Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15с. Бада, Хилокского района».
Исследовательская работа.
Тема: «Роль иностранных языков в жизни и деятельности декабристов».
Автор: Михайлова Софья Константиновна,
ученица 10 «А» класса.
Село Бада, улица Комсомольская дом 10 квартира 2
8-996-109-01-37
Руководитель: Куприянова Кристина Иннокентьевна,
Учитель иностранных языков
средней общеобразовательной школы № 15, село Бада.
8 914 472 68 52
Бада, 2024 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………........................2-4
Основная часть
«Просветительская и образовательная деятельность декабристов в сибирской ссылке»
Из истории ссылки декабристов в Сибирь……………………………..5-9
2.Основные идеи образования 19 века……………………………………...10
3. Роль иностранных языков в жизни декабристов …………………………………………………………………………………11-19
Заключение………………………………………………………..……20 - 21
Список литературы…………………………………………………………22
Приложение……………………………………………………………...23-27
I. Введение.
День 14 декабря 1825 года. Петербург. Столица готовится встречать Рождество, которое наступает 25 декабря. Нетрудно представить, как устанавливали ёлки, украшали дома. Суетились слуги в богатых домах.… Но постепенно нарастала тревога. На Сенатской площади выстроились войска.
Многие солдаты и офицеры слышали, как играла музыка в домах, как звучали песни и стихи из открытых окон некоторых домов. И никто из них не мог предположить, что пройдёт немного времени, и они будут согревать свои мятежные души своими песнями, своими знаниями, своими стихами.
Вскоре прогремели выстрелы. Восставшие против царя войска были расстреляны, многие убиты. Затем последовала расправа. Пушкин А. С. Так об этом написал в эпиграмме про нового царя Николая I: «Немного царствовал, да много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил». В Сибирь «сослал»- это к нам, в Забайкалье.
Декабристы с детства изучали иностранные языки. В дворянских семьях большое внимание уделяли изучению французского и английского языков. Изучение именно иностранного языка было неотъемлемой частью воспитания в домашних условиях. Сложно представить, но декабристы почти совсем не говорили по-русски, только отчасти понимали его. Уроки музицирования, а также естественных наук также проходили на иностранных языках. Серьезное внимание иностранным языкам уделяли в благородных пансионах при Московском и Петербургском университетах, где учился будущий декабрист М. Лунин. А также в стенах Царскосельского музея, где воспитывались три будущих декабриста - И. Пущин, В. Кюхельбекер, В.Вольховский. Лицеисты отменно владели несколькими иностранными языками. Также их привлекали и уроки музицирования, благодаря которым, путешествуя и встречаясь с людьми разных сословий и народов, они заинтересовались сначала их музыкальной культурой, а потом и мало изученными иностранными языками, а также русским языком.
Декабристы не только общались на иностранных языках, но и превратили иностранные языки в оружие пропаганды своих идей и методом воспитания народа и его просвещения в суровых сибирских краях. Многогранная деятельность декабристов в период ссылки в Забайкалье неоднократно привлекала внимание историков, литераторов, краеведов, что нашло свое отражение в многочисленных научных публикациях, монографиях, диссертационных исследованиях. Тем не менее, некоторые аспекты деятельности декабристов заслуживают более детального изучения. К числу таковых можно отнести определение роли и места иностранных языков в жизни декабристов в период их пребывания в Забайкалье, что, в свою очередь, может быть сделано только в контексте анализа просветительской и образовательной деятельности, проведенной ими в рассматриваемый период времени.
Актуальность темы:
Приближается 200-летие с событий, произошедших на Сенатской площади 25 декабря 1825 г. А также в этом году отмечается 185-летие окончания срока каторжных работ и выхода на поселения I разряда декабристов. Движение декабристов имеет большое значение для истории России, Также, оно повлияло на развитие нашего края, куда отправили декабристов на каторгу и в ссылку.
Цель:
Изучить просветительское наследие декабристов в Забайкалье.
Задачи:
-Изучить литературу, посвященную пребыванию декабристов в Забайкалье.
-Рассмотреть поэтическое и просветительское наследие декабристов в Забайкальском крае.
