СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль самоанализа урока в деятельности педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ и самоонализ урока - необходимый элемент педагогического творчества

Просмотр содержимого документа
«Роль самоанализа урока в деятельности педагога»

  Роль самоанализа урока в деятельности педагога

Роль самоанализа урока в деятельности педагога

Современный урок- это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика , её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для  формирования её нравственных основ.

Современный урок-

это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика , её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

 Урок   – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.  В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса:  цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Урок   – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.

В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса:

цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Анализ и самооценка урока - необходимый элемент педагогического творчества: Без самоанализа невозможно: 1. Построить целостную систему обучения; 2. Повысить мастерство, развить творческие способности; 3. Обобщить передовой педагогический опыт; 4. Сократить затраты времени на техническую работу; 5. Обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя

Анализ и самооценка урока - необходимый элемент педагогического творчества:

Без самоанализа невозможно:

1. Построить целостную систему обучения;

2. Повысить мастерство, развить творческие способности;

3. Обобщить передовой педагогический опыт;

4. Сократить затраты времени на техническую работу;

5. Обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя

Самоанализ урока   Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с проникновением в их сущность, с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Самоанализ урока

Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с проникновением в их сущность, с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Анализ и самоанализ  урока должен быть направлен  на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Формы анализа и самоанализа урока: 1) краткий (оценочный) анализ; 2) структурный (поэтапный) анализ; 3) системный анализ; 4) полный анализ; 5) структурно-временной анализ;  6) комбинированный анализ; 7) психологический анализ; 8) аспектный анализ; 9) комплексный анализ.

Формы анализа и самоанализа урока:

  • 1) краткий (оценочный) анализ;
  • 2) структурный (поэтапный) анализ;
  • 3) системный анализ;
  • 4) полный анализ;
  • 5) структурно-временной анализ;
  • 6) комбинированный анализ;
  • 7) психологический анализ;
  • 8) аспектный анализ;
  • 9) комплексный анализ.
Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
  • Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
  • Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
  • Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.
  • Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
  • Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
  • Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
  • Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.). Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
  • Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.).
  • Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
  • Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
Применяемые виды самоанализа урока: Краткий Краткий анализ  — Структурный проводится сразу после урока . Анализирующий оценивает выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым. Аспектный  Структура анализа свободная .   Системный Структурный (поэтапный) анализ – является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Применяемые виды самоанализа урока:

Краткий

Краткий анализ

Структурный

проводится сразу после урока . Анализирующий оценивает выполнение поставленных целей и сопоставляет цели, полученный результат с прогнозируемым.

Аспектный

Структура анализа свободная .

Системный

Структурный (поэтапный) анализ

является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: реализации системно – деятельностного подхода, личностно – ориентированного подхода, формированию универсальных учебных действий, реализации содержательной и деятельностной целей урока, применяемым технологиям обучения, психолого – педагогической характеристике урока. Структура анализа свободная. Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, приемов, и средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком. 

Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока: реализации системно – деятельностного подхода, личностно – ориентированного подхода, формированию универсальных учебных действий, реализации содержательной и деятельностной целей урока, применяемым технологиям обучения, психолого – педагогической характеристике урока.

Структура анализа свободная.

Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, приемов, и средств, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком. 

Основные недостатки анализа  и самоанализа урока  Бессистемный характер анализа.  Слишком общие замечания по уроку.  Стремление пересказать урок.  Выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков.  Нерешительный характер анализа. Затрудняются объяснить целесообразность выбора тех или иных методов обучения, структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.

Основные недостатки анализа и самоанализа урока

  • Бессистемный характер анализа.
  • Слишком общие замечания по уроку.
  • Стремление пересказать урок.
  • Выдвижение на передний план

несущественных достоинств и недостатков.

  • Нерешительный характер анализа.

