Доклад на семинар педагогов дополнительного образования ДДТ
Тема. Роль учреждения дополнительного образования детей в формировании социальных и культурных потребностей личности.
Когда-то один из основоположников дополнительного образования детей-Бруднов Алексей Константинович - назвал его- «Путь к самому себе через мир знаний, игры, фантазии и творчества» Эти слова с полной мере отражают значение дополнительного образования детей в формировании личности.
Путь к самому себе - что это? Это поиск и открытие своих возможностей. Это реализация своих способностей. Это непрестанная активная работа над собой.
Сегодня тема - роль учреждения дополнительного образования детей в формировании социальных и культурных потребностей личности, очень актуальна. То, что в настоящее время происходит с российским образованием - модернизация, введение новых образовательных стандартов - заставляет нас обратить особое внимание на учреждения дополнительного образования детей. Посмотреть на них как на учреждения, которые выполняют важнейшие задачи воспитания и социализации подрастающего поколения, и совместно со школой формируют ту личность, о которой говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В Концепции прописаны требования к результатам образования. Среди них определены социальные и культурные потребности, которые мы должны формировать. Это потребности в трудовой деятельности, социальной активности, в социальном признании, самовыражении, в сотрудничестве с другими людьми, в общении, потребности в знании, в нравственных поступках и многие другие.
Каким образом дополнительное образование может помочь в их формировании?
Любое учреждение дополнительного образования – это, прежде всего, особая ценностно-мотивационная среда, попадая в которую, ребенок стремится быть лучше. Эта среда задает то смысловое поле, тот уклад жизни, в котором ребенок учится, творит, взаимодействует с педагогами и другими детьми.
Создание такой среды возможно при наличии нескольких условий. Во-первых, она должна быть насыщена разнообразными событиями. Само слово «событие» подразумевает проживание действия, активность тех, кто в нем участвует. Поэтому все мероприятия, проводимые в стенах учреждения дополнительного образования, будь то учебное занятие, концерт или конференция, выстраиваются так, чтобы содержание их было интересным для ребенка, эмоционально окрашенным, давало возможность реализовать свои возможности.
Так, например, событием может стать участие детей благотворительной акции для детей из приемных детей или благотворительном спектакле для детей инвалидов. Именно в них ребенок может почувствовать, что такое взаимопомощь, милосердие, доброта, открыть в себе потребность жертвовать во имя другого (альтруизм). Что это, как не формирование социальных потребностей личности?!
Или другое событие – участие в научной конференции с собственным исследовательским проектом. Для того чтобы оно состоялось, нужно немало потрудиться: выбрать тему, продумать содержание, собрать теоретический материал и провести практическую работу. В результате рождаются такие проекты, которые завоевывают призовые места на российских и международных конференциях. Когда учащиеся пишут работы, происходит формирование их познавательных потребностей, когда они их защищают – развивается их способность к общению и языковая культура.
Вторым условием формирования ценностно-мотивационной среды является безусловное принятие и уважение личности ребенка. К нам приходят разные дети. Среди них бывают и такие, которые в семье или в социальной среде приобрели привычку нецензурно выражаться. Со временем они избавляются от этой привычки. Просто потому, что они видят: здесь так не принято. Здесь не ругаются, не обзываются и общаются совсем по другому. А так как подростку нравится, чем он занимается (ему интересно), возникает потребность принадлежать к этому коллективу. Быть принятым коллективом – значит принять его ценности. Таким образом, сама среда способствует формированию правильных ценностей, а также культуры общения.
Принятие и уважение личности ребенка – это еще и ориентация на лучшие его качества. В дополнительном образовании любого учащегося воспринимают как потенциально одаренного. Если такой подход принять за основу, то остается эту одаренность развивать. Мы ищем сферу, в которой ребенок может быть успешен. И создаем условия для реализации его способностей. Так, например один учащийся может писать проект и выступать на конференции, другой – может помочь в организации этой конференции или в оформлении проектных работ. Главное, чтобы каждый был занят делом. Таким образом, формируются потребности в трудовой деятельности и социальной активности.
Создание ситуации успеха для каждого ребенка – это еще одно условие формирования среды. Занимаясь дополнительным образованием, дети могут попробовать себя и на сцене в роли актеров, и как художники организовывать свою персональную выставку, как журналисты взять интервью и написать статью в газету. Пробуя себя в различных видах деятельности, личность раскрывает свои возможности, чувствует свои сильные стороны. И если в ответ она ощущает поддержку со стороны взрослых или сверстников, если отсутствуют негативные и неконструктивные оценки, возникает потребность самосовершенствоваться и развиваться дальше.
Все вышеперечисленные условия не возникают сами по себе. Создает и формирует эту среду и весь уклад жизни учреждения педагог.
Кто такой педагог дополнительного образования? Это, прежде всего, мастер своего дела. Среди педагогов дополнительного образования есть профессиональные художники, конструкторы, хореографы, вокалисты, спортсмены, журналисты, операторы, экономисты, режиссеры и т. д.
Как правило, приводит этих людей к детям любовь и интерес к своему делу, своему «ремеслу», желание передать свое мастерство.
Интерес «заражает». Интерес передает способность. Придя на занятия в техническое объединение и познакомившись с педагогом, который умеет конструировать роботов, нельзя не «загореться» желанием научиться тому, как это делается. Формируется познавательная потребность. А дальше – педагог поощряет эту познавательную активность. Он сначала сам ставит проблемы, задает вопросы, на которые учащиеся ищут ответы. Затем дети начинают это делать самостоятельно.
Для того чтобы быть интересным детям постоянно, педагог непрерывно совершенствуется, ищет новые формы и содержание, активно участвует в экспериментальной работе. Энтузиазм педагогов дополнительного образования часто заставляет их работать ненормированный рабочий день. И он, педагог, всегда открыт детям для общения, консультации и помощи.
Умение выстраивать диалог с детьми – это еще одно качество педагога.
Дополнительное образование, по сути своей, образование неформальное. И это дает возможность педагогам не назидать, а просто быть рядом в процессе обучения, поддерживать, подсказывать, помогать. Педагог больше спрашивает и направляет. Из вопросов, «какого робота ты хотел бы создать? Как он будет выглядеть? Какую пользу он должен приносить людям?» - вырастут технические проекты, а из вопросов «Какая жизненная тема тебе кажется важной? О чем бы ты хотел рассказать людям? Как ты хочешь им это показать ?- журналистская работа. Очень важно не предлагать готовых вариантов ответов. Так формируется потребность в знании, потребность в общении, потребность в совместной работе не только с педагогом, но и с другими детьми.
Таким образом личность педагога дополнительного образования, его личный пример оказывает воздействие на развитие личности ребенка, становление его социальных и культурных потребностей. Именно педагог является тем стержнем, на котором держится дополнительное образование детей и за счет которого развивается.
Результаты работы педагогов дополнительного образования мы все видим, когда наши дети участвуют в конкурсах, конференциях, Выставках, соревнованиях .Большие успехи учащихся в мероприятиях всероссийского международного уровня- это лишь один показатель их работы.
Мы видим , что учреждение дополнит ельного образования действительно может влиять на Формирование социокультурных потребностей личности. Этому способствует создание особой ценностно-мотивационной среды в процессе обучения и личность педагога как носителя ценностей этой среды.
Многолетний опыт деятельности наших учреждений, результаты работы убедительно показывают ,что их роль в становлении социальных и культурных потребностей личности неоценима .Именно творческая деятельность , которой заняты дети в дополнительном образовании, побуждает личность к активности, возвышает ее потребности и тем самым способствует ее самоопределению и самореализации.