Гипотеза:
Если иностранные языки в жизни и деятельности декабристов имели большую роль, то благодаря этому декабристы смогли с честью отбыть наказание и заниматься просвещением Сибири»
Личные мотивы возникновения интереса к теме:
В 2022 году мы с классом ездили на экскурсию в город Петровск-Забайкальский в музей декабристов. (См. Приложение № 1)Я очень удивилась тому, что в каземате было очень много иностранных книг. От экскурсовода я узнала, что многие из них знали очень много языков, как например М.С.Лунин, а также создавали свои произведения. А так как я изучаю иностранные языки очень активно, меня очень заинтересовала эта тема.
Методы исследования:
-теоретическое и практическое изучение материала по заданной теме;
-подбор, изучение и систематизация материала
II.Основная часть.
Просветительская и образовательная деятельность декабристов в сибирской ссылке.
1.Из истории ссылки декабристов в Сибирь.
..Восстание декабристов было подавлено к вечеру 14 декабря. В результате мятежа погибли 1 тыс. 271 человек, в их числе 9 женщин и 19 малолетних детей. По итогам проведенного по делу декабристов следствия пятеро из них – П. И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв – Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский – были приговорены к смертной казни через повешение. Ранним утром 13 июля 1826 года на валу кронверка Петропавловской крепости приговор был приведен в исполнение. Кроме казни, приговор предусматривал каторжные работы, из 121 осужденных Верховным уголовным судом на каторжные и крепостные работы и на поселение, были отправлены 115 декабристов. Осужденных отправляли по ночам, маленькими партиями. Дорога в Сибирь показала декабристам глубокое сочувствие населения. И не только простые люди, но даже многие сибирские губернаторы и чиновники любым способом старались выказать им знаки внимания. Так, например, в Тобольске декабристов встречал генерал – губернатор Д. Н. Бантыш-Каменский, и он старался хоть немного облегчить участь декабристов, дать им возможность отдохнуть после мучительной дороги. Но, жестокий приказ Николая 1, запрещающий партиям декабристов встречаться в пути, заставлял и Бантыш-Каменского до минимума сокращать для столкнувшихся партий время отдыха. Примерно также от Тобольска они проехали через Тару, Канск, Колывань, Томск, Нижнеудинск, Иркутск: девять городов на расстоянии 3000 верст. Дорога упиралась в Ангару, на другом её берегу высились колокольни, слышался лай собак, и вот, триумфальные Московские ворота, расположенные на въезде в город, пропустили декабристов в Иркутск. В первой партии, прибывшей в столицу Восточной Сибири, было восемь человек – Сергей Волконский, Евгений Оболенский, Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Василий Давыдов, Александр Якубович и братья Борисовы. Их разместили на близлежащих заводах. Но вскоре, в связи с распоряжением Николая 1, в октябре 1826 года, первую группу декабристов отправили за Байкал, на серебряный рудник Благодатский. Осенью 1826 зимой 1827 года тот же путь в Сибирь проделали жены декабристов – Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А. Г. Муравьева. Героический подвиг русских женщин был не только подвигом любви – это был своеобразный бунт против заговора молчания, это была во многом сознательная акция против властей. Ну а в это время декабристов хотели разослать по всей Сибири. Однако местное начальство было обеспокоенно тем, что «государственные преступники», окажут на рабочих заводов революционное влияние. Поэтому решили « государственных преступников» объединить в маленькой, двадцать дворов, деревушке Чите. Через год перевели туда и благо датских узников. Декабристов водили на работы ежедневно – они чистили казенные хлева и конюшни, приводили в порядок улицы. Быт узников Читы постепенно приобретал некоторую стабильность: декабристы, люди образованные и незаурядные, стали делится знаниями, занялись изучением языков. В недрах читинского каземата сложилась и успешно действовала так называемая «каторжная академия» представлявшая собой по определению современников «вольный сибирский университет». Следует отметить, что деятельность каторжной академии в воспоминаниях многих декабристов получила исключительно высокую оценку. Значительное количество времени отводилось в каторжной академии на изучение иностранных языков. По свидетельству А.Е. Розена многие изучали не только книжный язык, но и разговорный. «В последнем отношении всего забавнее было с английским языком по выговору слов: сколько споров и сколько смеху! И сколько звуков, нисколько не соответствовавших сложению букв! Так что М.