СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль имени существительного в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Роль имени существительного в речи

Цель  урока:  1.    Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;  2.    Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;  3.    Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ; 

Тип урока:  урок усвоения навыков и умений;  

Просмотр содержимого документа
«Роль имени существительного в речи»



Русский язык


Тема урока: Роль имени существительного в речи


Цель урока:

1. Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;

2. Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;

3. Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;


Тип урока: урок усвоения навыков и умений;


Ход урока


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)


Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский).



Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»

2.

Чистописание


Какие названия предметам даёт имя существительное?

1. Живые существа: девочка,..

2. Явления природы: гроза,..

3. Явления общественной жизни, события: митинг,..

4. Признак как предмет: синь,..

5. Действие как предмет: бег,

6. Абстрактные понятия: доброта,..

7. Конкретные предметы: дверь,..



Сообщение темы урока.


Упр. 229- устно


Упр. 230 - комментированное письмо.

4.

Постановка учебной задачи.


- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?



Сосчитайте сколько в стихотворении всего слов, сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов, служебных слов?



Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.


Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

А.Фет



В стихотворении – 22 слова

Существительных – 14

Прилагательных- 6

Служебных слов –2

Глаголов - нет


5.

Наблюдение над особенностями существительных в речи


• Упр. 232 – устно. Сделать вывод.

• Снег, снежище - белое чудо России. (Р.Рождественский)

• И стоят себе липы, липушки. (М.Исаковский)




Работа с правилом стр. 105


Упр.233 - устно.




Упр. 234 - комментированное письмо.

6.

Физкультминутка


- Сели (минутка отдыха).

Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаб-ле-на,…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется. (2раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…



Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!

Продолжаем работу.


8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.


Упр. 231 . Проверка – фронтально.

9.

Итог урока.


Ø Доказали ли справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»?

Ø В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Ø Имя существительное даёт названия предметам.

Ø С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы.

Ø Имена существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно – ласкательное значение слова.



.


Домашнее задание.


Упр. 234 – продолжение сказки.


Рефлексия


Сегодня на уроке я…”

- узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …