Просмотр содержимого документа
«Роль профессионального образования»
Эссе « Позитивные возможности и потенциальные риски развития среднего профессионального образования в регионе».
Профессиональное образование как инструмент подготовки рабочих и служащих играет важную роль в современной жизни нашего региона.
И очень жаль, что традиционная система образования находится в кризисе. Существует ряд нерешенных и нерешаемых проблем.
Одной из основных проблем российского образования является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ, студенты вузов не умеют применять свои знания на практике. Головы студентов переполнены теоретическим материалом. В то же время многие из них имеют слабое представление о том, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
Проблемой российского образования является слишком большой спрос на высшее образование и пренебрежение к среднему специальному образованию. А ведь именно молодые рабочие, обладающие самым широким спектром навыков, создают экономический потенциал государства. Большая часть выпускников школ стремится поступить в вуз. Потому что существует мнения, что без высшего образования не устроишься на работу. Учреждения НПО (начального профессионального образования) и СПО (среднего профессионального образования) являются непрестижными. Учащиеся ССУЗ (средне специальных учебных заведений) воспринимаются, как неудачники. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Среди людей с высшим образованием высокий процент безработных. В профессиональной школе существуют разные проблемы и главной, на мой взгляд, является устаревание материальной базы учебных заведений, разрушение связей с предприятиями, недостаток использования новых образовательных технологий. Также считаю, что необходимо поднять престиж педагогических профессий, в первую очередь, пересмотрев уровень зарплат педагогов, мастеров профессионального обучения. Разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи. В противном случае в скором времени в школе будет некому работать или в педагогику придут те, кто не смог поступить в престижный вуз или устроится на работу по специальности. Результаты опроса студентов средних профессиональных учебных заведений показывают, что они ставят на первое место – качество и доступность образовательного процесса, где материально-техническое обеспечение также имеет большое значение. На второе место – зарплату и интерес к тому, чем ты занимаешься. На третье – востребованность той или иной профессии на рынке труда.
Да, я понимаю, что процессы модернизации среднего профессионального образования сопряжены с наличием ряда рисков: риски личности студентов среднего профессионального образования; риски системы среднего профессионального образования; риски промышленных предприятий и риски региона.
Риски системы среднего профессионального образования вызваны не востребованностью профессий и являются результатом рассогласования спроса и предложения по целому ряду специальностей. В системе среднего профессионального образования наблюдается отток мастеров производственного обучения на промышленные предприятия в связи с низкой заработной платой. Рискогенными факторами выступают нарастающая динамика изменений внешней среды; что приводит к неспособности системы образования дать рынку труда новых рабочих профессий. Риски промышленного предприятия обусловлены профессиональной мобильностью молодежи, вызванной поиском достойной оплаты труда. Усугубляет действие этого риска отсутствие трудовой дисциплины у выпускников-специалистов и формирование рыночного сознания.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что именно в условиях модернизирующегося российского общества должны быть созданы условия для возрождения ценностей среднего профессионального образования, решения проблем и снятие рисков.