С. Лунин, знавший до совершенства этот язык, всегда упрашивал: «Читайте, господа, и пишите по-английски, сколько хотите, только не говорите на этом языке!», вспоминает А.Е. Розен. Во дворе тюрьмы были построены хозяйственные помещения, в которых узники могли собираться для встречи и с пользой проводить свободное время. Там то и появились первый рояль и фортепиано. Музыкальные инструменты выписали приехавшие первыми вслед за мужьями жёны декабристов: Муравьева Александра, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая. Они же привезли и книги. Теперь их мужья могли отдыхать душой, приводить в порядок свои мысли, песня и музыка, общение друг с другом, взаимодействие с книгами способствовали объединению декабристов, образованию их братства, которому они оставались верны всю оставшуюся жизнь. Ну а самое главное это то, что это укрепило их дух, делало их сильнее, выносливее, настраивало на позитивное поведение, на полезную для общества деятельность. Прошло время, и в Чите с каторжников сняли кандалы. Это было незадолго до завершения их читинской эпопеи: в Петровском заводе возводилась для декабристов специальная тюрьма. Летом 1830 года её постройка была завершена, и комендант, генерал Лепарский, получил из Петербурга повеление переселить туда узников. Тем же летом, 1830 года декабристы отправились из Читы в Петровский завод. Они шли пешком, разделенные на две партии. Их вели под наблюдением, с вооруженными авангардами впереди, солдатами сзади, и с бурятами по бокам поодаль он узников. Поход был труден, но после четырехлетнего заключения в Чите, «путешественники поневоле» с глубоким наслаждением любовались природой Забайкалья, неповторимыми ландшафтами, изрезанными перелесками и долинами петляющих речек. Петровский завод был для тех времен довольно большим поселением – две тысячи жителей, каторжные цехи железоделательного заведения – плавка руды, выработка чугуна. И посредине селения, на болоте, мрачный тюремный замок. В камерах не было окон, лишь небольшие зарешеченные дыры выходили в коридор. Но вскоре благодаря женам декабристов, которые посылали письма Бенкендорфу, иркутскому генерал – губернатору, окна прорубили под самый потолок. Унылая и однообразная работа на мельнице, замкнутый круг общения, долгие месяцы повторяющийся изо дня в день режим – все это было предназначено к тому, чтобы учить человека, уничтожить его нравственно. Даже разделение декабристов, расселение их в разные камеры способствовало этой цели. Но именно здесь наиболее полно проявлялась дружба, целеустремленность, гражданская отвага дворянских революционеров. Они создали артель, куда вносили деньги для общего питания. Тем, у кого завершался срок каторги, и начиналась пожизненная ссылка, выдавали из артельных сумм пособие, которое облегчало трудности в пути и давало возможность на первых порах обосноваться, приобрести самое необходимое. Но время шло, и в 1832 году декабристы, осужденные по 8 разряду, получили разрешение покинуть Петропавловскую тюрьму, они отправлялись теперь на поселение. Затем тронулись в путь и их товарищи – осужденные 7, 6, 5 разрядов. Каземат постепенно пустел, узников расселяли по обширной Сибири. Им предстояла теперь пожизненная ссылка в глухих окраинах страны. В июле 1839 года Петровский завод покидали последние декабристы - те, кто был осужден по 1 разряду. Три десятка телег, повозок, кибиток тронулись в путь через леса, горы, реки – к Байкалу, на Ангару, Лену, Тобол, Енисей – каждому выпал свой жребий, своя судьба. Начинался новый этап жизни героев России – поселение. Тихо стало в камерах Петровского тюремного замка, улеглась пыль на дорогах. Лишь один декабрист решил остаться здесь до конца дней своих – Иван Иванович Горбачёвский. В Чите задержался Д. И. Завалишин, Трубецкие и Волконские расположилось в деревнях вокруг Иркутска , в Олонках жил В. Ф. Раевский, братья Н.А и М.А Бестужевы были поселены в Селенгинске.
…Якутск, Енисейск, Красноярск, Туринск, Тобольск и Ялуторовск впоследствии Курган приютили декабристов. Многие жили в нищете, другие погибли от болезней, сгорели заживо, или были убиты с целью ограбления… Иные сошли с ума, или ослепли…Когда после смерти Николая Iбыла объявлена амнистия декабристам, из дальних краев вернулись живыми лишь немногие. И все же они вышли победителями. Сибирь стала им вторым домом, второй Родиной. Здесь жили их друзья, здесь подросли их воспитанники. Декабристы устраивали школы, учили детей, писали музыку и славили Сибирь. В память о них созданы десятки музеев. Памятью об этих высокообразованных людей своего времени являются и декабристские чтения, которые ежегодно проводятся в нашем крае.
