Эта статья предназначена для учителя.Задача учителя географии привлечь внимание учащегося к карте, научить её читать, именно читать, потому что условные знаки карты, плана местности – это своеобразный алфавит, и его тоже надо знать.
Просмотр содержимого документа
«Роль карты в обучении географии.»
Роль карты в обучении предмету «География»
На уроке географии карта является основным источником информации. Мой любимый учитель географии Свиногонова Валентина Михайловна всегда учила: «Нет у тебя на уроке карты на доске - пропал урок». И это действительно так. Современные дети совсем не хотят читать скучный текст- им подавай информацию всю сразу и желательно в картинках. Поэтому задача учителя географии привлечь внимание учащегося к карте, научить её читать, именно читать, потому что условные знаки карты, плана местности – это своеобразный алфавит, и его тоже надо знать.
Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем. Всегда говорю детям о том, что объехать все страны мира и удивительные уголки природы вряд ли нам удастся (хотя надо стремиться к этому), так давайте хоть пофантазируем – совершим кругосветное путешествие по карте мира. Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. На уроках широко использую карту для этих целей, например, приучаю учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью применяю различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт др. Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью. Например, с картами могут проводиться разнообразные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе (разбивка клумб, фруктового сада, посадка школьного огорода, деревьев и т.д.).
Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.
Кравченко Н.В.
учитель географии МБОУ Гринёвская СОШ