальной творческой активности педагога, направленности его интересов.
Ограничения: данный тип портфолио предполагает качественную оценку, например по следующим параметрам:
Качественная оценка в данном случае поможет педагогу дополнить результаты итоговой аттестации. В конкретном случае качественная оценка портфолио работ будет являться показателем успешности карьерного роста педагога.
Портфолио работ включает:
проблемно-исследовательскую деятельность;
рефераты;
участие в выставках;
разработанные программы (образовательные, предпрофильные);
участие в работе творческой группы, семинара, лагеря и т.д.
Вариант записей в портфолио работ:
Например, в разделе «Проблемно-исследовательская деятельность» указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п. В разделе «Участие в конкурсах» указывается вид мероприятия, время его проведения, полученный результат.
(слайд 15) 3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики, представления, рецензии, заключения, резюме, эссе, рекомендательные письма и прочее.
Преимущества: эта форма портфолио позволяет включить механизмы самооценки педагога, что повышает степень осознанности педагогической деятельности.
Ограничения: большая степень субъективности, проблемы с учётом информации.
Примерный перечень документов портфолио отзывов:
рецензия на ОП;
рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
отзыв о выступлении на практико-ориентированном семинаре;
резюме, с оценкой собственных достижений;
эссе для участия в конкурсе (например «Учитель года» или «Сердце отдаю детям» и др.).
(слайд 16) 4. Проблемно-исследовательское портфолио связано с написанием реферата, научно-исследовательской работы, подготовкой к выступлению на семинаре, МО, педагогическом совете, конференции.
Проблемно-исследовательское портфолио представляет собой набор материалов по определённым рубрикам, например:
варианты названия рефератов (статьи, доклада);
список литературы для изучения;
микротемы;
проблемные области;
план исследования;
дискуссионные точки зрения;
факты, цифры, статистика;
цитаты, афоризмы;
результаты исследования и выводы;
методы исследования;
прогнозы и перспективы.
Следует отметить, что проблемно-исследовательское портфолио способствует расширению познавательных интересов педагогов в области науки.
(слайд 17) 5. Тематическое портфолио создаётся в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела.
Вначале педагог определяет и называет тему, раздел, область деятельности над которой будет работать и конкретизирует форму контроля – защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.
При работе над данным видом портфолио педагогу можно предложить самостоятельно разработать критерии оценки, что, безусловно, на наш взгляд, будет способствовать развитию рефлексивных способностей педагога. Далее педагог проводит презентацию тематического портфолио по собственным критериям.
На основании вышеназванных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие названные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).
Комплексный и простой портфолио могут быть представлены в двух видах:
- электронный формат;
- текстовой формат.
Структура комплексного портфолио могут быть различными.
Например, Т.Г. Новикова, А.С. Притченков и М.А. Пинская предлагают следующую структуру портфолио педагога:
Титульный лист.
Раздел I . Официальные документы (при систематизации документов обратить внимание на ранжирование по масштабности мероприятий).
Раздел II. Творческие работы.
Раздел III. Отзывы, рекомендации, самоотчеты (может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах).
Т.Н. Макарова и В.А. Макаров рассматривают структуру комплексного портфолио педагога в таком варианте:
1. Титульный лист.
2. Раздел I. Общие сведения о педагоге.
3. Раздел II .Результаты педагогической деятельности.
4. Раздел III. Научно-методическая деятельность.
5. Раздел IV .Внеурочная деятельность.
6. Раздел V .Учебно-материальная база.
(слайд 18) Т.Г. Новикова, А.С. Притченков, М.А. Пинская выдвигают следующие требования к портфолио педагога:
1. Наличие сопроводительного письма владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания этого документа.
2.Содержание (или оглавление) с перечислением его основных элементов.
3. Самоанализ представленных элементов и взгляд в будущее.
Определив целевое предназначение, тип портфолио, рассмотрев и утвердив его структуру и предъявляемые требования, готовимся к апофеозному моменту – презентации портфолио.
