АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ- 2021
Тема: «Реализация воспитательного потенциала системы образования Сакского района»
Выступление на тему: «Роль классного руководителя в развитии личности современного школьника в условиях реализации ФГОС»
Толмачева С.В., классный руководитель 9 класса МБОУ «Крымская школа-гимназия»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу поделиться своими знаниями и опытом воспитательной работы классного руководителя.
Классный руководитель прогнозирует, проектирует, организует, контролирует, анализирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только классические формы воспитательной работы с ученическим коллективом, но и включает новые – современные, которые диктует быстро изменяющаяся реальность. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их способностей, возможностей, интересов, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды. Он мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.
В 2017 году меня наградили классным руководством в замечательном гимназическом 5 Г классе, где собрались 25 ребят из разных классов с хорошими учебными достижениями. Встал вопрос: Что делать? Ответ пришел сразу: прогнозировать и проектировать воспитательную работу на весь период основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Поделюсь своим опытом!
Было много времени потрачено, много информации изучено, в итоге составлена программа воспитания и социализации обучающихся для каждого класса с 5 по 9. В те годы программа воспитания не требовалась, поэтому при её составлении я ориентировалась на то, чтобы она содержала только ту информацию, которая необходима для работы с детским коллективом и давала наибольший коэффициент полезного действия.
В содержание входят: краткая пояснительная записка, циклограмма классного руководителя, характеристика класса, база данных, социальный паспорт, классное самоуправление, занятость обучающихся во внеурочной деятельности, возрастные психологические особенности, план воспитания и социализации на учебный год, список родительского коллектива, родительское самоуправление, план работы с родителями. В главы собрана информация, ежегодно готовящаяся классным руководителем, ничего лишнего. Это образец прошлого года, программа на новый учебный год в доработке в пунктах № 6, 7, 9.
При планировании воспитательной работы особое внимание уделяется возрастным психологическим особенностям обучающихся. Каждый год дети взрослеют, меняются этапы их личностного становления и формирования классного коллектива, это отражено в названиях этапов. (см. таблицу)
ГОД | КЛАСС | ЭТАП | НАЗВАНИЕ |
2017/2018 | 5 | I | «Я, ты, он, она – вместе дружба навсегда!» |
2018/2019 | 6 | II | «Познай самого себя и других!» |
2019/2020 | 7 | III | «Сотвори себя и свой класс!» |
2020/2021 | 8 | IV | «утверди себя и поддержи одноклассников!» |
2021/2022 | 9 | V | «Прояви себя и помоги проявиться другу!» |
В воспитательной работе должна прослеживаться преемственность между классами, поэтому цель ставится одна на весь период обучения, которая приводит к планируемому результату, но на каждый этап воспитания формулируется цель, которую можно достичь за один год обучения. (см. слайд)
Цель - создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
ГОД | КЛАСС | ЭТАП | ЦЕЛЬ |
2017/2018 | 5 | I | обеспечить организационное единство класса |
2018/2019 | 6 | II | вывести личность ребенка в режим самопознания, поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя и других. |
2019/2020 | 7 | III | раскрыть потенциальные возможности ребенка, способность развиваться, тренировать и изменять себя, совершенствовать свою личность и свой класс. |
2020/2021 | 8 | IV | формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса. |
2021/2022 | 9 | V | формирование ценностно-ориентированного единства класса в процессе социально-значимой деятельности. |
Планируемый результат: создать сплоченный, дружный коллектив, самоопределение учащихся в различных видах деятельности, повысить уровень воспитанности и социализации, образованности и успешности.
Для достижения поставленной цели и планируемого результата ставятся задачи.