2.Основные идеи образования 19 века.
Правление императора Николая I началось после сложного периода в истории России, связанного с восстанием декабристов 1825 года. В этой связи, преобразования были начаты именно в сфере образования. Он считал, что иного пути предотвращения революционных движений и развития либеральных идей среди молодежи не существует. Организация образовательной системы предполагала сословную направленность т.е. право на обучение граждане получали исходя из своего сословного положения в обществе. Ни один гражданин не мог претендовать на образование выше своего социального статуса. В 1826 году правительством был организован специальный орган, занимающийся контролем за процессом образования. Этот орган именовался Комитетом устройства учебных учреждений. Им регламентировалось содержание образовательных программ и строго контролировалось направление преподавания, чтобы избежать распространения вольнодумства и не соответствующих государственной политике учений. В качестве органа, занимающегося регулированием и контролем деятельности образовательной системы было утверждено Министерство народного просвещения. В стране существовало шесть учебных округов. Обучение в городах происходило в гимназиях, училищах, университетах. Гимназии стали напрямую подчиняться Министерству народного просвещения и контролироваться им. В них был изменен прядок преподавания и программы обучения. Приоритетными направлениями программы стали языки: греческий и латинский. Естественные науки не входили в обязательную программу и могли быть введены только в качестве дополнительных предметов. Гимназии носили сословный характер, поэтому в них могли обучаться далеко не все граждане. Представители низких сословий получили право на обучение в приходских школах, учебных заведениях при монастырях, а многие вообще лишились доступа к образованию.
Роль иностранных языков в жизни декабристов.
В преобразовательных планах декабристов большое место занимали вопросы образования и музыкального творчества. Они сознательно ставили своей целью борьбу за передовую культуру, за просвещение народа. Это отразилось и в конституционных проектах декабристов и в их идейном творчестве. С точки зрения декабристов, музыка, так же как и иностранные языки должны быть использованы в процессе воспитания личности, как своеобразный способ обогащения и углубления чувств и разума человека, усовершенствования его нравственного облика. Декабристы стремились использовать эти возможности в различных сферах приложения своих творческих сил. Перед музыкой и образованием ставились задачи формирования не только высоких этических качеств личности, но и возвышенных эстетических идеалов
3.1.Иностранные языки как средство общения.
Во время заключения и каторги иностранные языки были средством общения, налаживания связей изгнанников с окружающим их миром. Изучая различные материалы, я пришла к выводу, что образование, в частности иностранные языки, в годы после разгрома восстания приобрели для декабристов особый смысл. Они стали хоть какой-то отдушиной в жизни заключенных. Известно, что А. Одоевский не только пел романсы в своей одиночной камере, но и сочинял стихи на французском и немецком языках, а также не забывал, о своём товарище – К.Ф. Рылееве, который сочинил стих «Исповедь Наливайки», который стал многих пророческим.(См. Приложение №2). Стихотворение «Среди долина ровныя» помогла барону Розену привлечь внимание стражника. Положение «государственных преступников» ставило декабристов в сибирском изгнании перед кругом сплошных ограничений. По существу, только их музицирование и изучение иностранных языков не вызывало у местного начальства протеста.
Действительно, в числе осужденных на сибирское изгнание были истинные мастера. Среди них такие выдающиеся поэты как К.Ф Рылеев, А.И. Одоевский, А.А. Бестужев. Выдающиеся поэты – переводчики как В.К. Кюхельбекер, М.С.Лунин, В.Ф.Раевский.
Они могли соперничать с лучшими дилетантами и профессионалами России той поры. Десятки высказываний, рассыпанных в мемуарах декабристов, позволяют утверждать, что в условиях суровой изоляции, политической смерти и личных драм их образование, доставляя эстетическое наслаждение, удовлетворяя потребность в творчестве, стало одним из стимулов к жизни, а изучение иностранных языков позволило дополнить свои знания во многих отраслях науки.
