СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в эстетическом воспитании студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время актуальной задачей техникума является проблема эстетического воспитания, которая приобретает особую актуальность у подростков. Общепризнанно, что подростковый возраст является сенситивным для развития эстетических чувств, предпочтений, вкусов. Подростков привлекают литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, где для них характерно сопереживание, подстановка себя на место героя. В этом возрасте формируется эстетический идеал, объектом подражания которого может служить герой – решительный человек, преодолевающий обстоятельства и идущий к цели.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в эстетическом воспитании студентов»

Роль классного руководителя в эстетическом воспитании студентов


В наше время актуальной задачей техникума является проблема эстетического воспитания, которая приобретает особую актуальность у подростков. Общепризнанно, что подростковый возраст является сенситивным для развития эстетических чувств, предпочтений, вкусов. Подростков привлекают литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, где для них характерно сопереживание, подстановка себя на место героя. В этом возрасте формируется эстетический идеал, объектом подражания которого может служить герой – решительный человек, преодолевающий обстоятельства и идущий к цели.

Большая роль в эстетическом воспитании подростков в техникуме принадлежит классному руководителю. Владея полной информацией об ученике, его способностях, умениях, возможностях, классный руководитель стоит ближе к нему, чем кто-либо из членов педагогического коллектива. В его задачи входит обогащение имеющегося эстетического опыта, развитие интересов к различным областям человеческой деятельности. Если такая работа не ведётся, если возрастающая активность подростка педагогически не направляется и не организуется, то к концу подросткового возраста мы можем столкнуться с «пустыней отрочества» (Л. Толстой) либо с гипертрофией одного интереса (запойное чтение, страсть к футболу и прочее). Именно классный руководитель, опираясь на комплексный подход в применении средств искусства в образовательном процессе, направляет активность учащихся на различные сферы эстетической деятельности, где они могут проявить свои способности.

Основная задача в работе классного руководителя с подростками – формирование эстетического идеала. При проведении в техникуме анкетирования с учащимися 1-3 курсов на тему «Эстетическое воспитание подростков» оказалось, что большинство подростков (72%) затруднились с трактовкой сущности понятия «эстетический идеал». Каждый второй опрошенный затруднился с определением собственного эстетического идеала. Современный подросток значительную часть эстетических представлений получает через СМИ (телевидение, кино, интернет). техникум, в частности, классный руководитель могут регулировать влияние на ребенка потока информации, получаемого с экрана, дисплея. Любимый герой подростка – человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий препятствия и выходящий из них победителем. Зачастую они хотят быть похожими на киногероя, но, не обладая сформированной культурой, впитывают как губка не только положительные, но и отрицательные поступки персонажей. Классный руководитель может решить эту задачу, если сформирует у подростков критическое отношение к экранной информации, что создаст условия для формирования ценностных ориентаций в эстетической сфере.

В практике хорошо зарекомендовали себя классные часы «Мир увлечений», «Мой досуг», на которых каждый ученик может рассказать о себе, своих увлечениях, досуге, сделать небольшую самопрезентацию. При подготовке такого классного часа оформляются различные выставки, демонстрирующие эстетические умения учащихся. Хороший воспитательный эффект дают внеклассные мероприятия, направленные на формирование эстетических качеств: День Знаний, День славянской письменности и культуры, экскурсионные поездки по историческим местам родного края, посещение выставок. При подготовке к мероприятиям дети помещаются в культурную среду, которая формирует в них эстетические ценности.

Современное общество диктует новые требования к техникуму, воспитанию студентов. Подросткам не интересны традиционные формы воспитания, которые предлагает классный руководитель: беседы, лекции, традиционные мероприятия и т.д. В целях активизации обучающиеся, развития их интересов возникает необходимость использования новых ярких форм эстетического воспитания. Для того, чтобы студенты стали активными участниками процесса эстетического воспитания, необходимо предложить им инновационные формы культурно-эстетической деятельности.

Современные подростки – это поколение, выросшее в эпоху компьютерных технологий и интернета. В интернет они заходят с целью поиска необходимой информации, ответов на интересующие вопросы, новых знакомств, игр, общения с друзьями. Учитывая тягу студентов к компьютерным технологиям, нами были разработаны и апробированы такие формы работы, как создание сайтов по темам «Красота», «Грация», «Обаяние», в которых контент (информация, расположенная на страницах сайта как текстовая, так и графическая, мультимедийная и т.д.) представлен в визуальных концепциях. Создание блога "Понятие об эстетике" позволяет подростку делать нечто большее, чем просто сидеть и читать. Подростки могут проявить себя через онлайн опросы, онлайн голосование, что позволяет подключаться к общению со сверстниками, обсуждать полезную информацию, доски объявлений: анонсы дня, темы мероприятий, батлы, и т.д. Классный руководитель должен помочь подобрать текст, используя тот язык, который понимает подросток. Благодаря этим интерактивным возможностям, подросток может показать себя с разных сторон и оставить свой след в интернете.

Подросткам свойственна активность в выражении себя как личности. Основываясь на данном свойстве подростков, мы были разработали и апробированы такие формы работы, как проведение батлов «Креативная мастерская». Батл – это соревнование, в котором участники соревнуются, кто из них лучше двигается, рисует и т.д. Каждый класс работает в рамках определённой темы: «Рыцарский турнир вежливости», «Видеобитва» и др. Учащиеся должны показать мини-мюзикл на основе театрализованного представления, где они могут попробовать себя в разных видах искусства. Классный руководитель даёт задания в соответствии с возможностями ребёнка, учитывая его потребности, интересы, способности.

Широко распространено мнение о том, что коллективные формы общения влияют на развитие личности, его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Исходя из этого, большие возможности открывает клубная форма работы. Анализ работы показывает, что некоторые классные руководители в эстетическом воспитании учащихся охотно обращаются к данной форме. Так, клуб «Этикет» развивает знания учащихся об этикетной культуре, правилах поведения в обществе. Клуб «Мир моды» пропагандирует знания об истории моды и ее современных направлениях, опрятный внешний вид и деловой стиль одежды.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: работа классного руководителя по эстетическому воспитанию учащихся требует системы и постоянного творческого поиска. К сожалению, привычные традиционные формы воспитания не всегда представляют интерес для современных подростков. Нынешнее поколение студентов воспитано на компьютерной культуре, информационных технологиях. Экранная информация воспринимается ими намного лучше, чем книжная. Поэтому при формировании творчески активной, эстетически развитой личности в современных условиях классному руководителю необходимо сочетать традиционные и инновационные формы, активно использовать возможности информационных технологий.

Литература

1. Подросток / Т. В. Драгунова. – М.: Знание, 1976. – 96 с.