СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль языка в процессе формирования личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Статья раскрывает роль языка и его значение в процессе формирования, становления и развития личности человека как представителя той или иной лингвокультурной общности. Особое внимание автор уделяет вопросу соотношения языка, личности и национального характера, а также функциям языка как орудия культуры, значения национальной культуры, воплощенной в языке, в процессе воспитания личности.

Ключевые слова: язык, лингвокультура, лингвокультурная общность, национальный характер, функции языка, языковая личность. 

 

Просмотр содержимого документа
«Роль языка в процессе формирования личности»

Маркова Дарья Сергеевна

Л.Н. Набилкина,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры иностранных языков и культур,

Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас.


РОЛЬ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ



Аннотация. Статья раскрывает роль языка и его значение в процессе формирования, становления и развития личности человека как представителя той или иной лингвокультурной общности. Особое внимание автор уделяет вопросу соотношения языка, личности и национального характера, а также функциям языка как орудия культуры, значения национальной культуры, воплощенной в языке, в процессе воспитания личности.

Ключевые слова: язык, лингвокультура, лингвокультурная общность, национальный характер, функции языка, языковая личность.



D.S. Markova

L.N. Nabilkina,

Ph D in Philology

Associate professor of Foreign languages and culture chair,

UNN branch Arzamas, Arzamas, Russia



THE ROLE OF LANGUAGE IN THE PROCESS OF IDENTITY FORMATION



Abstract. The article reveals the role of language and its importance in the process of formation, formation and development of human personality as a representative of a linguistic and cultural community. The author pays special attention to the question of the relationship of language, personality and national character, as well as the functions of language as a tool of culture, the value of national culture, embodied in the language, in the process of education of the individual.

Keywords: language, linguistic culture, linguocultural community, national character, function of language, linguistic identity.



C самого младенчества человек погружается в социум, средством общения в котором выступает язык. Через язык, используемый его родителями в процессе коммуникации, ребенок учится познавать окружающий мир и, прежде всего, культуру того речевого коллектива, членом которого он, по чистой случайности становится (этот выбор уже предопределен за него самим фактом его рождения).

При рождении человек не может выбирать, членом какой языковой общности он будет: в то же время, он не становится автоматически англичанином, американцем или русским только благодаря своему происхождению, - такое национальное определение становится возможным лишь в результате длительного пребывания его в той или иной национальной языковой общности посредством длительного общения с представителями этой общности. Таким образом, процесс воспитания осуществляется посредством воздействия национальной культуры и при помощи языка, в котором эта культура отражена и носителями которого являются люди, окружавшие ребенка в ходе развития и становления его как личности.

Язык представляет собой неотъемлемую черту человеческого существования: в языке находит отражение окружающая человека действительность, особенности культуры того народа (социокультурной общности), представителем которого является любой индивид. Язык представляет собой хранилище создаваемой на протяжении исторического развития национальной культуры, сохраняя и передавая последующим поколениям совокупность знаний об окружающим мире и особенностей отношения представителей этой культуры к явлениям окружающей действительности.

Язык представляет собой своего рода инструмент, орудие, используемое человеком в процессе познания окружающего мира и особенностей культуры, представителем которой он является. Помимо этого, язык является еще и орудием культуры: именно язык формирует личностные качества человека, определяя совокупность его поведенческих реакций и особенностей, внося коррективы в тот образ жизни, который им ведется, оказывает определяющее влияние на мировоззрение человека, его менталитет, способствует формирование у него национального характера, принятие им идеологии, характерной для той ли иной лингвокультуры, в частности, лингвокультурного сообщества [4, c. 163]. Язык, являясь самим строгим и неподкупным преподавателем, прививает человеку, изучающего его, идеи, ценности и представления, заложенные в нем, навязывает определенные модели поведения и культурного восприятия, свойственные и характерные для той лингвокультуры, представители которой используют его в качестве национального.

Таким образом, справедливо будет отметить, что человек – носитель языка – в определенном смысле является рабом своего родного языка. Так, едва появившись на свет, ребенок начинает слышать звучащую речь, тем самым попадая под влияние языка, используемого родителями и другими окружающими ребенка людьми в качестве средства общения. Вместе с языком, обучаясь ему чтобы начать использовать его самостоятельно, малыш усваивает запечатленную и хранящуюся в нем культуру той лингвокультурной общности, которая использует этот язык в качестве национального - средства общения, которым он был и оставался на всем протяжении истории данного народа (лингвокультурной, этнической группы), представителем и членом которого он оказался исключительно по факту рождения, без выбора, не имея никакой альтернативы.

