1. Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;
2. Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;
3. Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки, самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;
1. | Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока) |
| Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский). |
| Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка» |
2. | Чистописание |
| Какие названия предметам даёт имя существительное? 1. Живые существа: девочка,.. 2. Явления природы: гроза,.. 3. Явления общественной жизни, события: митинг,.. 4. Признак как предмет: синь,.. 5. Действие как предмет: бег, 6. Абстрактные понятия: доброта,.. 7. Конкретные предметы: дверь,.. |
| Сообщение темы урока. |
| Упр. 229- устно |
| Упр. 230 - комментированное письмо. |
4. | Постановка учебной задачи. |
| - А что обозначают имена существительные? А только ли предметы? Поиграем в группы слов Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом) Пёс, петух, корова, кошка - … животные. Кукла, мячик и гармошка - … игрушки. Лук, редиска, огурцы - … овощи. Молоток, топор, щипцы - … инструменты. Платье, юбка и рубашка - … одежда. Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда. Василек, ромашка, роза -… цветы. Ветер, дождик и морозы - … явления природы. - Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов? |
| Сосчитайте сколько в стихотворении всего слов, сколько существительных, сколько прилагательных, глаголов, служебных слов? |
| Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. А.Фет |
| • В стихотворении – 22 слова • Существительных – 14 • Прилагательных- 6 • Служебных слов –2 • Глаголов - нет |
5. | Наблюдение над особенностями существительных в речи |
| • Упр. 232 – устно. Сделать вывод. • Снег, снежище - белое чудо России. (Р.Рождественский) • И стоят себе липы, липушки. (М.Исаковский) |
| Работа с правилом стр. 105 |
| Упр.233 - устно. |
| |
| Упр. 234 - комментированное письмо. |
6. | Физкультминутка |
| - Сели (минутка отдыха). Реснички опускаются… Глазки закрываются, … Мы спокойно отдыхаем. (2 раза) Сном волшебным засыпаем,… Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают,… Ноги тоже отдыхают,… Отдыхают… засыпают… (2 раза) Шея не напряжена. И расслаб-ле-на,… Губы чуть приоткрываются,… Всё чудесно расслабляется. (2раза) Дышится легко… ровно…глубоко… |
| Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали,… Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза И красиво сесть! Продолжаем работу. |
|
8. | Самостоятельная работа творческого х-ра. |
| Упр. 231 . Проверка – фронтально. |
9. | Итог урока. |
| Ø Доказали ли справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»? Ø В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Ø Имя существительное даёт названия предметам. Ø С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы. Ø Имена существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно – ласкательное значение слова. |
| . |
| Домашнее задание. |
| Упр. 234 – продолжение сказки. |
| Рефлексия |
| “Сегодня на уроке я…” - узнал новое… - научился … - было трудно … - всё понял, могу помочь другим … |