II. Актуализация знаний | Проверить усвоение предыдущих знаний и умений | С: беседа Н: показ слайда П: работа со слайдом | 1.Проверка домашнего задания - Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Что такое приставка? - Как найти приставку в слове? - Как обозначается приставка? - Что мы называем суффиксом? - Как определить суффикс в слове? - Как обозначается суффикс? - Запишите число и классная работа. Сегодня 19 ноября. 2.Орфографическая минутка Шш Смотрят видео. шишка, шипы, хороший. Ира Шишкина идет в школу. - Подчеркните орфограммы в словах. Разберите слова по составу. В предложении подчеркните грамматическую основу. Один записывает предложение, выделяет орфограммы, другой разбирает слова по составу, третий подчеркивает грамматическую основу предложения. | - Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Нужно найти однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. - ¬. - Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. - Нужно найти однокоренное слово без суффикса. - ^. | Ф И | Интерактивная доска, презентация Слайд 1 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Предметные УУД: - Наблюдать за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов; - Находить место приставки и суффикса в слове; - Уметь выделять в слове приставку и суффикс; - Употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами; - Находить информацию в учебнике и анализировать ее. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
III. Подведение к теме. Целеполагание | Подвести детей к теме и цели урока | С: беседа Н: показ слайда П: работа со слайдом | - Найдите в каждой группе лишнее слово. 1) гора, пригорок, гореть. 2) лето, лётчик, полёт. 3) кора, корка, покорить. - Объясните свой выбор. - Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. - Для чего служат приставки? - Какое значение имеет в этом слове приставка при? - Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. - Для чего служит эта часть слова? - Какие значения слов образуются при помощи суффикса -ник? - Какие ещё части слова вы знаете? - Для чего служит эта часть слова? - Сформулируйте тему и задачи урока. | - Гореть. - Лето. - Покорить. - Эти слова не являются родственными для остальных слов. - Пригорок. - Для образования новых слов. - Около. - Летчик. - Для образования новых слов. - Это может быть слово, связанное с профессией, а может быть слово с уменьшительно-ласкательным значением. - Окончание. - Для связи слов в предложении и словосочетании. - Тема: «Роль приставок и суффиксов». Задачи: повторить роль значимых частей слова, потренироваться в разборе слов по составу, в подборе однокоренных слов. | Ф | Интерактивная доска, презентация Слайд 2 Слайд 3 | Контроль со стороны учителя | Регулятивные УУД: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - Проговаривать последовательность действий на уроке; - Работать по коллективно составленному плану; - Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - Высказывать своё предположение. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
IV. Изучение нового материала | Наблюдение за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов. | С: беседа Н: показ слайда П: работа со слайдом, парная работа в карточках | 1. Алгоритм нахождения приставки в слове - Вспомним, как найти приставку в слове. 1) Подбери однокоренное слово. 2) Обозначь корень. 3) Найди часть слова перед корнем, которой различаются слова. Это приставка. 4) Назови приставку. Выдели её. - Прочитайте группу слов. согреть, уши, греть, поехали, ехали, поездка, наушники, ездит. - Назовите слова с приставками. - Докажите, что это приставки. Найдите корень в этих словах. Проверка на слайде. 3.Словообразование - Как образуются новые слова? Учащиеся рассказывают о способах образования новых слов. 2. Работа в парах. - Образуйте новые слова разными способами. город телефон дорога береза - В каком слове в корне произошло чередование согласных? Проверка на слайде. 3. Проблемная ситуация ЖУК — ЖУКОК, ЛУГ — ЛУГОК - К нам в город прилетел иностранец. Он изучает русский язык, но не до конца разобрался, как изменяются слова в русском языке. - Он изменил слово «жук» как жукок, а слово «луг» как лугог. - Объясним иностранцу, как правильно изменять эти слова. - Как будет «маленький жук» и «маленький луг»? - Записываем слова «жучок» и «лужок». - Что мы наблюдаем? Вывод. Нужно помнить о чередовании согласных при образовании новых слов, хорошо знать способы образования. 