СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль и значение традиций и обрядов в духовной жизни народа.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово обряд имеет корень «ряд». Ряд - черёд, последовательность, закономерность. В народе употребляли слово «порядок», что означало, делать всё по ряду (последовательно, закономерно).Например: слово «наряжаться» означает одеваться по ряду, по порядку, последовательно. Сейчас старушки говорят: «… А таперича и ряду не знают» или «…У нас такой порядок был».

Просмотр содержимого документа
«Роль и значение традиций и обрядов в духовной жизни народа.»

Роль и значение традиций и обрядов в духовной жизни народа.

  1. Как возникли обряды и традиции.



Слово обряд имеет корень «ряд». Ряд - черёд, последовательность, закономерность. В народе употребляли слово «порядок», что означало, делать всё по ряду (последовательно, закономерно).Например: слово «наряжаться» означает одеваться по ряду, по порядку, последовательно. Сейчас старушки говорят: «… А таперича и ряду не знают» или «…У нас такой порядок был».

Обряд вылился из ритуала. Древние славяне были язычниками. Не умея понять и объяснить разные стихии и явления (силы) природы, они обожествляли её. Весь окружающий мир природы воспринимался в одушевлённых мифологических образах, которым приписывались человеческие свойства и сверхъестественные способности.Духов или (Богов) стремились умилостивить силой заговоров, заклинаний и ритуалов.

Обряд возник, как духовная потребность,на основе веры, трудовой деятельности, быта и отдыха людей. Именно вера, желание обеспечить успех того или иного дела определяла совершение различных обрядов, ритуалов.

По сей день, остаются жить некоторые индивидуальные ритуалы. Например: переплюнуть через левое плечо (три раза), постучать по дереву (три раза), перекреститься, присесть на дорожку, вернувшись - посмотреть в зеркало, и т. д. Мы испытываем страх перед транспортом, дальней дорогой и пытаемся отвести от себя беду. Так вот ритуалы живут и будут жить до тех пор, покуда мы в них нуждаемся. Страх перед неизвестностью побуждает человека совершать тот или иной ритуал.

Наши предки жили в единении с природой. Чувствуя своё несовершенство и зависимость от природы, стремились понять её законы,объяснить явления - (гром, молнию, дождь, паводок, засуху и т.д.), чтобы воздействовать на неё. Что происходит и по сей день. Стремление не зависеть от природы, управлять ею - определяет и регулирует движение научногопрогресса на земле.Подчинить природу, изменить процесс течения времени, законы физических явлений, законы биологических процессов и жизни на земле– вот современная цель человечества. Но если раньше он делал это силой ритуалов и заговоров, то сейчас конструктивно вмешиваясь в её законы.Другими словами, говоря, человек находится в постоянном соперничестве с природой, пытаясь занять главенствующую роль и опровергнуть знаменитую фразу «Человек не властен над природой».

Чем дальше человек от природы, тем менее испытывает потребность в совершении ритуалов и обрядов. Мы больше находимся в помещениях, домах, и там мы чувствуем себязащищёнными. Поэтому бытовые обряды утратили свою потребность. То же самое и с календарными обрядами. Хотя многие дачники всё же придерживаются народного календаря и более наблюдательны относительно различных примет. Пытаются предугадать смену погоды и какие-то природные явления. (Почему?)В той или иной степени живут свадебные и похоронные ритуалы и обряды. Это опять же связано с желанием обеспечить благополучный исход дела, не зная, какова будет семейная или загробная жизнь. Каждый человек в той или иной степени суеверен, даже успешный. Так будет до тех пор, пока он безвластен над природой. А он всегда будет слабее её. Так как разгадать все тайны и загадки природы вряд ли когда-нибудь получится.

Традиции - (лат. Traditio) – передача.Традиции включают элементы культурного наследия. В традициях содержатся наставления, нравственные и эстетические нормы, обычаи и обряды, правила и навыки хозяйственной деятельности, быта (устройства жилищ, врачевания, брачных отношений, воспитания детей и пр.)Они сохраняются и передаются от поколения к поколению. Это и обеспечивает устойчивость («живучесть») традиций и культуры в целом.
   Традиции возникли в незапамятные времена и издавна определяли всю общественную и личную жизнь человека.