(слайд 19) Цель презентации – это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени.
Презентация может проходить в виде слайд-шоу, выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point.
(слайд 19) Показатели качества презентации:
- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
- выделение основных результатов деятельности педагога;
- качество изложения материала.
С помощью портфолио решается, в первую очередь, проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с учащимися и достижения самого учителя, которые в обобщенном виде, исходя из основных критериев оценивания, представляются в рефлексивной карте. Каковы же эти критерии?
(слайд 20) Критерий I. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года.
1. Позитивная динамика успеваемости и «качества знаний» учащихся по итогам учебного года, по результатам итоговой аттестации.
2. Рост числа участников предметных олимпиад:
- школьный уровень,
- муниципальный уровень
3. Результаты проектной и исследовательской деятельности обучающихся по рейтингу успешности:
- муниципальный уровень
- республиканский уровень
- федеральный уровень
- международный уровень
4. Общественное признание высоких учебных результатов.
(слайд 20) Критерий II. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
1. Ведение кружков, секций, факультативов, элективных и специальных курсов (наличие защищенной авторской программы).
2. Подготовленные учителем победители и призеры предметных олимпиад и конкурсов:
- республиканский уровень
- федеральный уровень
- международный уровень
3. Подготовленные учителем победители и призеры конференций, спортивных, музыкальных и других конкурсов:
- муниципальный уровень
- республиканский уровень
- федеральный уровень
- международный уровень
(слайд 20) Критерий III. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Создание условий для участия обучающихся в самоуправлении класса, школы (программа, планы, система), формирование у обучающихся лидерских качеств.
2. Участие обучающихся в социально значимых проектах, социально значимой деятельности:
- школьный уровень
- муниципальный уровень
- республиканский уровень
- федеральный уровень
(слайд 20) Критерий IV. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Применение современных образовательных, в том числе информационных, технологий в учебно-воспитательном процессе.
Результативность применения современных образовательных, в том числе информационных, технологий в учебно-воспитательном процессе (уровень использования, формы представления, в т.ч. наличие работающего сайта учителя).
(слайд 20) Критерий V. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Наличие научно-методических рекомендаций, научно-методического пособия с указанием грифа.
2. Наличие публикаций в профессиональных изданиях по собственной методической системе на уровне:
- муниципальном
- республиканском
- федеральном
3. Распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, в том числе наличие последователей (коллег, работающих по методической системе претендента или активно использующих отдельные ее элементы).
(слайд 20) Критерий VI. Непрерывность профессионального развития учителя.
1. Победитель и лауреат профессиональных конкурсов:
- муниципальный уровень
- республиканский
- федеральный уровень
- международный уровень
2. Эффективное повышение квалификации и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования.
3. Участие в обучающих семинарах, тренингах.
4. Наличие ученой степени, обучение в аспирантуре (докторантуре) в период проведения конкурса.
(слайд 21) Итак, портфолио педагога представляет собой:
- набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационной комиссии, характеристики, рекомендации и т.д.);
- методический «портфель» - описание используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих работ;
- описание процесса и результатов работы;
- результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога.
Мы стоим на пути внедрения нового метода (технологии) портфолио педагога. Безусловно, с внедрением данной инновации будут встречаться реальные трудности и противоречия, но вместе с тем в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации системы образования. Ценность портфолио, на наш взгляд, состоит в том, что он позволяет участникам образовательного процесса развивать или формировать когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.
(слайд 22) Спасибо за внимание!
Интернет-ресурсы:
http://easyen.ru/load/metodika/stati/razvitie_professionalnoj_kompetentnosti_pedagoga_kak_faktor_povyshenija_kachestva_obrazovanija_v_uslovijakh_podgotovki_k_vvedeniju_fgos/308-1-0-3867
http://www.menobr.ru/materials/35/26910/
http://www.myshared.ru/slide/264764/
nsportal.ru›detskii…kak-faktor-povysheniya-prof
10