4. Алгоритм нахождения суффикса в слове - Как найти суффикс в слове? - Образуйте родственные слова: маленькая берёза - А как еще можно ласково назвать березу? маленький город маленький карандаш - Как ласково назвать корову? маленькая тетрадь маленький пенал - Какая часть помогла нам образовать эти слова? - Какие суффиксы мы использовали? - Какое значение придали эти суффиксы словам? Вывод: суффиксы –к-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -очк-, - ечк-, -чик- имеют уменьшительно-ласкательное значение. 5. Игра «Волшебник» - Сейчас вы все будете волшебниками. Какой волшебный предмет помогает волшебнику делать чудеса? - На доске записаны суффиксы: –ик-, -ок-, -ушк-, -чик-. - Сейчас при помощи этих суффиксов вы будете превращать все предметы в маленькие. - Я диктую слово, а вы записываете только те слова, которые у вас получились, выделите в них суффиксы. шар, дым, трава, вагон. Проверка на слайде. 6.Самостоятельная работа - Вставь подходящие по смыслу приставки. Обозначь их. …летел ураган, …бежал первым, …шёл в дом, …ехали из города. Проверка на слайде. | - Согреть, поехали, поездка, наушники. - С помощью приставки и суффикса. - Пригород, городской. - Телефонный, телефончик. - Придорожный, дорожка. - Берёзовый, берёзка. - Придорожный, дорожка. - Жучок, лужок. - Чередование согласных. - Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс. - Берёзка. - Берёзонька. - Городок. - Карандашик. - Коровушка. - Тетрадочка. - Пенальчик. - Суффикс. - К, оньк, ок, ик, ушк, очк, чик. - Уменьшительно-ласкательное. - Волшебная палочка. - Налетел, выбежал, зашёл, выехали. | Ф И П | Интерактивная доска, презентация, карточки для парной работы Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Предметные УУД: - Наблюдать за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов; - Находить место приставки и суффикса в слове; - Уметь выделять в слове приставку и суффикс; - Употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами; - Находить информацию в учебнике и анализировать ее. Регулятивные УУД: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - Проговаривать последовательность действий на уроке; - Работать по коллективно составленному плану; - Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - Высказывать своё предположение. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - Оформлять свои мысли в устной форме; - Слушать и понимать речь других; - Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
V. Закрепление | Повторение и закрепление ранее изученного материала | С: беседа Н: показ слайда П: работа со слайдом | Игра “ Угадай часть слова” - Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Главная часть слова, передающая его смысл. - Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. - Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Какие части слова служат для образования новых слов? - Где стоит ¬, а ^ ? Резервное задание. - Подберите слова, которые соответствуют данным схемам. - Запишите слова и выделите в них значимые части. повозка выловлю дочка народ Проверка на слайде. | - Суффикс. - Корень. - Окончание. - Приставка. - Приставка и суффикс. - Перед корнем, после корня. | Ф И | Интерактивная доска, презентация Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | Предметные УУД: - Наблюдать за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов; - Находить место приставки и суффикса в слове; - Уметь выделять в слове приставку и суффикс; - Употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами; - Находить информацию в учебнике и анализировать ее. |
VI. Подведение итогов урока | Подвести итоги урока | С: беседа | - Ребята, какую тему мы сегодня изучали? - Чем сходны приставка и суффикс? - Чем они различаются? - Какие же части слова служат для образования новых слов? - Сегодня оценку 5 получает…оценку 4 получает… - Остальным я желаю работать на уроке активнее и поднимать руку. | - «Роль приставок и суффиксов». - Служат для образования новых слов. - Приставка в начале, суффикс в конце. - Приставка и суффикс. | Ф | Интерактивная доска, презентация | Контроль со стороны учителя | Коммуникативные УУД: - Оформлять свои мысли в устной форме; - Слушать и понимать речь других; - Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |