Роль самоанализа урока в деятельности педагога
Современный урок-
это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика , её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.
В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса:
цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Анализ и самооценка урока - необходимый элемент педагогического творчества:
Без самоанализа невозможно:
1. Построить целостную систему обучения;
2. Повысить мастерство, развить творческие способности;
3. Обобщить передовой педагогический опыт;
4. Сократить затраты времени на техническую работу;
5. Обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя
Самоанализ урока
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с проникновением в их сущность, с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
Формы анализа и самоанализа урока:
- 1) краткий (оценочный) анализ;
- 2) структурный (поэтапный) анализ;
- 3) системный анализ;
- 4) полный анализ;
- 5) структурно-временной анализ;
- 6) комбинированный анализ;
- 7) психологический анализ;
- 8) аспектный анализ;
- 9) комплексный анализ.
- Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
- Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
- Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.
- Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
- Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
- Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
- Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
- Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.).
- Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
- Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Применяемые виды самоанализа урока:
Краткий
Краткий анализ —
Структурный
проводится сразу после урока . Анализирующий оценивает выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым.
Аспектный
Структура анализа свободная .
Системный
Структурный (поэтапный) анализ –
является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.
Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: реализации системно – деятельностного подхода, личностно – ориентированного подхода, формированию универсальных учебных действий, реализации содержательной и деятельностной целей урока, применяемым технологиям обучения, психолого – педагогической характеристике урока.
Структура анализа свободная.
Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, приемов, и средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком.
Основные недостатки анализа и самоанализа урока
- Бессистемный характер анализа.
- Слишком общие замечания по уроку.
- Стремление пересказать урок.
- Выдвижение на передний план
несущественных достоинств и недостатков.
- Нерешительный характер анализа.
Затрудняются объяснить целесообразность выбора тех или иных методов обучения, структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Схема самоанализа урока
- Воспитательные функции урока.
- Место данного урока в теме.
- Учебные возможности и уровень подготовленности учащихся.
- Соответствие методов преподавания целям урока.
- Присутствие обратной связи между учащимися и учителем, активность учащихся.
- Использование групповых, коллективных и иных форм обучения.
- Дифференцированный подход в обучении.
- Соблюдение дозировки времени на уроке.
- Уровень подачи домашнего задания.
- Психологический и эмоциональный климат в течение урока.
- Оценка результатов обучения и подведение итогов.
Схема анализа урока
- 1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.
- 2. Организация урока:
- а) тип урока;
- б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
- в) подготовленность класса к уроку;
- г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;
- д) плотность урока; рациональное использование времени.
- 3. Содержание урока:
- а) научность материала;
- б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
- в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
- г) воспитательная направленность урока;
- д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
- е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;
- ж) межпредметные связи;
- з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
- и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
- к) речь учащихся.
- 4 . Методика проведения урока:
- а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
- б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
- в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;
- г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;
- д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
- е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;
- ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность. Схема анализа урока
- 5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.
- 6. Работа и поведение учащихся на уроке:
- а) активность класса и отдельных учащихся;
- б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
- в) отношение учащихся к учителю;
- г) дисциплинированность и организованность учащихся;
- д) речь учащихся; задаваемые вопросы.
- 7. Общие выводы по уроку.
- 8 . Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?
Самоанализ урока
- Класс:__
- Тема урока:_ «_______________»
- Тип урока и его структура: ______________________
- Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Какие УУД формировались в процессе урока?
- В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Личностные; Познавательные;
Регулятивные; Коммуникативные.
8. Обеспечение мотивации и принятие учащимися
цели учебно-познавательной деятельности
9 . Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
10.Считаю, что главный этап урока – это…
11.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
12.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
13.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
14.Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век ФГОСа, новизны !