3.2.Роль образования в деятельности декабристов.
Описывая пребывание в Петровском заводе А.Е. Розен вспоминает, что по воскресеньям и праздничным дням декабристы собирались, чтобы послушать священное писание или проповеди из лучших духовных книг, чтецами при этом были «…Корнилович из английских проповедников, Оболенский и Пушкин из французских, я из немецких; мы переводили иностранные подлинники без пера, а прямо читая по-русски вслух иностранную книгу». Как позднее писал в своих воспоминаниях М.А. Бестужев «… мы погрузились с наслаждением в волны умственного океана, чуть не захлебнувшись им». Культурная и интеллектуальная жизнь декабристов в Петровском заводе была весьма интенсивной, они организовывали диспуты, литературные вечера, занимались музыкой и живописью. Чтобы лучше узнать, понять и наметить перспективы развития Забайкалья, многие из них занимались изучением животного и растительного мира, географии, истории и этнографии края, селекционной деятельностью, вели метеорологические наблюдения.
В Петровском Заводе декабристы получали значительное количество периодических изданий, в том числе и иностранных, чтение которых являлось нормой жизни для русской интеллигенции XIX века. М.А. Бестужев, вспоминая данный период времени, среди газет и журналов на иностранных языках называет следующие издания: Revue Britanique, Revue de Paris, Revue industrielle, Cabinet de Lecture, Journal pour rire, Times, Quarterly Review, Edinburgh review, Morning Post, English Illustration, Journal de Hambourg, Algemeine Zeitung. Кроме этого, он также упоминает о получении несколько польских и итальянских газет, не называя их. Стараниями декабристов начала складываться многоотраслевая научная библиотека со значительным фондом на иностранных языках, в которой правила пользования литературой были четко определены и строго соблюдались всеми декабристами. Знание языков давало декабристам возможность непосредственного восприятия мировой художественной культуры, позволяло своевременно знакомиться с последними достижениями техники, механики, медицины, экономики, сельского хозяйства. Для чтения иностранной литературы, относящейся к различным сферам профессиональной деятельности, требовались словари, которые также имелись в библиотеке в достаточном количестве. Сохранившиеся письма М.Н. Волконской свидетельствуют о том, что она неоднократно обращалась к родственникам и друзьям с просьбами выслать словари и грамматики иностранных языков. Известно, что в Петровском Заводе имелись и личные библиотеки, также включающие издания на иностранных языках. Например, С.П.Трубецкой просил прислать ему книги по медицине на русском и немецком языках, и начал изучать греческий язык, для того чтобы иметь возможность в подлинниках познакомится с религиозно-философскими учениями. Декабрист Ф.Б. Вольф, лечивший не только декабристов и членов их семей, но и многих местных жителей, владел большой медицинской библиотекой. Другой известный декабрист М.С. Лунин, являясь по свидетельству многих знавших его людей человеком весьма эрудированным, на протяжении всего периода проживания в Забайкалье не переставал пополнять свою библиотеку, содержавшую многие уникальные издания на латинском и греческом языке. В этом ему оказывала помощь его сестра Е.С. Уварова, регулярно обращавшаяся с просьбами к сильным мира сего с просьбами о разрешении на высылку книг.
Одним из доступных видов интеллектуальной деятельности для декабристов в условиях их забайкальской ссылки была работа по переводу с иностранных языков на русский язык произведений зарубежных авторов. Вначале в Чите, а позднее и в Петровском Заводе, где условия для подобной деятельности были более благоприятными, декабристы (В.Л.Давыдов, П.С. Бобрищев-Пушкин, А.П. Беляев, А.И. Одоевский и др.) активно занимались переводами, удовлетворяя тем самым их жажду литературной деятельности. К сожалению, отсутствие возможности опубликовать свои переводы отрицательно сказывалось на настроении декабристов, однако, работа, проделанная декабристами по переводу произведений европейской литературы, не была бесполезной, многие из них все же стали достоянием читателей в рукописных вариантах, а отдельные по прошествии времени были изданы.
Всё вышесказанное свидетельствует о понимании высокой реалистической природы образовательной деятельности, а также о её нужности. Будучи очень образованными до ссылки, декабристы не перестали совершенствовать свои знания. Образование, с точки зрения декабристов, - средство воздействия на чувство и разум не только отдельного человека, но и коллектива. Поэтому образование должно быть использовано в процессе воспитания личности как своеобразный способ обогащения и углубления чувств и разума человека, усовершенствования его нравственного облика.
