СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в развитии личности современного школьника в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в развитии личности современного школьника в условиях реализации ФГОС»

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ- 2021


Тема: «Реализация воспитательного потенциала системы образования Сакского района»


Выступление на тему: «Роль классного руководителя в развитии личности современного школьника в условиях реализации ФГОС»

Толмачева С.В., классный руководитель 9 класса МБОУ «Крымская школа-гимназия»


  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!


  1. Хочу поделиться своими знаниями и опытом воспитательной работы классного руководителя.


  1. Классный руководитель прогнозирует, проектирует, организует, контролирует, анализирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только классические формы воспитательной работы с ученическим коллективом, но и включает новые – современные, которые диктует быстро изменяющаяся реальность. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.


  1. Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их способностей, возможностей, интересов, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды. Он мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.


  1. В 2017 году меня наградили классным руководством в замечательном гимназическом 5 Г классе, где собрались 25 ребят из разных классов с хорошими учебными достижениями. Встал вопрос: Что делать? Ответ пришел сразу: прогнозировать и проектировать воспитательную работу на весь период основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Поделюсь своим опытом!


  1. Было много времени потрачено, много информации изучено, в итоге составлена программа воспитания и социализации обучающихся для каждого класса с 5 по 9. В те годы программа воспитания не требовалась, поэтому при её составлении я ориентировалась на то, чтобы она содержала только ту информацию, которая необходима для работы с детским коллективом и давала наибольший коэффициент полезного действия.


  1. В содержание входят: краткая пояснительная записка, циклограмма классного руководителя, характеристика класса, база данных, социальный паспорт, классное самоуправление, занятость обучающихся во внеурочной деятельности, возрастные психологические особенности, план воспитания и социализации на учебный год, список родительского коллектива, родительское самоуправление, план работы с родителями. В главы собрана информация, ежегодно готовящаяся классным руководителем, ничего лишнего. Это образец прошлого года, программа на новый учебный год в доработке в пунктах № 6, 7, 9.


  1. При планировании воспитательной работы особое внимание уделяется возрастным психологическим особенностям обучающихся. Каждый год дети взрослеют, меняются этапы их личностного становления и формирования классного коллектива, это отражено в названиях этапов. (см. таблицу)

ГОД

КЛАСС

ЭТАП

НАЗВАНИЕ

2017/2018

5

I

«Я, ты, он, она – вместе дружба навсегда!»

2018/2019

6

II

«Познай самого себя и других!»

2019/2020

7

III

«Сотвори себя и свой класс!»

2020/2021

8

IV

«утверди себя и поддержи одноклассников!»

2021/2022

9

V

«Прояви себя и помоги проявиться другу!»


  1. В воспитательной работе должна прослеживаться преемственность между классами, поэтому цель ставится одна на весь период обучения, которая приводит к планируемому результату, но на каждый этап воспитания формулируется цель, которую можно достичь за один год обучения. (см. слайд)

Цель - создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

ГОД

КЛАСС

ЭТАП

ЦЕЛЬ

2017/2018

5

I

обеспечить организационное единство класса

2018/2019

6

II

вывести личность ребенка в режим самопознания, поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя и других.

2019/2020

7

III

раскрыть потенциальные возможности ребенка, способность развиваться, тренировать и изменять себя, совершенствовать свою личность и свой класс.

2020/2021

8

IV

формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

2021/2022

9

V

формирование ценностно-ориентированного единства класса в процессе социально-значимой деятельности.

Планируемый результат: создать сплоченный, дружный коллектив, самоопределение учащихся в различных видах деятельности, повысить уровень воспитанности и социализации, образованности и успешности.

Для достижения поставленной цели и планируемого результата ставятся задачи.


  1. На проектирование плана работы повлияли направления воспитательной работы и мои географические склонности, поэтому он включает в себя следующие блоки: край родной, полуостров чудес, страна знаний, заповедные земли, океан здоровья, море творчества, континент доброты, островок безопасности, вершина справедливости, семейная бухта (см. таблицу)



Блоки

Направления воспитательной работы

Край родной

Гражданско-патриотическое воспитание

Полуостров чудес

Нравственное и духовное воспитание

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Страна Знаний

Интеллектуальное воспитание

Заповедные земли

Экологическое воспитание

Воспитание положительного отношения к труду

Океан здоровья

Здоровьесберегающее воспитание

Море творчества

Культуротворческое и художественно-эстетическое воспитание

Воспитание положительного отношения к творчеству

Континент доброты

Формирование коммуникативной культуры

Островок безопасности

Культура безопасности

Вершина справедливости

Правовое воспитание

Семейная бухта

Воспитание семейных ценностей


  1. Так выглядит план воспитательной работы. Он помещается на двух листах, лаконичен и прост в использовании. Размещен в классном уголке (см. слайд)

Четверть

Блоки

I четверть

Дата

II четверть

Дата

план

факт

план

факт

Край родной

Торжественная линейка «День Знаний»

Кл/ч «Урок Победы»


01.09.

01.09.


Кл/ч «День народного единства»

Кл/ч «День героев Отечества»

Проект «Я люблю тебя, Сакский район!»

