СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль наблюдений за природой в развитии младших дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преднозначино для воспитателей детских садов.

Просмотр содержимого документа
«"Роль наблюдений за природой в развитии младших дошкольников"»

Родительское собрание на тему: «Роль наблюдений за природой в развитии младших дошкольников»

(семинар - практикум)

Задачи:

- актуализировать и дополнить представления родителей о роли наблюдения в развитии детей;

- формировать практические навыки, связанные с организацией наблюдения.


План собрания:

1 Вводная информация

2 Практикум «Созерцание, рассматривание, наблюдение»

3 Практикум «Структура наблюдения

4 Информационная карточка «Виды наблюдения»

5 Рефлексия


Вводная информация.

Роль и значение наблюдения как метода познания определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов природы. Основными инструментами, способами восприятия является манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами – представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.

Специфика организации наблюдения в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной деятельности. Младшие дошкольники готовы рассматривать яркий движущийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных. В это период наблюдение ещё не может осознано использоваться ребёнком как способ познания. Его основные задачи – формирование у детей познавательного интереса, воспитание эмпатии к живым существам, предоставление возможности пообщаться с животными, проявить свои эмоции, чувства, отношения, рассказать о своих впечатлениях. Также необходимо формировать у малышей представления о том, как можно проявлять свои чувства, какое поведение не допустимо по отношению к животным.

Четырёхлетние дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумать формы работы, позволяющие, с одной стороны, систематизировать и выразить полученные впечатления (рисование, чтение книги о данном животном, беседа), с другой – стабилизировать эмоциональное состояние детей.


Практикум «Созерцание, рассматривание, наблюдение»

Наблюдением не редко называют родственные ему виды деятельности – созерцание, рассматривание, экспериментирование. Для того чтобы правильно организовать каждый из них, взрослому нужно чётко понимать общие и различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности использования на разных возрастных этапах.

Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте ребёнка с неким явлением или объектом природы, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый из данных видов деятельности связан с эмоционально – эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмоционального отклика и эстетических впечатлений является основной, а чаще, единственной задачей, то организация рассматривания и наблюдения в ДОО преследует и другие цели.

Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности детей раннего возраста и младших дошкольников. Его цель выявить характерные особенности внешнего строения растений, грибов, животных. Можно рассматривать реальные объекты их модели и изображения. Организуя рассматривание педагог с использованием различных приёмов привлекает внимание детей к определённым существам, предметам, вызывает познавательный интерес, называет их и помогает запомнить, обогащает представление о них.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи: развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей, начальное освоение данного метода научного познания, приобретение первичного опыта изучение с его помощью различных объектов природы.

Практическое задание

Выберите по описанию содержание работы в плане образовательной деятельности задания, относящиеся к созерцанию, рассматриванию, наблюдению.


Практикум «Структура наблюдения»

Вводная информация

С помощью наблюдения, как метода познания, можно выявить не только характерные черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, изменения объекта со временем и т. д. Но это утверждение справедливо только в том случае, если имеет место правильная организация наблюдения, соответствующая логике использования наблюдения как метода познавательно – исследовательской деятельности имеющего и определённую структуру;

1 Цель.

Как у всех видов деятельности и форм их организации, у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не называние задач наблюдения взрослым. Роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь чётко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что – либо стремление понять суть явления, найти объяснение возникает у детей уже в ходе наблюдения.

2 Мотив.

Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т. д.. Наблюдения могут являться органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии.

Мотивами включения в познавательно – исследовательскую деятельность могут также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его прикладной характер), интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.

3 План

Начиная с младшего дошкольного возраста, можно учить детей составлять элементарный план наблюдения, решение учебной задачи.

4 Осуществление наблюдения.

Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется.

5 Подведение итогов.

Главным результатом наблюдения становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, в труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения, педагогу необходимо подобрать приёмы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нём представление, охарактеризовать принятых понятиях и, возможно, задаться новыми вопросами.

Практическое задание

Составьте план – конспект наблюдения за любым объектом, явлением природы, которое, по – Вашему мнению, будит интересно Вашему ребёнку.


Информационная карточка «Виды наблюдения»


Между рассматриванием и наблюдением, как методом научного познания, существует множество промежуточных вариантов – видов наблюдения, применяемых в педагогическом процессе детского сада.

Распознающее наблюдение используется для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявление их особенностей, признаков, качеств, характерных действий. Это относительно кратковременное наблюдение, позволяющие как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определённый момент.

Длительное наблюдение проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящее изменение, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на основе последовательности рисунка составить рассказ.

Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умение анализировать, сравнивать и сопоставлять. Передовая в речи результаты наблюдения, дети учатся правильно использовать речевые конструкции сравнения, глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, активизируются названия природных объектов, их частей.

Сравнительное наблюдение. Данный вид наблюдения обладает общими чертами с распознающим и длительным наблюдением. В поле зрения детей оказывается 2 – 3 объекта, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение.

Дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом осуществления наблюдение, знаниями о растениях и животных, взаимосвязях в природе, умением выявлять причинно – следственные связи, старшие дошкольники под руководством педагога могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий.

Практическое задание.

Работая в творческих группах, составьте план – конспект одного из видов наблюдения.


Рефлексия

Родителям предлагается высказать своё мнение о проделанной работе, попробовать организовать наблюдение вместе с детьми.