3.3. Иностранные языки как проводник идей декабристов.
Педагогическая деятельность декабристов получила широкое освещение в историко-педагогической литературе. Система образования в России в первой половине XIX века развивалось недостаточно интенсивно, что касается Забайкалья, то здесь ощущалась крайняя необходимость открытия учреждений общего и профессионального образования. В сложившейся ситуации большое распространение в этот период получило домашнее частное обучение, к которому, несмотря на существовавшие запреты, часто привлекались и политические ссыльные.
В эпистолярном и литературном наследии декабристов имеются сведения о деятельности школы в Петровском Заводе. М.А. Бестужев в своих воспоминаниях отмечает, что при создании школы пришлось прибегать к хитрости, т.к. «государственным преступникам» никто бы не разрешил её открыть. Началось все с обучения церковному пению, что запретить было нельзя, а так как нельзя петь, не зная грамоты, было разрешено обучать читать. Описывая деятельность школы, Д.И. Завалишин подтверждает все вышесказанное и упоминает об изучении иностранных языков. «Вслед за тем духовные лица затруднились приготовлением детей своих в семинарию и обратились с просьбой к коменданту дозволить детям учиться в каземате; поэтому мне и разрешили учить их по-латински и по-гречески», вспоминает он. Вероятно, за этим разрешением последовали и другие послабления, обучали не только греческому и латинскому, но и современным иностранным языкам. Как с удовлетворением вспоминает М.А. Бестужев «дело пошло так хорошо, что многие дети горный чиновников поступили первыми в высшие классы Горного института и других заведений». Испытав на себе культурное и нравственное влияние декабристов, многие их ученики добились значительных успехов в различных сферах деятельности и стали достойными представителями забайкальской интеллигенции. Всеми силами декабристы стремились обеспечить и свои детям, рожденным в Забайкалье, достойное образование, что предполагало обязательное обучение иностранным языкам. Как известно, в среде русского дворянства французский язык был более употребителен, чем свой родной русский и обучать ему начинали с самого раннего возраста, нанимая в качестве гувернанток носительниц языка. Большое значение уделял С.П. Трубецкой воспитанию и образованию своих детей, что прослеживается в отрывках его дневника, обращая внимание на важность изучения иностранных языков. В письме к С.Н. Муравьевой (Нонушке) из Петровского завода написанном в конце 1837 года С.П. Трубецкой рассказывая об учебных успехах своей дочери Сашеньки, пишет, что она «каждый день учится читать и писать по-русски и по-французски».
Отбыв положенный срок каторги, декабристы разъезжались из Петровского Завода, многие из них были определены на поселение в Забайкалье, и, получив относительную самостоятельность действий, развернули энергичную педагогическую, литературную и хозяйственную деятельность. Оставшиеся на поселении в Забайкалье декабристы П.В. Аврамов, К.П. Торсон, В.К. Кюхельбекер (Акша), А.И. Вегелин (Сретенск), Д.И. Завалишин (Чита), И.И. Горбачевский (Петровский Завод), А.Н. Луцкий (Нерчинск) стремились передать местному населению частицу своих знаний и опыта. Одним из самых известных декабристов по праву считается В.К. Кюхельбекер - литератор, переводчик, лицейский друг А.С. Пушкина. В сентябре 1839 года он был переведен на поселение в крепость Акша Нерчинского уезда тогда еще Иркутской губернии. Живя в Акше, В.К. Кюхельбекер, активно занимался педагогической и литературной деятельностью, стремясь таким способом не только реализовать свой творческий потенциал, но и приобрести необходимые средства для содержания своей семьи. Население Акши в основном составляли служащие и отставные казаки и их семьи, в одну из них, семью майора, командира третьей казачьей сотни А.И. Разгильдеева он был нанят для обучения четверых детей. Кроме этого, по имеющимся сведениям он давал уроки детям казачьего атамана Истомина и детям других офицеров. Можно с уверенностью сказать, что в лице В.К. Кюхельбекера вышеназванные семьи получили одного из самых лучших специалистов в области преподавания иностранных языков. В.К. Кюхельбекер имел не только блестящее образование, но и немалый педагогический опыт, т.к. до ссылки в Сибирь преподавал в ряде учебных заведений русский и латинский языки. Подробно изучив жизнь и педагогическую деятельность В.К. Кюхельбекера во время его поселения в Акше, Е.В. Ваганова приводит данные о том, что он «… давал уроки словесности, истории, географии и французского языка постоянно и периодически 12 ученикам»
Широко развернул образовательную деятельность в Чите после выхода на поселение Д.И. Завалишин, бывший преподаватель Кадетского корпуса. Он не только активно занимался созданием образовательных учреждений для местного населения, но и успевал уделять внимание своей семье, обучая жену А.С. Смольянинову и её сестер различным наукам, в том числе латинскому и французскому языкам.