09.11.

09.12.

В т/ч


Полуостров чудес

Поход туристическими тропами

Природ-ная акция «Галерея комнатных растений»

В т/ч

Окт.


Фестиваль «Крым – наш дом»

Плакат «Национальные краски полуострова»

25.11.

Нояб.


Страна

Знаний

Участие в школьном этапе ВОШ

Кл/ч «Итоги I четверти»

Рейды «Каникулы», «Ученический дневник»

В т/ч

30.10.

В т/ч


Участие в муниципальном этапе ВОШ

Кл/ч «Итоги II четверти»

Экскурсия познавательная

В т/ч

30.12.

Декаб.


Заповедные земли

Субботник «Чистый Крым»

Экологическая акция «Золото осени»

Эко-акция «Дети за чистое дыхание улиц»

Сент.

Окт.

Окт.


Экскурсия в парк

Природоохранная акция «Не рубите елочку!»

Нояб.

Декаб.


Океан

здоровья

Медосмотр, консультации докторов

Привлечение к занятиям внеурочной деятельности

Беседа о профилактике ОРВИ, Гриппа и т. п.

В т/ч

Сент.

В т/ч


Единый урок «Международный день инвалидов»

Беседа о последствиях ответственности за использование пиротехнических средств

03.12.

25.12.



Море творчества

Выставка цветов «Цветочная феерия»

Концерт ко Дню Учителя

Осенняя ярмарка

05.10.

05.10.

Окт.


Выставка изделий декоративно-прикладного искусства «Новогодняя композиция»

Плакат «С Новым годом!»

Декаб.


Декаб.


Континент доброты

Акция милосердия «Дом без одиночества»

Акция милосердия «Ветеранам нашего села»

День солидарности в борьбе с терроризмом

Сент.

Окт.

03.09.


Акция милосердия «Копилка добрых дел»

Благотворительная акция «От сердца к сердцу»

Новогодний утренник

Нояб.

18.12.

28.12.


Островок безопасности

Инструктажи по ТБ обучающихся

Кл/ч по безопасности жизнедеятельности

Всемирный урок «Безопасность в сети Итернет»

В т/ч

18.09.

16.10.


Инструктажи по ТБ обучающихся

Беседа о пожарах на «Елках»

Плакат «Спички детям не игрушки»

В т/ч

25.12.

Декаб.


Вершина справедливости

Выборы и организация работы СКД

Кл/ч «Права и ответственность»

Конкурс правового плаката

07.09.

02.10.

Окт.


Кл/ч «Что значит быть толерантным?»

Единый урок «Конституция – основной закон государства»

16.11.

11.12.


Семейная бухта

Общешкол. и классное родительского собрания

Семинар «Эти трудные подростки»

Индивидуальные консультации

Окт.

29.10.

В т/ч


Кл/ч «День матери»

Индивидуальные консультации

Тренинг «Я - успешный родитель»

27.11.

В т/ч

29.12.



  1. Роль классного руководителя меняется на каждом этапе воспитания. (см. таблицу)

ГОД

КЛАСС

ЭТАП

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

2017/2018

5

I

Лучший слушатель, штурман, организатор

2018/2019

6

II

Лучший модератор, штурман, организатор

2019/2020

7

III

Лучший куратор, штурман, организатор

2020/2021

8

IV

Лучший мотиватор, штурман, организатор

2021/2022

9

V

Лучший сподвижник, носитель культуры, организатор

Моя программа не идеальна, за четыре года я вижу, где необходимы изменения.

  1. Однако она дала свои плоды! Были достигнуты хорошие результаты, как всего класса, так и лично обучающихся. Команда мальчиков занимает призовые места в спортивных соревнованиях, девочек – в конкурсных программах, на фестивалях военно-патриотической песни, национальных культур народов полуострова ребята демонстрируют свои вокальные, хореографические таланты, творческие способности проявляют на выставках рисунков, плакатов и декоративно-прикладного искусства. В классе много победителей и призеров всероссийской школьной олимпиады и различных конкурсов как очных, так и дистанционных.

Ребята проявили активную жизненную позицию, приняв участие во всероссийском флешмобе «Я_Гагарин!» (демонстрация фото наград)


  1. Но, как и в любом классе есть трудности в воспитании, особенно с наступлением переходного возраста. В конце 8 класса одного обучающегося поставили на внутришкольный учет за девиантное поведение. Классному руководителю расслабляться некогда. Приходится анализировать, проектировать, организовывать, контролировать. Воспитательная работа продолжается!

  1. Классные руководители нуждаются в поддержке.

Прошу внести в резолюцию августовской Конференции педагогических работников, следующие предложения:

  1. Дать классным руководителям долю свободы при проектировании программы воспитания обучающихся класса (20 % от программы воспитания общеобразовательной организации), возможность творческого подхода с учетом своеобразия каждого класса.

  2. Учесть период апробации программ воспитания при их контроле для НОО в течение 4 лет, ООО – 5 лет, СОО – 2 года.


  1. Спасибо за внимание! Успехов в работе и счастья в личной жизни!