Роль преподавателя в воспитании личностных качеств студенческой молодежи через преподавание учебной дисциплины.
Подготовила преподаватель высшей категории ХТТБПТ
В.Б. Ващенко
Главней всего погода в доме…
Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного и воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении, является
педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа преподавательского коллектива , каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг.
Главный профессиональный долг коллектива любого колледжа, техникума – подготовить такого выпускника, такого молодого специалиста который умеет:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях
- активно действовать, быть способным на поступок и ответственным за него
- самостоятельно приобретать необходимые ему знания и применять их на практике
- объективно оценивать себя в развивающемся мире в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации
- видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения
- ориентироваться на общечеловеческие ценности
- генерировать новые идеи , творчески, креативно и критически мыслить
- быть коммуникабельным , уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях
Педагогика сотрудничества
Шаталов В.Ф.
Как создать образовательное пространство сотрудничества?
Создать такое пространство учебной деятельности должен каждый преподаватель на своем занятии и во внеучебной деятельности при активном участии своих учеников .
Хорошо усвоенный алгоритм организации занятия постепенно приводит к усвоению принципа:
Отсюда – уверенность в своих силах, удовлетворение полученным результатом и в конечном счете мотивация на изучение данной дисциплины и желание посещать уроки.
знаю, что делать , знаю, как делать , знаю, где взять , знаю, где получить помощь .
Учебный кабинет – основная составляющая учебного пространства
процесс обучения состоит из преподавания и учения (обучение = преподавание + учение).
Существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке педагог, и нормой деятельности каждого конкретного обучаемого.
Процесс учения – это деятельность обучаемых, у которых есть свои мотивы, свои цели и свои средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно, не совпадают с результатами, ожидаемыми педагогами.
Великий мыслитель прошлого Конфуций сказал:
«Три пути ведут к знанию:
путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и
путь опыта – это путь самый горький».
Результативность труда педагога, как считают многие, зависит от личности преподавателя, от его личностных качеств .
- Личность преподавателя – главный фактор формирования у студентов определенного отношения к учебной дисциплине, к учебе, познавательной деятельности вообще. Очень важно понимать, что невозможно ожидать от обучаемого выполнения каких-то, например, поведенческих норм, если сам педагог поступает кардинально противоположно.
- Практика показывает, что увлечения обучаемых определяются тем, какой преподаватель преподает дисциплину.
- Какого же преподавателя хотят видеть студенты на занятиях? Какие личностные черты педагогов выделяют они?
Кроме того, что преподаватель должен быть профессионалом в области преподаваемой дисциплины, он должен обладать личностными качествами , такими как:
- тактичность и корректность по отношению к студентам, доброжелательность - 62 %
- общая эрудиция,
- общительность, коммуникабельность
- дисциплинированность,
- терпение и терпимость,
- чувство юмора - 50 %
- справедливость - 79 %
- личное обаяние,
- организаторские способности и активность - 82%
. В современных условиях центр тяжести при использовании новых информационных технологий все больше переносится на обучающегося , который активно строит свой учебный процесс.
Проблема как направить использование, например, телефонов на уроках в рациональное и разумное русло, либо убедить не использовать их вообще.
Акция! «90 минут без телефона!»
Участвуй! Получишь дополнительные знания!
Телефонная рефлексия
«Не давай ученику готовую рыбу, а научи его самого ловить её».
Главная задача современного преподавателя – активизировать учебный процесс, добиться включения студентов в работу на всех этапах деятельности, вызвать у них потребность трудиться , трудом добывать знания самостоятельно или под руководством преподавателя .
Деятельностные методы и приемы на уроке
эффективность любого учебного занятия определяется тем, что из всего «предложенного» было «взято» учениками
Хорошо проведено
занятие : студент на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным .
Плохо проведено занятие : студент уходит с занятия униженным , подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.
Значимый преподаватель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Все это показывает, что мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству.
О наболевшем…
Проблемы :
Кто может их решить?
начинается
Главное – вместе!
с гардероба…
Главное – дружно!
А равнодушие -
вредить..
совсем нам
не нужно !
служила
признаком
дефектного
мышления.
— это зеркало, в
котором отражается
его портрет.
Студсовет и молодежные объединения