СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль суффиксов и приставок»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Роль суффиксов и приставок»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)









Конспект урока русского языка





Составитель:

Митина Анастасия Сергеевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

курс 4, группа 422

Методист:_____________ Шумидуб Н.С.

Учитель:______________ Штыркова В.В.

Оценка:____________









г. Лукоянов 2024

Дата проведения: 19.11.2024

Предмет: Русский язык

УМК: Школа России

Класс: 2 «А»

Тема урока: «Роль суффиксов и приставок»

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Цель: наблюдение за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов.

Задачи:

Образовательная:

- Учить применять правила при написании слов с приставками и суффиксами, овладевать умением образовывать новые слова;

Развивающая:

- Развивать умение применять алгоритмы, применять знания в нестандартной ситуации, развивать речь учащихся, умение работы в паре, в малой группе;

Воспитательная:

- Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, прилежность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- Наблюдать за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов;

- Находить место приставки и суффикса в слове;

- Уметь выделять в слове приставку и суффикс;

- Употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами;

- Находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Регулятивные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- Проговаривать последовательность действий на уроке;

- Работать по коллективно составленному плану;

- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- Высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Коммуникативные УУД:

- Оформлять свои мысли в устной форме;

- Слушать и понимать речь других;

- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, презентация, учебник русского языка 2 класс 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России», карточки для парной работы, карточки с домашним заданием.

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

План урока:

I. Организационно-мотивационный настрой (1 мин)

II. Актуализация знаний (7 мин)

III. Подведение к теме. Целеполагание (3 мин)

IV. Изучение нового материала (14 мин)

V. Закрепление изученного материала (10 мин)

VI. Подведение итогов (2 мин)

VII. Рефлексия (1 мин)

VIII. Домашнее задание (1 мин)

IX. Организационный момент (1 мин)














Ход урока

Этапы

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты (Предметные, метапредметные, личностные)

I. Организационно-мотивационный настрой

Организовать детей и мотивировать на предстоящую деятельность

С: беседа

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Садитесь.

- Вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо руку поднимать.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Ф

Слово учителя

Контроль со стороны учителя


II. Актуализация знаний

Проверить усвоение предыдущих знаний и умений

С: беседа

Н: показ слайда

П: работа со слайдом

1.Проверка домашнего задания

- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что такое приставка?







- Как найти приставку в слове?






- Как обозначается приставка?

- Что мы называем суффиксом?







- Как определить суффикс в слове?




- Как обозначается суффикс?

- Запишите число и классная работа. Сегодня 19 ноября.

2.Орфографическая минутка

Шш

Смотрят видео.

шишка, шипы, хороший.

Ира Шишкина идет в школу.

- Подчеркните орфограммы в словах. Разберите слова по составу. В предложении подчеркните грамматическую основу.

Один записывает предложение, выделяет орфограммы, другой разбирает слова по составу, третий подчеркивает грамматическую основу предложения.




- Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Нужно найти однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

- ¬.

- Суффикс - это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

- Нужно найти однокоренное слово без суффикса.

- ^.






Ф

И

Интерактивная доска, презентация






























Слайд 1


Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Предметные УУД:

- Наблюдать за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов;

- Находить место приставки и суффикса в слове;

- Уметь выделять в слове приставку и суффикс;

- Употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами;

- Находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

III. Подведение к теме. Целеполагание

Подвести детей к теме и цели урока

С: беседа

Н: показ слайда

П: работа со слайдом

- Найдите в каждой группе лишнее слово.

1) гора, пригорок, гореть

2) лето, лётчик, полёт. 

3) кора, корка, покорить

- Объясните свой выбор. 





- Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. 

- Для чего служат приставки? 



- Какое значение имеет в этом слове приставка при?

- Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. 

- Для чего служит эта часть слова? 



- Какие значения слов образуются при помощи суффик­са -ник?








- Какие ещё части слова вы знаете? 

- Для чего служит эта часть слова? 



- Сформулируйте тему и задачи урока. 



- Гореть.

- Лето.

- Покорить.

- Эти слова не являются родственными для остальных слов.

- Пригорок.


- Для образования новых слов.

- Около.


- Летчик.


- Для образования новых слов.

- Это может быть слово, связанное с профессией, а может быть слово с уменьшительно-ласкательным значением.

- Окончание.

- Для связи слов в предложении и словосочетании.

- Тема: «Роль приставок и суффиксов». Задачи: повторить роль значимых частей слова, потренироваться в разборе слов по составу, в подборе однокоренных слов.

Ф



Интерактивная доска, презентация

Слайд 2






























Слайд 3




Контроль со стороны учителя

Регулятивные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- Проговаривать последовательность действий на уроке;

- Работать по коллективно составленному плану;

- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- Высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

IV. Изучение нового материала

Наблюдение за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов.

С: беседа

Н: показ слайда

П: работа со слайдом, парная работа в карточках


1. Алгоритм нахождения приставки в слове

- Вспомним, как найти приставку в слове. 

1) Подбери однокоренное слово.

2) Обозначь корень.

3) Найди часть слова перед корнем, которой различаются слова. Это приставка.

4) Назови приставку. Выдели её.

- Прочитайте группу слов.

согреть, уши, греть, поехали, ехали, поездка, наушники, ездит.

- Назовите слова с приставками. 




- Докажите, что это приставки. Найдите корень в этих словах.

Проверка на слайде.

3.Словообразование

- Как образуются новые слова?

Учащиеся рассказывают о способах образования новых слов.

2. Работа в парах.

- Образуйте новые слова разными способами.

