СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романтизм в литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, а продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. 

Просмотр содержимого документа
«Романтизм в литературе»

РОМАНТИЗМ  В   ЛИТЕРАТУРЕ

РОМАНТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

Романтизм впервые возник в Германии , в кругу писателей и философов  йенской школы  ( В. Г.  Ваккенродер Людвиг Тик , Новалис , братья Ф. и А. Шлегели ).

Лю́двиг Ио́ганн Тик

Нова́лис

Ви́льгельм Ге́нрих Ва́ккенродер

В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций. Важным является то, что Новалис утверждает смерть в качестве ступени развития жизни. Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Новалиса — неоконченном романе « Генрих фон Офтердинген » (1797—1800).

настоящее имя —  Фри́дрих фон Га́рденберг

Год выхода книги Ваккенродера (1797) можно считать первой датой немецкого романтизма, вначале ещё не дифференцированного и выявлявшего более или менее цельное мироощущение. «Сердечные излияния монаха» составили небольшие лирические статьи об искусстве и художниках и повесть о неудачливом музыканте, Иосифе Берглингере, имеющая автобиографическое значение. В книге Ваккенродера рассказал о своей жизни, полной порывов к творчеству и сомнений в своём призвании, отравленной непониманием окружающих.

немецкий поэт, писатель, переводчик, драматург эпохи  романтизма . Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» ( 1826 ) и «Молодой столяр» ( 1836 ) из жизни  Камоэнса ;   «Принц Цербино» (1799), «Мир наизнанку» (1799), переводчик « Дон Кихота »  Сервантеса  и драм  Шекспира , автор работ о театре и драматургии.

Музей раннего романтизма в Йене

В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев  Вильгельма  и  Якоба Гримм ,  Гофмана .  Гейне , начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев  Вильгельма  и  Якоба Гримм Гофмана Гейне , начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

Якоб Людвиг Карл Гримм Вильге́льм Карл Гримм   Братья являются членами кружка   гейдельбергских  романтико в , ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной  культуре Германии  и её фольклору . Опубликованные  братьями Гримм  книги по истории и грамматике  немецкого языка , на фоне многочисленных диалектов последнего, явились  стимулом  к оформлению  германистики   и  лингвистики  в самостоятельную научную дисциплину.

Якоб Людвиг Карл Гримм

Вильге́льм Карл Гримм  

Братья являются членами кружка   гейдельбергских романтико в , ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной  культуре Германии  и её фольклору . Опубликованные  братьями Гримм  книги по истории и грамматике  немецкого языка , на фоне многочисленных диалектов последнего, явились  стимулом  к оформлению  германистики   и  лингвистики  в самостоятельную научную дисциплину.

Якоб Людвиг Карл Гримм Основоположник мифологической школы в фольклористике (книга « Немецкая мифология »,  1835 год ).          Вместе с братом составил знаменитое собрание немецких  сказок . Главный труд жизни братьев Гримм — « Немецкий словарь » ( нем.   Deutsches Wörterbuch ); вопреки названию, это фактически сравнительно-исторический словарь всех германских языков .  Гримма представляет собой не беллетризованное собрание древнегерманских мифов, рисующее нравы и облик обитателей германского Олимпа на манер мифов Древней Греции, а вполне академический трактат.

Якоб Людвиг Карл Гримм

Основоположник мифологической школы в фольклористике (книга « Немецкая мифология »,  1835 год ).

Вместе с братом составил знаменитое собрание немецких  сказок . Главный труд жизни братьев Гримм — « Немецкий словарь » ( нем.   Deutsches Wörterbuch ); вопреки названию, это фактически сравнительно-исторический словарь всех германских языков .

Гримма представляет собой не беллетризованное собрание древнегерманских мифов, рисующее нравы и облик обитателей германского Олимпа на манер мифов Древней Греции, а вполне академический трактат.

Вильге́льм Карл Гримм  Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике  немецкого языка , на фоне многочисленных диалектов последнего, явились  стимулом  к оформлению лингвистики  (языкознания) в самостоятельную научную дисциплину. Вместе с братом составил знаменитое собрание немецких  сказок , положил начало систематическому научному изучению рунической письменности.