Вопрос изучения и рассмотрения различных особенностей соотношения и взаимодействия национальной культуры и личности рассматривался и изучался представителями различных областей научного знания – психологии, культурологии, социологии, лингвокультурологии, лингвистики и пр. В уже в работе Верещагина Е.М. и Костомарова В.Г. под названием «Язык и культура» [2, с. 67], которая уже на протяжении достаточно длительного времени стала своего рода «классикой» как для студентов, так и для преподавателей иностранный языков (не только иностранных, но и русского языка в том числе, преподаваемого в других странах в качестве иностранного), говорится о том, что человек, рождаясь, не является ни немцем, ни японцем, ни русским и т.д., но становится им в процессе длительного пребывания в соответствующем лингвокультурном обществе. Реализация процесса воспитания детей предполагает привитие ему, знакомство с национальной культурой, наличие воздействия, оказываемого «учителями» на «ученика» - ребенка в ходе привития ему культурных ценностей национальной культуры. При этом не стоит упускать из виду тот факт, что язык, характеризующийся наличием неразрывной связи с культурой, играет значительную роль в процессе становления, формирования, воспитания ребенка как личности. Уместным будет привести уже достаточно известное выражение советского психолога Ананьева Б. Г., приводимый Костомаровым В.Г. и Верещагиным Е.М., и ставший уже своего рода афоризмом: «личность является продуктом культуры», - но, используя данное выражение необходимо учитывать небольшую, но важную деталь: личность является продуктом не только культуры, но и языка, фактически неотделимого от этой самой культуры [1, с.143].

Таким образом, достаточно распространенным мнением в научной среде выступает то, в соответствии с которым язык является не только отражением окружающего индивида реального мира и культуры (и ее особенностей), свойственную для него как для представителя той или иной лингвокультурной общности: язык активно участвует в процессе формирования и становления личности его носителей (использующих его в коммуникативном процессе в качестве родного). В качестве иллюстрации данного подхода Тер-Минасовой приводится цитата, которая была взята в романе А. Макина «Французское завещание» [6, с. 32], главный герой которого, осознав значение французского языка, как и русского, в качестве второго родного языка, делает вывод в его отношении. Так, главным героем рассматриваемого (в каком-то роде автобиографичного произведения) приводится высказывание, в соответствии с которым язык является ключом, при помощи которого можно «открыть дверь» в сокровищницу культуры своей страны (на страницах романа главный герой и его сестра, говоря о Франции, сравнивают ее с затерянной Атлантидой (Atlantide)). «Поверх страниц, прочитанных нами нашей бабушкой, моя сестра и я, уставившись друг на друга, до глубины души были поражены одним и тем же: открытием, - язычком, не являющимся чужим для вас. Именно язык, выступая «ключом» от нашей Атлантиды, может быть представлен в качестве невидимой таинственной материи, вездесущей и невидимой, пронизывающим каждый уголок окружающей нас реальности. Именно этот, родно язык, ваял предметы, лепил людей… Он струился стихами, ревел на улицах, вызывая улыбку на лица прохожих. Затопленный толпой, язык, явившись словно с другого конца света, он трепетал внутри нас, как ранее привитый черенок, привитый сердцем каждого из нас, - покрывшийся листьями, цветами, заключающий в себе плод цивилизации [6, с. 33].

Крайне интересным процессом является то, как именно данный национально-культурные знания передаются каждому из представителей лингвокультурного сообщества, становясь общими для каждого из индивидов, использующих данный язык в качестве национального. Так, чтобы рассматриваться в качестве представителя любого лингвокультурного сообщества (народа, нации, этнической группы), тем самым рассматриваясь в качестве его неотъемлемой части, предполагается, что человек должен быть Личностью. В данном случае под понятием «личность» рассматривается индивид, прошедший через процесс социализации и социальной адаптации в пределах того или иного лингвокультурного сообщества. Суть данного процесса, а также его цель заключается в том, что имеет место осуществление культурной трансляции, реализуемой, преимущественно, посредством языка, являющегося национальным для представителей определенной лингвокультурной общности.

