СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений у обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Просмотр содержимого документа
««Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений у обучающихся»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ИСТОКИ»

(МБОУ ДОД ЦВР «Истоки»)







«Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений».

Доклад













Подготовила ПДО,

руководитель объединения «Визаж – студия»

Шнуренко С.В.






Г. Новый Уренгой

2013






Перед образованием остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет  применение  проектной  деятельности.

        В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

         Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

         Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

         В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:

  1. выявление проблемы исследования;

  2. постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

3. формулировка гипотез исследования;

4. определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых      гипотез, проверка гипотез;

5. сбор информации;

6.аналитическая работа;

7. корректировка поставленных задач и хода исследования;

8.дальнейший поиск информации;

9.анализ новых фактов;

10.  обобщение — рассуждение — получение новых данных;

11.  оформление результатов исследования;

12.  обсуждение и транслирование полученных результатов.

          В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым




повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Именно поэтому в Федеральном  образовательном стандарте заложено требование к метапредметным  результатам обучения. Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

В качестве основных ориентиров для построения содержания образования ФОГС выделяет обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

Проектная деятельность, на мой взгляд,  является наиболее эффективным способом обучения по следующим причинам:

- работа обучающегося мотивирована на 100%, так как проект имеет смысл выполнять только на тему, действительно серьезно заинтересовавшую его. Интересен  учащемуся должен быть сам предмет изучения. Тема проекта может быть подсказана педагогом, родителями, кем угодно, но обязательно интересна исполнителю. Интерес должен поддерживаться «со стороны», т.е. педагогами, родителями, друзьями. Работа может быть мотивирована необходимостью предъявить портфолио при поступлении в колледж или вуз,  или своей актуальностью для кого-либо или чего-либо (например, в качестве учебных пособии и образцов для других воспитанников).

- Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время, в основном в домашней обстановке, без «принуждения и понукания». Ребенок чувствует себя более комфортно.

- Взрослые (в том числе учителя и научные консультанты, а это могут быть научные работники достаточно высокой компетентности) воспринимаются учеником в качестве единомышленников, советчиков, помощников. Поучение сменяется сотворчеством. Резко возрастает самооценка обучающегося.

- Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки.

- Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми людьми, в т.ч. специалистами.

- В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины.

- Воспитаннику предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими, перенять опыт.

- Расширяется круг интересов и общения ученика.

- Идет всестороннее, интегрированное с другими учебными предметами и с самой жизнью обучение.

- Работа над проектом обучает «по-настоящему, по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной  жизненной ситуации, а не в этом ли главная задача обучения?

- Создание проекта – это  настоящее обучение с увлечением.

Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, финансов, но и эффект дает очень весомый.

В  ходе работы над проектом формируются следующие   метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление,  творческое мышление,





регулятивные умения (планирование, определение целей,  формулирование гипотез и т.д.,  качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).

Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем  требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.

Именно педагог сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Он требует определения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчинять личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлектировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда. Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов обучающих технологий - проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя. Особо хочется здесь подчеркнуть роль учителя, которую в данном случае переоценить невозможно: руководитель, консультант, советчик, критик, спонсор, воспитатель, помощник, друг ...  Ведь смысл профессиональной творческой деятельности учителя лежит  в потребности  помочь созидательным силам своих учеников.

Литература:

    1. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.//  - 2008. - № 2.

    2. Федеральный образовательный стандарт общего среднего образования.

    3. Лаврентьева  З.И. Педагогическое  проектирование http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html/.

    4. Никитина Н.Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения/ http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/.

    5. Рябова О. Е. Метапредметный подход к организации деятельности обучающихся /http://www.eidos.ru/journal /2011/0627-07.htm /.