Вильге́льм Карл Гримм 

Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике  немецкого языка , на фоне многочисленных диалектов последнего, явились  стимулом  к оформлению лингвистики  (языкознания) в самостоятельную научную дисциплину. Вместе с братом составил знаменитое собрание немецких  сказок , положил начало систематическому научному изучению рунической письменности.

В  Англии  романтизм во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты  «Озёрной школы» ,  Вордсворт  и  Кольридж .  Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

В  Англии  романтизм во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты  «Озёрной школы» Вордсворт  и  Кольридж

Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Уильям Вордсворт   английский   поэт - романтик , основной автор сборника « Лирические баллады » Он верил, что его поэтическое назначение — показать природу не как убежище человека от страданий и обязательств, но как источник «чистейшей страсти и веселья», непреходящего вдохновения и поддержки, дарующих, если только человек способен по-настоящему видеть и слышать, вечные и всеобщие ценности души и сердца -любовь, радость, стойкость и сострадание.

Уильям Вордсворт

  английский   поэт - романтик , основной автор сборника « Лирические баллады »

Он верил, что его поэтическое назначение — показать природу не как убежище человека от страданий и обязательств, но как источник «чистейшей страсти и веселья», непреходящего вдохновения и поддержки, дарующих, если только человек способен по-настоящему видеть и слышать, вечные и всеобщие ценности души и сердца -любовь, радость, стойкость и сострадание.

Сэмюэл Тэйлор Кольридж   английский   поэт - романтик , критик и философ, выдающийся представитель  «озёрной школы» . Кольридж представитель одной стороны английского романтизма, его стремления к чудесному. « Лирические баллады » задуманы были Кольриджем вместе с  Вордсвортом  во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоём о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в. При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нём главным образом поэта, автора « Старого морехода », «Кристабель» и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом. В честь Кольриджа назван  кратер  на  Меркурии .

Сэмюэл Тэйлор Кольридж

  английский   поэт - романтик , критик и философ, выдающийся представитель  «озёрной школы» .

Кольридж представитель одной стороны английского романтизма, его стремления к чудесному. « Лирические баллады » задуманы были Кольриджем вместе с  Вордсвортом  во время их юношеских скитаний по горам; они мечтали вдвоём о возрождении английской поэзии, погибающей в переживании псевдоклассических традиций XVIII в.

При жизни Кольриджа его значение как философа и учителя затмевали все остальные свойства его таланта, но потомство видит в нём главным образом поэта, автора « Старого морехода », «Кристабель» и других поэм, в которых странным образом перепутывается действительность с вымыслом.

В честь Кольриджа назван  кратер  на  Меркурии .

Также к английскому романтизму яркими представителями являются Перси Биши Шелли Джордж Го́рдон Ба́йрон Джон Китс Уильям Блейк

Также к английскому романтизму яркими представителями являются

Перси Биши Шелли

Джордж Го́рдон Ба́йрон

Джон Китс

Уильям Блейк

В России  романтизм появляется в поэзии  В. А. Жуковского  . В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни.    В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.

В России  романтизм появляется в поэзии  В. А. Жуковского  . В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни.

  В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.

Васи́лий Андре́евич Жуко́вский   русский поэт, один из основоположников  романтизма  в русской поэзии, переводчик, критик.   В  «Вестнике Европы»  было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста  Грея .   С  1816 года  Жуковский становится автором первого официального гимна России « Молитва русских ».то был перевод (правда, сильно изменённый) текста английского гимна «God save the King».Музыка была также позаимствована у английского гимна (что в своё время сделали более 20 государств).

Васи́лий Андре́евич Жуко́вский

  русский поэт, один из основоположников  романтизма  в русской поэзии, переводчик, критик.

  В  «Вестнике Европы»  было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста  Грея

С  1816 года  Жуковский становится автором первого официального гимна России « Молитва русских ».то был перевод (правда, сильно изменённый) текста английского гимна «God save the King».Музыка была также позаимствована у английского гимна (что в своё время сделали более 20 государств).