Затрудняются объяснить целесообразность выбора тех или иных методов обучения, структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя    правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;  развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;  формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;  формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Схема самоанализа урока Воспитательные функции урока. Место данного урока в теме.  Учебные возможности и уровень подготовленности учащихся.  Соответствие методов преподавания целям урока. Присутствие обратной связи между учащимися и учителем, активность учащихся. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Дифференцированный подход в обучении. Соблюдение дозировки времени на уроке. Уровень подачи домашнего задания.  Психологический и эмоциональный климат в течение урока.  Оценка результатов обучения и подведение итогов.

Схема самоанализа урока

  • Воспитательные функции урока.
  • Место данного урока в теме.
  • Учебные возможности и уровень подготовленности учащихся.
  • Соответствие методов преподавания целям урока.
  • Присутствие обратной связи между учащимися и учителем, активность учащихся.
  • Использование групповых, коллективных и иных форм обучения.
  • Дифференцированный подход в обучении.
  • Соблюдение дозировки времени на уроке.
  • Уровень подачи домашнего задания.
  • Психологический и эмоциональный климат в течение урока.
  • Оценка результатов обучения и подведение итогов.
Схема анализа урока 1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока. 2. Организация урока:  а) тип урока; б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке; д) плотность урока; рациональное использование времени.

Схема анализа урока

  • 1. Место данного урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели урока.
  • 2. Организация урока:
  • а) тип урока;
  • б) структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
  • в) подготовленность класса к уроку;
  • г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;
  • д) плотность урока; рациональное использование времени.
3. Содержание урока:  а) научность материала;  б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;  в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;  г) воспитательная направленность урока;  д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;  е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;  ж) межпредметные связи; з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков; к) речь учащихся.
  • 3. Содержание урока:
  • а) научность материала;
  • б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
  • в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
  • г) воспитательная направленность урока;
  • д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
  • е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приёмы повторения пройденного;
  • ж) межпредметные связи;
  • з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
  • и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
  • к) речь учащихся.
4 . Методика проведения урока:  а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;  в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов; г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке; е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке; ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность. Схема анализа урока
  • 4 . Методика проведения урока:
  • а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
  • б) методы и приёмы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
  • в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;
  • г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;
  • д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
  • е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;
  • ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность. Схема анализа урока
5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.  6. Работа и поведение учащихся на уроке:  а) активность класса и отдельных учащихся;  б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;  в) отношение учащихся к учителю;  г) дисциплинированность и организованность учащихся;  д) речь учащихся; задаваемые вопросы. 7. Общие выводы по уроку. 8 . Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?
  • 5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.
  • 6. Работа и поведение учащихся на уроке:
  • а) активность класса и отдельных учащихся;
  • б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
  • в) отношение учащихся к учителю;
  • г) дисциплинированность и организованность учащихся;
  • д) речь учащихся; задаваемые вопросы.
  • 7. Общие выводы по уроку.
  • 8 . Как будет учтён опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе?
Самоанализ урока Класс:__ Тема урока:_ «_______________» Тип урока и его структура: ______________________ Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?  Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?  Какие УУД формировались в процессе урока? В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД  Личностные; Познавательные; Регулятивные; Коммуникативные. 8. Обеспечение мотивации и принятие учащимися  цели учебно-познавательной деятельности

Самоанализ урока

  • Класс:__
  • Тема урока:_ «_______________»
  • Тип урока и его структура: ______________________
  • Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? 
  • Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? 
  • Какие УУД формировались в процессе урока?
  • В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные; Познавательные;

Регулятивные; Коммуникативные.

8. Обеспечение мотивации и принятие учащимися

цели учебно-познавательной деятельности

9 . Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? 10.Считаю, что главный этап урока – это… 11.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап? 12.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями? 13.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? 14.Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?  

9 . Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

10.Считаю, что главный этап урока – это…

11.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

12.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

13.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

14.Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

 

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит,  Какими дети быть должны.  Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе  Светились от улыбок и любви,  Здоровья вам и творческих успехов  В век ФГОСа, новизны !

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век ФГОСа, новизны !