МАОУ СОШ № 18 села Синегорск
РАCСМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Директор школы
____________________ ___________________________
Белова И.С. Шелохаева В.А.
Протокол № 1 Приказ № 309-од
от «30» 08 2023 г. от «30» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Обучение сочинениям разных жанров»
для обучающихся 10 класса
2023-2024 учебный год
село Синегорск 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучая в школе литературу, школьники учатся понимать и анализировать романы, повести, рассказы, пьесы, стихотворения; читая их, – получать эстетическое наслаждение. Свидетельством того, как – правильно или неправильно, поверхностно или глубоко пониматьпрочитанное, являются устные ответы и письменные сочинения уч-ся. В нихученикформулирует своё понимание произведения и вызванные им чувства, передаёт свои мысли и впечатления от прочитанного. Слушая ответы или читая письменную работу, учитель получает представление о том, насколько внимательно и глубоко обдуман прочитанный текст учениками, насколько умело он иизлагают свои мысли. И устный ответ, и сочинение являются школой не только постижения произведений художественной литературы, искусства вообще. Они становятся школой развития речи, учат обдумывать явления жизни. Выражать – в устной и письменной форме – своё мнение о них. Три составные части изучения литературы в школе – чтение, устный ответ, сочинение – способствуют всестороннему развитию личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает вас к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, формировать умения работать с художественным текстом и литературно-критической статьёй; совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и экзаменационному итоговому сочинениям.
Программа составлена и рассчитана в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 18 села Синегорск на 2022-2023 учебный год :34 часа, 1 час в неделю в 10 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА,
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• независимость и критичность мышления;
• воля и настойчивость в достижении цели
• осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;
• освоение нравственно-эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;
• осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Предметные результаты изучения учебного предмета
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
узнать
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета
- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX-начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т.п.
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Сочинение как жанр | 26 |
2 | Редактирование сочинения | 8 |
| | |
| ВСЕГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
2023-2024 уч. год.
34 часа.
1 урока в неделю
№ урока | Тема урока | Форма контроля | Планируемые результаты | Дата | Кор-ка |
Предметные | УУД | Личностные |
1 | Сочинение как текст. | устный опрос | монологические высказывания разного типа | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
2 | Сочинение как текст. | работа по карточкам | формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
3 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | сообщение | выполнять проектные работы в сфере литературы | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | воспитание уважительного отношения к русской литературе воспитание чувства любви Отечеству | | |
4 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | презентация | выполнять проектные работы в сфере литературы | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
5 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | работа по карточкам | давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении | понимание образной природы литературы | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
6 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | устный опрос | анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | понимание образной природы литературы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
7 | Теоретико-литературные понятия и их роль. | письменный опрос | формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
8 | Теоретико-литературные понятия и их роль. | работа по карточкам | использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
9 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | устный опрос | давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
10 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | работа по карточкам | использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
11 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | устный опрос | отвечать на вопросы по прочитанному тексту | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
12 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | сообщение | монологические высказывания разного типа | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
13 | Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Сочинение-рассуждение. | устный опрос | отвечать на вопросы по прочитанному тексту, давать историко-культурный комментарий к тексту произведения | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
14 | Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Сочинение-рассуждение. | работа по карточкам | давать историко-культурный комментарий к тексту произведения | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
15 | Структура сочинения. | устный опрос | давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении | понимание образной природы литературы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
16 | Сочинение-характеристика героя. | устный опрос | формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
17 | Сочинение-характеристика нескольких произведений. | сочинение | обобщать и анализировать свой читательский опыт | владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
18 | Сочинение-характеристика нескольких произведений. | тестирование | демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
19 | Сочинение-характеристика периода творчества одного писателя. | презентация | выполнять проектные работы в сфере литературы | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
20 | Сочинение-характеристика периода творчества одного писателя. | работа по карточкам | анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
21 | Обобщающие сочинения. Принципы их построения. | устный опрос | монологические высказывания разного типа, давать историко-культурный комментарий к тексту типа, | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
22 | Обобщающие сочинения. Принципы их построения. | письменный опрос | анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
23 | Анализ эпизода в школьном сочинении. | письменный опрос | использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
24 | Анализ эпизода в школьном сочинении. | тестирование | демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
25 | Анализ стихотворения в школьном сочинении. | презентация | выполнять проектные работы в сфере литературы | владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
26 | Анализ стихотворения в школьном сочинении. | работа по карточкам | анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | понимание образной природы литературы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
27 | Анализ стихотворения в школьном сочинении. | групповая работа | умение анализировать литературное произведение | понимание образной природы литературы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
28 | Редактирование и рецензирование сочинений. | устный опрос | давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении | понимание образной природы литературы | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
29 | Редактирование и рецензирование сочинений. | работа по карточкам | формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка | понимание образной природы литературы | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
30 | Редактирование и рецензирование сочинений. | работа по карточкам | отвечать на вопросы по прочитанному тексту | понимание образной природы литературы | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
31 | Редактирование и рецензирование сочинений. | устный опрос | использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения | умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
32 | Редактирование и рецензирование сочинений. | сообщение | монологические высказывания разного типа | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |
33 | Защита сочинений разных жанров. | сочинение | обобщать и анализировать свой читательский опыт | понимание образной природы литературы | совершенствование духовно-нравственных качеств личности | | |
34 | Итоговый урок | тестирование | демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов | воспитание уважительного отношения к русской литературе | | |