СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП и КТП элективный курс по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП и КТП элективный курс по литературе 10 класс»

МАОУ СОШ № 18 села Синегорск



РАCСМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Директор школы

____________________ ___________________________

Белова И.С. Шелохаева В.А.

Протокол № 1 Приказ № 309-од

от «30» 08 2023 г. от «30» 08 2023 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Обучение сочинениям разных жанров»

для обучающихся 10 класса


2023-2024 учебный год











село Синегорск 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучая в школе литературу, школьники учатся понимать и анализировать романы, повести, рассказы, пьесы, стихотворения; читая их, – получать эстетическое наслаждение. Свидетельством того, как – правильно или неправильно, поверхностно или глубоко пониматьпрочитанное, являются устные ответы и письменные сочинения уч-ся. В нихученикформулирует своё понимание произведения и вызванные им чувства, передаёт свои мысли и впечатления от прочитанного. Слушая ответы или читая письменную работу, учитель получает представление о том, насколько внимательно и глубоко обдуман прочитанный текст учениками, насколько умело он иизлагают свои мысли. И устный ответ, и сочинение являются школой не только постижения произведений художественной литературы, искусства вообще. Они становятся школой развития речи, учат обдумывать явления жизни. Выражать – в устной и письменной форме – своё мнение о них. Три составные части изучения литературы в школе – чтение, устный ответ, сочинение – способствуют всестороннему развитию личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает вас к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, формировать умения работать с художественным текстом и литературно-критической статьёй; совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и экзаменационному итоговому сочинениям.

Программа составлена и рассчитана в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 18 села Синегорск на 2022-2023 учебный год :34 часа, 1 час в неделю в 10 классе.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА,

В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

• независимость и критичность мышления;

• воля и настойчивость в достижении цели

• осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;

• освоение нравственно-эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;

• осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;

• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Предметные результаты  изучения учебного предмета

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:

обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие  на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

узнать

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Метапредметные результаты  изучения учебного предмета

- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX-начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т.п.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела

Кол-во часов

1

Сочинение как жанр

26

2

Редактирование сочинения

8





ВСЕГО

34


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие тре­бования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению.

Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, ре­цензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характе­ристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Ис­пользование цитат в сочинении. Развернутый план работы над со­чинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистиче­ское, лирическое). Заключительная часть сочинения.

Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных ге­роев. План построения сочинения-сравнения.

Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.

Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизо­дом при анализе художественного произведения.

Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.

Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.




Календарно-тематическое планирование

10 класс

2023-2024 уч. год.

34 часа.

1 урока в неделю


урока

Тема урока

Форма

контроля

Планируемые результаты


Дата


Кор-ка


Предметные

УУД

Личностные

1

Сочинение как текст.

устный опрос

монологические высказывания разного типа

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

воспитание уважительного отношения к русской литературе



2

Сочинение как текст.

работа по карточкам

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



3

Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению.

сообщение

выполнять проектные работы в сфере литературы

умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

воспитание уважительного отношения к русской литературе

воспитание чувства любви Отечеству



4

Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению.

презентация

выполнять проектные работы в сфере литературы

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



5

Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению.

работа по карточкам

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении

понимание образной природы литературы

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



6

Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению.

устный опрос

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения

понимание образной природы литературы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



7

Теоретико-литературные понятия и их роль.

письменный опрос

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

воспитание уважительного отношения к русской литературе



8

Теоретико-литературные понятия и их роль.

работа по карточкам

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



9

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

устный опрос

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении

умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



10

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

работа по карточкам

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения

умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



11

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

устный опрос

отвечать на вопросы по прочитанному тексту

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

воспитание уважительного отношения к русской литературе



12

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

сообщение

монологические высказывания разного типа

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



13

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Сочинение-рассуждение.

устный опрос

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, давать

историко-культурный комментарий к тексту произведения

умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



14

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Сочинение-рассуждение.

работа по карточкам

давать

историко-культурный комментарий к тексту произведения

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



15

Структура сочинения.

устный опрос

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении

понимание образной природы литературы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



16

Сочинение-характеристика героя.

устный опрос

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

воспитание уважительного отношения к русской литературе



17

Сочинение-характеристика нескольких произведений.

сочинение

обобщать и анализировать свой читательский опыт


владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



18

Сочинение-характеристика нескольких произведений.

тестирование

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

воспитание уважительного отношения к русской литературе



19

Сочинение-характеристика периода творчества одного писателя.

презентация

выполнять проектные работы в сфере литературы

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



20

Сочинение-характеристика периода творчества одного писателя.

работа по карточкам

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

воспитание уважительного отношения к русской литературе



21

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.

устный опрос

монологические высказывания разного типа, давать

историко-культурный комментарий к тексту типа,

умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



22

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.

письменный опрос

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

воспитание уважительного отношения к русской литературе



23

Анализ эпизода в школьном сочинении.

письменный опрос

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

воспитание уважительного отношения к русской литературе



24

Анализ эпизода в школьном сочинении.

тестирование

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

воспитание уважительного отношения к русской литературе



25

Анализ стихотворения в школьном сочинении.

презентация

выполнять проектные работы в сфере литературы

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



26

Анализ стихотворения в школьном сочинении.

работа по карточкам

анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения

понимание образной природы литературы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



27

Анализ стихотворения в школьном сочинении.

групповая работа

умение анализировать литературное произведение

понимание образной природы литературы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



28

Редактирование и рецензирование сочинений.

устный опрос

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении

понимание образной природы литературы

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



29

Редактирование и рецензирование сочинений.

работа по карточкам

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

понимание образной природы литературы

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



30

Редактирование и рецензирование сочинений.

работа по карточкам

отвечать на вопросы по прочитанному тексту

понимание образной природы литературы

воспитание уважительного отношения к русской литературе



31

Редактирование и рецензирование сочинений.

устный опрос

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения

умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



32

Редактирование и рецензирование сочинений.

сообщение

монологические высказывания разного типа

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу

воспитание уважительного отношения к русской литературе



33

Защита сочинений разных жанров.

сочинение

обобщать и анализировать свой читательский опыт


понимание образной природы литературы

совершенствование духовно-нравственных качеств личности



34

Итоговый урок

тестирование

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов

воспитание уважительного отношения к русской литературе