СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП и КТП элективный курс по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП и КТП элективный курс по литературе 11 класс»

МАОУ СОШ № 18 села Синегорск




РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Белова И.С.

Протокол № 1 от «29» 08 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Шелохаева В.А

Приказ № 309-од от «30» 08 2023 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«Техника написания итогового сочинения»»

для обучающихся 11 класса


2024-2025 учебный год
























село Синегорск 2024 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ.

Актуальность элективного курса  по литературе на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить учащихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, рассуждать на заданную тему, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяет выразить свою личность, свой взгляд и мир.

Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. По словам Д.Ливанова: «…самый главный результат, который мы ожидаем увидеть…- это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому что для них это очень сложно, а главное, по мнению выпускников, “не пригодится в будущем”. Но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.

Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

Итак, чего ждут от обучающихся на итоговом сочинении?

Умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений. Вы должны будете:

• выбрать одну тему;

• выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;

• сформулировать свою точку зрения;

• аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по

вашему выбору);

• продумать композицию сочинения;

•грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).

Работа школьников оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий.


Цель данного курса:


помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям.

Задачи элективного предмета:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе;

  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

  • владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности.

Данная программа направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки.


Программа рассчитана на 34 часа.

В связи с поставленными целью и задачами элективный курс рассчитан на один учебный год, что составляет 1 час в неделю.


Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Обучающиеся должны:

- понимать закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие их мировоззрения, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

Предполагаемые результаты:

Ученик научится:

-знать теоретико-литературные понятия;

-классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам;

- анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;

-аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;

- осуществлять речевое оформления собственных работ;

- уместно употреблять средства художественной выразительности;

-редактировать собственные сочинения.

Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок- исследование.


Категория учащихся, на которую рассчитан курс

Данная программа разработана для обучающихся 11 классов.


Содержание программы

  • Вводное занятие. Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература.

  • Теоретический блок. Роды и жанры литературы. Художественный метод и стили русских писателей. Идейно-тематический, композиционный, стилистический анализ произведения.

  • Пишем сочинение. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания. Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.

  • Сочинение разных жанров. Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Редактирование текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.

Методические рекомендации

Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив.

Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.


Система форм контроля уровня достижений обучающихся:

  1. промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем;

  2. итоговый контроль – сочинение -эссе, сочинение-рассуждение.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Всего


1

Вводное занятие

1

2

Теоретический блок

16

3

Практический блок

8

4

Сочинения разных жанров

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС


п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Всего


Контрольные работы


1

  • Вводное занятие. Цель, задачи и содержание элективного курса.

1



2

Роды литературы. Их отличительные особенности.

1



3

Особенности всех жанров литературы (рассказ, повесть, роман и т.д.)

1



4

Метод и стили русских писателей 1й и 2й половины 19 века, их отличительные черты.

1



5

Идейно-тематический анализ произведения (тема, проблема, конфликт, идея)

1



6

Идейно-тематический анализ произведения (тема, проблема, конфликт, идея

1



7

Особенности композиции лирических и эпических произведений.

1



8

Внекомпозиционные элементы (речь героя, портрет, пейзаж и др.).

1



9

Стилистический анализ произведения (средства художественной изобразительности).

1



10

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.

1



11

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

1



12

Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.




13

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

1



14

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением.

1



15

Структура сочинения. Основная часть (его части).

1



16

Вступление и его виды (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое).

1



17

Заключение (его связь с темой и вступлением) и его виды.

1

1


18

Практическая работа (написание вступления, заключения по заданной теме)

1




19

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

1



20

Практическая работа. Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе.

1



21

Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения.

1



22

Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

1



23

Речевое оформление: грамматические, морфологические, синтаксические и речевые ошибки.

1



24

Практическая работа. Редактирование готовых сочинений.

1

1


25

  • Тематические блоки сочинений. Аргументация по различным тематическим блокам.

1



26

  • Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой.

1



27

Работа над сочинениями по различным тематическим блокам с последующим редактированием и самооценкой.

1



28

Практическая работа. Написание сочинений.

1



29

Работа над ошибками написанных сочинений.

1



30

Практическая работа. Написание сочинений.

1

1


31

Работа над ошибками написанных сочинений.

1



32

Практическая работа. Написание сочинений в форме ЕГЭ

1



33

Практическая работа. Написание сочинений в форме ЕГЭ

1

1


34

Итоговое занятие. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.


1