На начальном этапе реализации процесса социализации посредством актуализации культуры, отраженной в национальном языке и влияющей на формирование личности, осуществляется посредством фольклора. При этом в качестве основных репрезентантов выступают фольклорные произведения: народные песни, народные сказки, пословицы, поговорки, былины прочие структуры языка, в которых отражена народная мудрость, нравственный, духовный и социальный опыт представителей данной лингвокультурной общности, особенности культурно-исторического развития, особенности природно-климатических условий и пр., слушая и анализируя которые ребенок знакомится с мудростью и жизненным опытом своих предков, усваивает языковую картину мира. Далее, по мере развития и расширения знаний индивида об окружающем мире, развитие коммуникации и осуществления коммуникативного процесса в различных дискурсивных областях, происходит подключение других семиотических средств культуры, при помощи которых происходит формирование, в первую очередь, базовых национально-культурных концептов, которые составляют основу поведения, закладывают основу системе ценностей личности, используемую ей в дальнейшем.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени.

Говоря о функциях языка, нельзя не упомянуть о том, что не существует точного разделения между активной (формирующей) и пассивной (отражательной) языковыми функциями: данное разделение выступает лишь своего рода эвристическим приемом. При всем при этом самой личностью (человеком), как правило, не осознается активная, формирующая функция языка, непосредственно оказывающая влияние на становление человеческого характера, поведенческих особенностей, специфических черт мировосприятия и мировоззрения, отношения к окружающим людям и жизни вообще.

Таким образом, усваивая национальный язык в процессе социализации, формирования и становления личности, имеет место процесс формирования и становления его языковой личности: идет усвоение того мировосприятия мира, отраженного в языке, а также системы ценностей, правил, поведенческих норм, свойственных для той или иной национальной культуры. Именно усвоение и присвоение языковой картины мира той или иной национальной культуры на подсознательном уровне формирует из ребенка ее представителя – русского или англичанина, француза или японца. Владение языком и использование его в качестве национального является залогом национального определения личности, ее национальной идентификации.

Так, для языка характерно наличие двух взаимосвязанных друг с другом и фактически неразделимых друг от друга функций, - пассивной (отражательной) функции активной (формирующей) функции. Каждый из национальных языков отвечает за формирование национального характера своих носителей, реализуя (активную) формирующую функцию, и, в то же время, имеет место реализация пассивной, отражательной функции [5, с.42]: именно в языке отражаются особенности культуры, исторического развития, особенностей социально-бытового уклада, система нравственно-духовных ценностей.

Итак, язык, с одной стороны, формирует своего носителя, с другой, - отражает особенности его жизненного уклада, значимые для него явления и предметы окружающего мира, выполняя, таким образом, одновременно формирующую и отражательную функцию. Усваивая язык человек подсознательно усваивает и те национально-культурные ценности, которые заложены в этом языке, а затем, на их основе, выстраивает систему собственных взглядов и убеждений.

Аналогичную картину мы можем наблюдать и в отношении национального характера: каждый национальный язык не только отражает особенности национального характера той лингвокультуры, которая ему соответствует, но и формирует этот национальный характер (в языке нашли свое выражение система ценностей, норм, особенности мироощущения и мировосприятия человека). Иными словами, если язык формирует представителя народа — носителя языка (формирует человеческую личности) личность, то он должен играть такую же конструктивную роль и в формировании национального характера.







Список литературы:

  1. Аспекты исследования картины мира [Текст]. / Институт языкознания РАН, Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова; под общ. ред. проф. В.А. Пшцальниковой и проф. А.А. Стриженко. – Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2014. - 299 с.

  2. Верещагин Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическоеруководство / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров; 3-е изд., перераб. и.доп. - М.: Русский язык, 1989. - 269 с.

  3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст]. / В.И. Карасик. - Москва: Гнозис, 2015. - 390 с.

  4. Сорокин П. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство [Текст]. / П. Сорокин // Человек, цивилизация, общество. - М.: Новое издательство, 2012. - 262 с.

  5. Тадтаев Х.Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания [Текст]. / Х.Б. Тадтаев; под ред. С.И.Замогильного. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. - 241 с.

  6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. (Учеб. пособие) [Текст]. / C Г. Тер-Минасова. — М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.