Василий Жуковский  СЕЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ  ЭЛЕГИЯ (отрывок)  Уже бледнеет день, скрываясь за горою;   Шумящие стада толпятся над рекой;   Усталый селянин медлительной стопою   Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,  В туманном сумраке окрестность исчезает...   Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;   Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,   Лишь слышится вдали рогов унылый звон.  Лишь дикая сова, таясь под древним сводом   Той башни, сетует, внимаема луной,   На возмутившего полуночным приходом   Ее безмолвного владычества покой.  Под кровом черных сосн и вязов наклоненных,   Которые окрест, развесившись, стоят,   Здесь праотцы села, в гробах уединенных   Навеки затворясь, сном непробудным спят.  Денницы тихий глас, дня юного дыханье,   Ни крики петуха, ни звучный гул рогов,   Ни ранней ласточки на кровле щебетанье —   Ничто не вызовет почивших из гробов.

Василий Жуковский СЕЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ ЭЛЕГИЯ

(отрывок) Уже бледнеет день, скрываясь за горою;  Шумящие стада толпятся над рекой;  Усталый селянин медлительной стопою  Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой, В туманном сумраке окрестность исчезает...  Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;  Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,  Лишь слышится вдали рогов унылый звон. Лишь дикая сова, таясь под древним сводом  Той башни, сетует, внимаема луной,  На возмутившего полуночным приходом  Ее безмолвного владычества покой. Под кровом черных сосн и вязов наклоненных,  Которые окрест, развесившись, стоят,  Здесь праотцы села, в гробах уединенных  Навеки затворясь, сном непробудным спят. Денницы тихий глас, дня юного дыханье,  Ни крики петуха, ни звучный гул рогов,  Ни ранней ласточки на кровле щебетанье —  Ничто не вызовет почивших из гробов.

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта . Пушкин рассматривается как создатель современного   русского литературного языка . Ещё при жизни поэта стали именовать  гением , в том числе печатно. Со второй половины  1820-х  годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. С другой стороны, в  1830-е  (после его поэмы « Полтава ») имело место и определённое охлаждение части читающей публики к Пушкину.

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта . Пушкин рассматривается как создатель современного

  русского литературного языка .

Ещё при жизни поэта стали именовать  гением , в том числе печатно. Со второй половины  1820-х  годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. С другой стороны, в  1830-е  (после его поэмы « Полтава ») имело место и определённое охлаждение части читающей публики к Пушкину.

Михаил Юрьевич Лермонтов Стал Вершиной русского романтизма   Русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов ХІХ и ХХ веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Стал Вершиной русского романтизма

  Русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов ХІХ и ХХ веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например…

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например…

  Франции Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н   Жорж Санд  настоящее имя — Амандина Аврора Люсиль Дюпен  Викто́р Мари́ Гюго́ Анн-Луиз Жермен, баронесса де Сталь-Гольштейн Альфре́д Викто́р де Виньи́ Проспе́р Мериме́ Альфонс де Ламартин 

  Франции

Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н  

Жорж Санд

настоящее имя — Амандина Аврора Люсиль Дюпен

Викто́р Мари́ Гюго́

Анн-Луиз Жермен, баронесса де Сталь-Гольштейн

Альфре́д Викто́р де Виньи́

Проспе́р Мериме́

Альфонс де Ламартин 

Италии Алессандро Франческо Томмазо Мандзони  Никколо́ Уго Фосколо Джакомо Леопарди

Италии

Алессандро Франческо Томмазо Мандзони 

Никколо́ Уго Фосколо

Джакомо Леопарди

США Джеймс Фе́нимор Ку́пер Ге́нри Уо́дсворт Лонгфе́лло Э́дгар А́ллан По Натаниэль Го́торн

США

Джеймс Фе́нимор Ку́пер

Ге́нри Уо́дсворт Лонгфе́лло

Э́дгар А́ллан По

Натаниэль Го́торн

 Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, а продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. 

Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, а продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. 

спасибо за внимание

спасибо за внимание