Заслуживает особого упоминания М.С. Лунин, один самых ярких представителей декабристов, отбывавших каторгу в Забайкалье. Его активное занятие публицистикой требовало поистине энциклопедических знаний, которые он неустанно пополнял, находясь в забайкальских казематах. Превосходное знание многих событий отечественной и мировой истории позволили ему написать ставшие известными статьи и сибирские письма, многие из которых на иностранных языках. Являясь близким другом семьи Волконских, М.С. Лунин составляет для их сына Миши «План начальных занятий, разделенный на 3 этапа с 8-летнего возраста до 14 лет». Данный план датируется 1838-1839 годами и написан в период проживания декабристов в селе Урик близ Иркутска. Первый период с 8 до 10 лет в отношении языкового образования предполагал изучение русского, французского и английского языков, при этом пояснялось, что ученик уже понимает по-французски. На втором этапе - с 10 до 12 лет рекомендовалось изучать русский, французский, английский и латынь. Третий этап с 12 до 14 лет посвящался изучению русского, французского, английского, латинского и немецкого языков. М.С. Лунин настаивает: «Больше всего прилежания - к языкам, ибо они - ключ к знаниям». Кроме этого, в плане перечислена учебная литература, необходимая для изучения языков, грамматики и словари. В конце марта 1841 года М.С. Лунин был вновь арестован и отправлен в Забайкалье, на сей раз в Акатуй. В письмах из страшной Акатуйской каторжной тюрьмы декабрист продолжал постоянно интересоваться успехами своего ученика, особенно изучением иностранных языков. Письмо М.С. Лунина семье Волконских датированное 30 января 1842 года написано, как и большинство его посланий на французском языке, а к их сыну Мише он обращается на английском языке, высказывая своё удовлетворения по поводу успехов мальчика в овладении этим языком. В своих более поздних письмах он интересуется, выписали ли для Миши немецкого педагога, что, по его мнению, являлось необходимым, и настаивает на том, что мальчик должен до 16 лет в совершенстве овладеть латынью и греческим. В письме, адресованном М.Н. Волконской, М.С. Лунин пишет: «Главное сейчас - это изучение языков. Помимо французского и английского, необходимы безусловно, латынь и немецкий. Эти четыре языка - ключи современной цивилизации». Безусловно, прав М.С. Лунин, утверждая, что необходима регулярная языковая практика, только она обеспечивает свободное владение языком. «Заклинаю вас всегда говорить с Мишей по-французски или по-английски и никогда по-русски. Вначале это вас будет несколько стеснять, но вы постепенно привыкните, а он извлечет из этого величайшую пользу. Одна беседа стоит десяти уроков», просит он. Мысли опытного и много испытавшего человека звучат в тех советах, которые содержали тайные послания декабриста из Акатуя. В письме М.Н. Волконской, написанном приблизительно в сентябре-октябре 1844 года, он рекомендует следующий метод изучения иностранных языков, многократно использованный им самим: «Пусть Миша читает вам вслух страницу английского текста, переводя устно одну фразу за другой, для неизвестных слов пользуясь словарем. После этого вы ему прочтете ту же страницу, но очень медленно и внятно. Таким образом, слова и выражения запечатлеваются в памяти одновременно и через зрение и через слух». Позднее в письме к С.Г.Волконскому он советует данный метод и для изучения латинского языка. М.С. Лунин, находясь в Акатуе, не прерывал своих занятий языками. Благодаря заботам сестры и помощи своих друзей Волконских он имел возможность наслаждаться произведениями Платона, Геродота, Тициана, Цицерона. В своем письме С.Г. Волконскому, написанному им предположительно в начале 1844 года, он с радостью рассказывает о своих занятиях греческим языком, с помощью высланных ему сестрой из Берлина книг и описывает свое изучение религиозных верований у Гомера. По имеющимся сведениям, после смерти М.С. Лунина его библиотека была продана с аукциона, а значительное количество книг, в том числе и на иностранных языках, было приобретено В.Ф. Янчуковским, учеником декабристов, подготовленным ими в Петровском Заводе к поступлению в Горный корпус. (См. Приложение №3)
