Просмотр содержимого документа
«Россия в 1-й пол. 19 в.- интегрированный урок»
БЫЛОЕ И ДУМЫ…
Прошлое русского народа темно; его настоящее ужасно, но у него
есть право на будущее…
А.И.Герцен
Проблема урока исконно русские вопросы: кто виноват? что делать?
Задание:
Создать образ России I пол. XIX века
в сравнении с базовыми цивилизационными ценностями Западной Европы
Базовые ценности Европы:
- Свобода личности и деятельности
- Права и свободы человека и гражданина
- Преобладание индивидуальных интересов
- Свободные рыночные отношения
- Свобода предпринимательства
- Свобода договора работодателя и работника
Блиц - опрос
- Название государства в начале XIX века….
- Национальный состав…
- Религиозный состав…
- Форма правления ….
- У власти ….
- Социальное деление общества на …
- Общественно-экономический строй…
- Основная отрасль в экономике России в начале XIX в…
- Крестьянский труд…
- Феодальные повинности…
- Предприятия того времени в основном казенные…
- Общественная мысль…
Причины цивилизационного отставания России от Европы в I пол. XIX века:
- Самодержавие
- Феодализм
- Крепостное право
- Сословное деление общества
- Отсутствие гражданских прав и свобод
Особенности развития философской мысли в России до 1820 года:
- Не существовала как сфера духовной культуры человека
- Развивалась в масонских ложах и аристократических кружках
- Две главные темы – историософская (историк – не только летописец) и социальная (по какому пути развиваться России)
- Философия должна разрешить вопросы жизни и смерти, общественного и социального
Назовите основные события внутренней политики в I пол. XIX века
Задание № 1 .
Выберите из следующего перечня те черты, которые относятся к проектам преобразований М.М. Сперанского:
- идея разделения властей
- ограничение самодержавия
- отмена самодержавия
- право частной собственности
- предоставление политических и гражданских прав населению
- провозглашение республики
- привлечение к управлению народных представителей
- введение всеобщего избирательного права
- превращение России в конституционную монархию
- ликвидация сословного строя
Задание № 2 . Историки по-разному оценивают проект преобразований М.М. Сперанского. Разрешите следующую проблему: 1. Проект преобразований М.М. Сперанского оптимален для Российской империи начала XIX века 2 . Проект преобразований М.М. Сперанского бесполезен, нереален и не нужен: он не устранял монархии, самодержавия
Какое событие во внешней политике России I пол. XIX века повлияло на начало формирования философских идей, каким образом?
Тайные общества в среде военных:
- «Союз спасения» (1816-1817г.): Муравьёв Н.М., Пестель П.И. – чёткой программы и ясных средств преобразования России нет
- «Союз благоденствия» (1818 -1821г.): Муравьёв Н.М., Пестель П.И., Рылеев К.Ф., Бестужев-Рюмин М.П. – просветительская деятельность с установкой на политический переворот
«Не без некоторой зависти смотрим…на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»
«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества….чтобы совершить движение вперёд… главное уничтожить в русском человеке раба.»
«В кругу единомышленников»
Студенческие кружки (30-40 гг. XIX века)
«Там русский дух , там Русью пахнет!»
Назовите главные философские вопросы общественной мысли в России I пол. XIX века
Итог урока:
Что олицетворяет в истории России в I пол. XIX в. былое ?
Какие думы в связи с этим появились в русском обществе?
Все великие моменты в жизни русского народа как бы не имеют предвестников… Предшествующий им процесс есть процесс чисто внутренний, происходящий в глубине народного духа, незримо и неслышно… Народ отрешается внутренне от того, что подлежит отмене или изменению, борьба происходит внутри народного сознания, и когда приходит время заменить старое новым на деле, эта замена совершается с изумительною быстротою, без видимой борьбы.