Роль классного руководителя в становлении классного коллектива.
Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственности зависимости. Они являются основными в коллективе. Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе.
Учитель один и тот же, а детские коллективы разные и приходится искать каждый раз новые подходы, чтобы класс стал дружным и сплочённым.
Считаю, что самый действенный способ нашёл А.Сухомлинский, когда писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».
Вот с этого и начинается моя работа в 1 классе. Учу детей в первую очередь выручать друг друга, а именно: дать запасной карандаш, повесить упавшую курточку, поднять с пола ручку и найти хозяина и т.п. Стараюсь обратить внимание детей на то, что все они разные, но все чем-то могут отличится: кто-то великолепно рисует, кто-то читает стихи либо что-то мастерит и т.п. Ведь не все могут отличиться в учёбе.
Доминирующий фактор сплочения:
- общие интересы;
- стремление приспособиться в специфических условиях;
- авторитет лидера;
- наличие социальных норм.
Принцип сотрудничества:
- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся;
- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;
- диалогичность в общении;
- отсутствие страха;
- использование чувства юмора;
- не бояться сделать ошибку и признать её.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, я стараюсь учесть следующее:
1) Открытость деятельности классного руководителя:
«Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
2) осуществление обратной связи:
После каждого проведённого совместного дела мы с классом беседуем, анализируем прошедшее мероприятие, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
3) сотворчество (сотрудничество в творчестве, как вариант участие родителей к подготовке мероприятий, участию в конкурсах);
4) успешность (с использованием инструмента оценки - обсуждаем и анализируем выполнение поручений наличие в классном уголке листа участие в мероприятиях и выполнение своего поручения)
5) свобода выбора;
6) целевая направленность на конкретный результат дела;
7) привлекательность деятельности (не скуплюсь на грамоты)
Использован материала с:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/12/30/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-stanovlenii
http://www.detskiysad.ru/ped/ped217.html
https://pedsovet.org/publikatsii/vospitanie/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-stanovlenii-klassnogo-kollektiva-i-ego-vliyanie-na-formirovanie-lichnosti-kajdogo-uchenika