На проектирование плана работы повлияли направления воспитательной работы и мои географические склонности, поэтому он включает в себя следующие блоки: край родной, полуостров чудес, страна знаний, заповедные земли, океан здоровья, море творчества, континент доброты, островок безопасности, вершина справедливости, семейная бухта (см. таблицу)
Блоки | Направления воспитательной работы |
Край родной | Гражданско-патриотическое воспитание |
Полуостров чудес | Нравственное и духовное воспитание Социокультурное и медиакультурное воспитание |
Страна Знаний | Интеллектуальное воспитание |
Заповедные земли | Экологическое воспитание Воспитание положительного отношения к труду |
Океан здоровья | Здоровьесберегающее воспитание |
Море творчества | Культуротворческое и художественно-эстетическое воспитание Воспитание положительного отношения к творчеству |
Континент доброты | Формирование коммуникативной культуры |
Островок безопасности | Культура безопасности |
Вершина справедливости | Правовое воспитание |
Семейная бухта | Воспитание семейных ценностей |
Так выглядит план воспитательной работы. Он помещается на двух листах, лаконичен и прост в использовании. Размещен в классном уголке (см. слайд)
Четверть Блоки | I четверть | Дата | II четверть | Дата |
план | факт | план | факт |
Край родной | Торжественная линейка «День Знаний» Кл/ч «Урок Победы» | 01.09. 01.09. | | Кл/ч «День народного единства» Кл/ч «День героев Отечества» Проект «Я люблю тебя, Сакский район!» | 09.11. 09.12. В т/ч | |
Полуостров чудес | Поход туристическими тропами Природ-ная акция «Галерея комнатных растений» | В т/ч Окт. | | Фестиваль «Крым – наш дом» Плакат «Национальные краски полуострова» | 25.11. Нояб. | |
Страна Знаний | Участие в школьном этапе ВОШ Кл/ч «Итоги I четверти» Рейды «Каникулы», «Ученический дневник» | В т/ч 30.10. В т/ч | | Участие в муниципальном этапе ВОШ Кл/ч «Итоги II четверти» Экскурсия познавательная | В т/ч 30.12. Декаб. | |
Заповедные земли | Субботник «Чистый Крым» Экологическая акция «Золото осени» Эко-акция «Дети за чистое дыхание улиц» | Сент. Окт. Окт. | | Экскурсия в парк Природоохранная акция «Не рубите елочку!» | Нояб. Декаб. | |
Океан здоровья | Медосмотр, консультации докторов Привлечение к занятиям внеурочной деятельности Беседа о профилактике ОРВИ, Гриппа и т. п. | В т/ч Сент. В т/ч | | Единый урок «Международный день инвалидов» Беседа о последствиях ответственности за использование пиротехнических средств | 03.12. 25.12. | |
Море творчества | Выставка цветов «Цветочная феерия» Концерт ко Дню Учителя Осенняя ярмарка | 05.10. 05.10. Окт. | | Выставка изделий декоративно-прикладного искусства «Новогодняя композиция» Плакат «С Новым годом!» | Декаб. Декаб. | |
Континент доброты | Акция милосердия «Дом без одиночества» Акция милосердия «Ветеранам нашего села» День солидарности в борьбе с терроризмом | Сент. Окт. 03.09. | | Акция милосердия «Копилка добрых дел» Благотворительная акция «От сердца к сердцу» Новогодний утренник | Нояб. 18.12. 28.12. | |
Островок безопасности | Инструктажи по ТБ обучающихся Кл/ч по безопасности жизнедеятельности Всемирный урок «Безопасность в сети Итернет» | В т/ч 18.09. 16.10. | | Инструктажи по ТБ обучающихся Беседа о пожарах на «Елках» Плакат «Спички детям не игрушки» | В т/ч 25.12. Декаб. | |
Вершина справедливости | Выборы и организация работы СКД Кл/ч «Права и ответственность» Конкурс правового плаката | 07.09. 02.10. Окт. | | Кл/ч «Что значит быть толерантным?» Единый урок «Конституция – основной закон государства» | 16.11. 11.12. | |
Семейная бухта | Общешкол. и классное родительского собрания Семинар «Эти трудные подростки» Индивидуальные консультации | Окт. 29.10. В т/ч | | Кл/ч «День матери» Индивидуальные консультации Тренинг «Я - успешный родитель» | 27.11. В т/ч 29.12. | |
Роль классного руководителя меняется на каждом этапе воспитания. (см. таблицу)
ГОД | КЛАСС | ЭТАП | РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ |
2017/2018 | 5 | I | Лучший слушатель, штурман, организатор |
2018/2019 | 6 | II | Лучший модератор, штурман, организатор |
2019/2020 | 7 | III | Лучший куратор, штурман, организатор |
2020/2021 | 8 | IV | Лучший мотиватор, штурман, организатор |
2021/2022 | 9 | V | Лучший сподвижник, носитель культуры, организатор |
Моя программа не идеальна, за четыре года я вижу, где необходимы изменения.
Однако она дала свои плоды! Были достигнуты хорошие результаты, как всего класса, так и лично обучающихся. Команда мальчиков занимает призовые места в спортивных соревнованиях, девочек – в конкурсных программах, на фестивалях военно-патриотической песни, национальных культур народов полуострова ребята демонстрируют свои вокальные, хореографические таланты, творческие способности проявляют на выставках рисунков, плакатов и декоративно-прикладного искусства. В классе много победителей и призеров всероссийской школьной олимпиады и различных конкурсов как очных, так и дистанционных.
Ребята проявили активную жизненную позицию, приняв участие во всероссийском флешмобе «Я_Гагарин!» (демонстрация фото наград)
Но, как и в любом классе есть трудности в воспитании, особенно с наступлением переходного возраста. В конце 8 класса одного обучающегося поставили на внутришкольный учет за девиантное поведение. Классному руководителю расслабляться некогда. Приходится анализировать, проектировать, организовывать, контролировать. Воспитательная работа продолжается!
Классные руководители нуждаются в поддержке.
Прошу внести в резолюцию августовской Конференции педагогических работников, следующие предложения:
Дать классным руководителям долю свободы при проектировании программы воспитания обучающихся класса (20 % от программы воспитания общеобразовательной организации), возможность творческого подхода с учетом своеобразия каждого класса.
Учесть период апробации программ воспитания при их контроле для НОО в течение 4 лет, ООО – 5 лет, СОО – 2 года.
Спасибо за внимание! Успехов в работе и счастья в личной жизни!