III. Заключение.
Знакомство с эпистолярным наследием декабристов и их мемуарами представляет значительный интерес как для изучения истории декабризма в целом, так и для определения роли и места иностранных языков в период их каторги и поселения в Забайкалье. В изученных нами источниках подчеркивается, что именно интенсивная умственная деятельность, последовательное стремление к знаниям, возможность самообразования и саморазвития явились тем основанием, которое позволило декабристам достойно выдержать все испытания.
Моя исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что роль иностранных языков в жизни и деятельности декабристов очень большая.
Гипотеза: «Имели ли иностранные языки какую-то роль в жизни и деятельности декабристов?», была мной доказана.
Цели: «Изучить просветительское наследие декабристов» я успешно достигла.
На данном этапе моя работа не закончена, я хочу ее продолжить. Я хотела бы найти курсы, предложенные М.С. Луниным когда – то юному Мише, выучить несколько стихотворений, написанных самими декабристами, а также представить её учащимся 5-9 классов, а также 10-11 для расширения кругозора.
Данную работу можно будет использовать на уроках истории, в виде дополнительного материала, иностранных языков, на уроках литературы, а также на интегрированных уроках краеведения. Также исследовательскую работу можно предложить классным руководителям, для проведения классных часов на эту тему.
В нашей школе ребята из 10-11 классов в прошлом году работали над созданием сайта о декабристах, для учащихся нашей школы. Я думаю, что будет очень хорошо, если эту работу там опубликуют, как и прошлую мою тему о декабристах.
В результате исследовательской работы я научилась более качественно работать с литературой, вести поисковую работу, выбирать нужный материал из большого объема информации, систематизировать информацию, оформлять работу по стандартам.
В завершении хочу сказать, что в своей исследовательской работе я рассмотрела не только роль иностранных языков в жизни и деятельности декабристов, но и их просветительское достояние. Узнав о том, что роль очень велика, а достояние разнообразно, я не только это запомнила, но и буду делиться этим со своими друзьями, потому что это часть истории нашего Отечества, которую должен знать гражданин и патриот нашего сильного государства с такой великой историей.
При представлении мной исследовательской работы фоном играла музыка композитора и ученика декабристов Михаила Глинки «Вальс Фантазия» написанный в 1824 году, а также произведение Александра Грибоедова «Вальс номер 2 ми минор», написанное в 1839 году. Стихотворение «My peri» («Моя Пери) было написано А.И.Одоевским в 1938 году.
Список литературы:
Алексеева С. фильм «Декабристы. Испытания Сибирью», http://kino.rgo.ru/films/235,2014.
В сердцах Отечества сынов: Декабристы в Сибири. Вып.3. – Иркутск,
Гессен. С. А. «Лунин и его время», 1926
Дум высокое стремленье: Декабристы в Сибири. Вып.2. – Иркутск, 1975.
Записки княгини М.Н.Волконской. – Чита, 1960.
Кюхельбекер. В.К. «Путешествие. Дневник. Статьи»,1979
Своей судьбой гордимся мы: Декабристы в Сибири. Вып.1. – Иркутск, 1973.
Сергеев М.Д. альбом «Декабристы и Сибирь», 1988.
Соловьев К. А. История России 9 класс, 2015.
Учебный фильм: Декабристы в Забайкалье, киностудия «Альтес»
Интернет-источники:
Интернет сайт: http://www.museum.ru/M1151
Интернет сайт: http://www.museum.ru/M979
Интернет сайт: http://www.museum.ru/M1150
V.Приложение.
Приложение №1.
Наш класс на экскурсии в музее декабристов г. Петровск – Забайкальский. 2022 год.