город


телефон


дорога


береза


- В каком слове в корне произошло чередование согласных?

Проверка на слайде.

3. Проблемная ситуация

ЖУК — ЖУКОК, ЛУГ — ЛУГОК

- К нам в город прилетел иностранец. Он изучает русский язык, но не до конца разобрался, как изменяются слова в русском языке.

- Он изменил слово «жук» как жукок, а слово «луг» как лугог.

- Объясним иностранцу, как правильно изменять эти слова.

- Как будет «маленький жук» и «маленький луг»?

- Записываем слова «жучок» и «лужок».

- Что мы наблюдаем?

Вывод. Нужно помнить о чередовании согласных при образовании новых слов, хорошо знать способы образования.

4. Алгоритм нахождения суффикса в слове

- Как найти суффикс в слове?  







- Образуйте родственные слова:

маленькая берёза

- А как еще можно ласково назвать березу?

маленький город

маленький карандаш

- Как ласково назвать корову?

маленькая тетрадь

маленький пенал

- Какая часть помогла нам образовать эти слова?

- Какие суффиксы мы использовали?


- Какое значение придали эти суффиксы словам?

Вывод: суффиксы –к-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ик-, -ушк-, -очк-, - ечк-,  -чик- имеют уменьшительно-ласкательное значение.

5. Игра «Волшебник»

- Сейчас вы все будете волшебниками. Какой волшебный предмет помогает волшебнику делать чудеса?  

- На доске записаны суффиксы: –ик-, -ок-, -ушк-, -чик-.

- Сейчас при помощи этих суффиксов вы будете превращать все предметы в маленькие.

- Я диктую слово, а вы записываете только те слова, которые у вас получились, выделите в них суффиксы.

шар, дым, трава, вагон.

Проверка на слайде.

6.Самостоятельная работа

- Вставь подходящие по смыслу приставки. Обозначь их.

…летел ураган, …бежал первым, …шёл в дом, …ехали из города.

Проверка на слайде.













- Согреть, поехали, поездка, наушники.





- С помощью приставки и суффикса.




- Пригород, городской.

- Телефонный, телефончик.

- Придорожный, дорожка.

- Берёзовый, берёзка.

- Придорожный, дорожка.












- Жучок, лужок.



- Чередование согласных.





- Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.


- Берёзка.

- Берёзонька.

- Городок.

- Карандашик.

- Коровушка.

- Тетрадочка.

- Пенальчик.

- Суффикс.


- К, оньк, ок, ик, ушк, очк, чик.

- Уменьшительно-ласкательное.




- Волшебная палочка.















- Налетел, выбежал, зашёл, выехали.

Ф
И

П


Интерактивная доска, презентация, карточки для парной работы

Слайд 4




Слайд 5


























Слайд 6


Слайд 7


























Слайд 8

















Слайд 9















Слайд 10






Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Предметные УУД:

- Наблюдать за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов;

- Находить место приставки и суффикса в слове;

- Уметь выделять в слове приставку и суффикс;

- Употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами;

- Находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Регулятивные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- Проговаривать последовательность действий на уроке;

- Работать по коллективно составленному плану;

- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- Высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

- Оформлять свои мысли в устной форме;

- Слушать и понимать речь других;

- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

V. Закрепление

Повторение и закрепление ранее изученного материала

С: беседа
Н:
показ слайда

П: работа со слайдом

Игра “ Угадай часть слова”

- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Главная часть слова, передающая его смысл.

- Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.

- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Где стоит ¬, а ^ ?

Резервное задание.

- Подберите слова, которые соответствуют данным схемам.

- Запишите слова и выделите в них значимые части.

повозка

выловлю

дочка

народ

Проверка на слайде.


- Суффикс.


- Корень.


- Окончание.


- Приставка.


- Приставка и суффикс.

- Перед корнем, после корня.


Ф
И

Интерактивная доска, презентация

Слайд 11








Слайд 12









Слайд 13

Контроль со стороны учителя, самоконтроль

Предметные УУД:

- Наблюдать за ролью приставок и суффиксов в образовании новых слов;

- Находить место приставки и суффикса в слове;

- Уметь выделять в слове приставку и суффикс;

- Употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами;

- Находить информацию в учебнике и анализировать ее.

VI. Подведение итогов урока

Подвести итоги урока

С: беседа

- Ребята, какую тему мы сегодня изучали?



- Чем сходны приставка и суффикс?



- Чем они различаются?



- Какие же части слова служат для образования новых слов?

- Сегодня оценку 5 получает…оценку 4 получает…

- Остальным я желаю работать на уроке активнее и поднимать руку.

- «Роль приставок и суффиксов».

- Служат для образования новых слов.

- Приставка в начале, суффикс в конце.

- Приставка и суффикс.

Ф

Интерактивная доска, презентация


Контроль со стороны учителя

Коммуникативные УУД:

- Оформлять свои мысли в устной форме;

- Слушать и понимать речь других;

- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VII. Рефлексия

Оценить деятельность на уроке

С: беседа

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.

- Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.

- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Оценивают свою работу на уроке.

Ф

Слово учителя


Контроль со стороны учителя

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


VIII. Домашнее задание

Провести инструктаж по домашнему заданию

С: беседа



- Открываем дневники и записываем домашнее задание:

- Выполнить задание на карточке.


Записывают домашнее задание.




Ф



Слово учителя, карточки с домашним заданием

Слайд 14


Контроль со стороны учителя


IX. Организационный момент

Организационно закончить урок

С: беседа

- Урок окончен, можете быть свободны.

Готовятся к окончанию урока.

Ф

Слово учителя

Контроль со стороны учителя