Просмотр содержимого документа
«Роль наставничества в овладении профессии учитель»
Роль наставничества в овладении профессии учитель
«Никто не может сделать людей
нравственными или благочестивыми,
кроме нравственного и благочестивого
учителя-наставника».
Я.А.Коменский
В современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Социальные перемены, протекающие в России сегодня, радикально изменили облик российского общества. Страна находится на подъёме, интенсивно развивается экономика, накоплено достаточно ресурсов. Необходимо выработать долгосрочную стратегию развития и важно иметь кадры, которые будут воплощать эту стратегию в жизнь.
В решении этой стратегической задачи существенная роль принадлежит системе наставничества («тьюторства»).
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.
Тьютор осуществляет сопровождение студента в течение всего периода обучения в педагогическом колледже, начиная с момента первой практики на базе образовательной организации и заканчивая преддипломной практикой.
Цель тьюторского сопровождения:
создание условий для самореализации;
приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности;
закрепление молодого специалиста в коллективе.
Основные принципы:
Новый учитель должен системно и на высоком уровне овладеть принципиально новыми, по существу, компетенциями, которые позволяют ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей:
- он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детского развития;
- он должен знать и понимать, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте особенно интенсивно формируется познавательная активность личности, умение учиться;
- он должен знать и понимать в этой связи психологию развития детей, владеть научно обоснованными технологиями развивающего обучения.
Становление профессионализма в педагогической деятельности традиционно связывают, с одной стороны, с достаточной продолжительностью трудовой деятельности, а с другой стороны, сфера профессиональной реализации молодого учителя требует профессионализма немедленно, при этом возникает проблема достижения молодыми специалистами уровня профессионализма за короткий срок, что обуславливает необходимость осмысления понятия «профессионализм».
Достижение профессионализма молодым учителем немыслимо без новаторского подхода, который может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении профессиональных задач посредством «приращения» профессиональной компетентности. И если наставник хочет в своём подопечном развить чувство любви к ребёнку, он должен стать источником пробуждения сердца своего воспитанника. Не формальным зеркалом, в которое смотрится воспитанник, а теплом, пробуждающим лучшие ростки альтруистических качеств души. Наставник должен учить воспитанника гуманистическому отношению к другому человеку через состояние собственной души, через такие качества, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность. Таким образом, по мнению Я.А.Коменского, пример наставника является одним из основных методов нравственного воспитания.