Традиция - это жизнеспособное прошлое, унаследованное от дедов и прадедов. Традиции обеспечивают духовную связь между поколениями. Причём механизм передачи традиций заключается в добровольном подражании и усвоении.

Устойчивость, повторяемость, закрепление в мифах, религиозных ритуалах и обрядах, нормах поведения и обычаях сделали традицию универсальным способом накопления и передачи культурного опыта.

Традиции по-прежнему пронизывают все сферы жизнии служат средством регулирования общественных отношений и поведения.Традиции существуют во всех формах культуры - духовной и материальной. Можно говорить о моральных, религиозных, научных, национальных, трудовых, художественных, общественных, семейных, бытовых и прочих традициях.

Втрадициях заключена многовековая житейская мудрость, они существуют и развиваются и сегодня. Каждый человек, отдельная социальная группа, общество в целом обладают собственными традициями (для индивидуумов - привычки). Отсюда множественность и противоречивость традиций и их интерпретаций. Нарушая традиции, мы утрачиваем духовно-нравственные нормы и жизненные устои.

II.Традиции непрерывны, необратимы и невозобновимы.

Если традиция естественным образом иссякла и пресеклась или была искусственно прервана, ее воссоздание обречено на неудачу.

Традиции отмирают, когда перестают существовать вызвавшие их к жизни потребности. В отсутствие потребности не могут возродиться и традиции, уже утратившие корни в окружающей действительности.
   Принудительное прерывание традиции необратимо нарушает инерцию ее существования в сознании и быту; утрачивается привычка к ее исполнению и иссякает необходимость в этой традиции. Происходит, как говорят философы, «перерыв постепенности» (скачок), который уже не позволяет восстановить ее в той же форме и том же качестве.Искусственно возрожденная традиция нежизненна, сколь бы искусной ни была ее реставрация. Такая традиция, даже если она удовлетворяет ностальгические ожидания или этнографический интерес, не может быть прочной и долговечной, так как необходимость в ней уже отмерла или жизнь нашла иные способы удовлетворения тех потребностей, которые прежде обслуживала реконструированная традиция.

Традиции могут только продолжаться, развиваться, эволюционировать и естественным образом отмирать, но к ним трудно вернуться, как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку.

Поэтому не следует отбрасывать традиции, разрушать старые духовные ценности, перечеркивать историческую память.
   С другой стороны, культура не может жить только традицией. Новые поколения людей творчески перерабатывают культурные достижения прошлого. Например, мода (новаторство) всегда «подправляет» обычай (традицию).

III. Инновации и новаторство.

   Культура и общество не могут существовать и развиваться без обновления, нововведений, т.е.инноваций и новаторства - как творческого процесса.Это - необходимое условие развития культуры и общества.Аристотель утверждал: «Все люди по своей природе стремятся к знанию и творчеству».Сам по себе процесс творчества совершенствует природу человека, развивает способности. В процессе творчества возникают качественно новые материальные и духовные ценности, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности — разум и воображение, эмоции и воля.

Система духовных ценностей формируется на основе духовно-нравственных качеств личности. У высоко нравственных людей ценности одни, у безнравственных – они другие.


Причины духовно-нравственного упадка в современном обществе:

Формирует и моделирует систему ценностей: семья, общество, школа, государство - его внутренняя и внешняя политика,причём роль государства, благодаря развитию СМИ сейчас является первостепенной.

Духовно – нравственное воспитание нового поколения – это их ответственность и лежит на их совести. В современном мире воспитание основано на альтернативе.  Что в любой педагогике является неприемлемым методом воспитания. (Лучшее воспитание основано на личном примере и на выявлении причинно – следственных связей).

Какой пример нам показывают средства массовой информации? Человеку свойственно подражание, и подражает он не только хорошему. Поэтому современная система обучения и воспитания терпит крах.