СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП и КТП по литературе. Подготовка к ЕГЭ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП и КТП по литературе. Подготовка к ЕГЭ»

МАОУ СОШ № 18 села Синегорск












РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Белова И.С.

Протокол № 1 от «29» 08 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Шелохаева В.А

Приказ № 309-од от «30» 08 2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного курса

(углубленное изучение предмета)

«Литература – подготовка к ЕГЭ»

для обучающихся 11 класса


2024-2025 учебный год















село Синегорск 2024 г.

Пояснительная записка


Программа по учебному предмету «Литература» (на углублённом уровне) для обучения на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к планируемым результатам обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования (в редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического объединения по общему образованию), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

Данная программа предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 68 часов.

Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

Задачи:

совершенствование умений:

- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

- выделять смысловые части художественного текста;

- понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;

- анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

- применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;

- соотносить художественное произведение с литературным направлением;

- выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;

- давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.

При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:

  • аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;

  • ответы на вопросы по прозаическим, драматическим, лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);

  • поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного контекста;

  • написание развернутого аргументированного ответа на проблемный вопрос.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово- родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету .

Данный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература». Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

В разделы программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.



Содержание элективного курса

Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

Раздел 2. Литература конца XIX – начала ХХ века

А. И. Куприн. Рассказы и повести. «Гранатовый браслет», «Поединок».

Л. Н. Андреев. Рассказы и повести.

М. Горький. Пьеса «На дне».

Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трёх стихотворений двух поэтов по выбору).

Раздел 3. Литература ХХ века

И. А. Бунин. Рассказы.

А. А. Блок. Поэма «Двенадцать».

В. В. Маяковский. Анализ стихотворений (по выбору).

Поэмы «Облако в штанах».

Е. И. Замятин. Роман «Мы».

М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем трёх писателей по выбору).

А. А. Фадеев. «Молодая гвардия».

А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»).

В. М. Шукшин. Рассказы и повести. Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Забуксовал», «Дядя Ермолай», «Шире шаг, маэстро!», «Калина красная» и др.

В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Женский разговор» и др.

Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору

И. А. Бродский. Стихотворения (не менее пяти по выбору).

В. С. Высоцкий. Стихотворения (не менее трёх по выбору).

Раздел 4.Зарубежная литература.

Зарубежная проза XX века. Произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен».

«Зарубежная поэзия XX века (не менее трёх стихотворений одного из поэтов по выбору).

Зарубежная драматургия XX века (одно произведения по выбору). Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», М. Метерлинка «Синяя птица», Д. Пристли «Визит инспектора», О. Уайльда «Идеальный муж», Т. Уильямса «Трамвай «Желание».



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс



Название раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе


9

2

Раздел 2. Литература конца XIX – начала ХХ века


11

3

Раздел 3. Литература ХХ века


37

4

Раздел 4.Зарубежная литература


6

5

Итоговый контроль

5

6

ВСЕГО

68




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС


п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Всего


Контрольные работы


1

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе.

1



2

Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе.

1



3

Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

1



4

Основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Повесть «Поединок». Сюжет, проблематика произведения.

1



5

Произведения А. И. Куприна о любви. Сюжет, нравственно-философский смысл произведения "Гранатовый браслет".

1



6

Тема рока в произведениях Л. Н. Андреева. Сюжет, проблематика рассказа. Трагическое мироощущение автора

1



7

Социально-философская драма «На дне». История создания, смысл названия произведения

1



8

Тематика, проблематика, система образов драмы «На дне»

1



9

«Три правды» в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение

1



10

Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы «На дне»

1



11

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Горького

1



12

Акмеизм. Основные темы и мотивы лирики поэтов-акмеистов. Художественные особенности крестьянских поэтов

1



13

Футуризм. Основные темы и мотивы, композиция и язык произведений поэтов-футуристов

1



14

Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века (по выбору)

1



15

Социально-философская проблематика рассказов И.А.Бунина

1



16

Особенности образного языка А.А.Блока

1



17

Поэт и революция. Поэма «Двенадцать»: история создания, многоплановость, сложность художественного мира поэмы

1



18

Герои поэмы «Двенадцать», сюжет, композиция, многозначность финала

1



19

Поэт и революция. Сатира в стихотворениях В.В. Маяковского

1



20

Сюжетно-композиционная основа поэмы «Облако в штанах»

1



21

Жизнь и творчество Е. И. Замятина. История создания, сюжет и композиция антиутопии «Мы»

1



22

Герой антиутопии и центральный конфликт романа «Мы». Философская проблематика романа, его образная система

1



23

Система образов в романе-эпопее «Тихий Дон». Тема семьи. Нравственные ценности казачеества

1



24

Трагедия целого народа и судьба одного человека.Проблема гуманизма в романе-эпопее «Тихий Дон»

1



25

Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон»

1



26

Развитие речи. Анализ эпизода романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон»

1



27

История создания романа «Мастер и Маргарита» Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе

1



28

Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в романе, «Мастер и Маргарита»

1



29

Тема любви и семьи в романе, «Мастер и Маргарита»

1



30

Тема Великой Отечественной войны в прозе (обзор). Человек на войне

1



31

Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Своеобразие «лейтенантской» прозы

1



32

Героизм и мужество защитников Отечества. Традиции реалистической прозы о войне в русской литературе

1



33

Человек в условиях духовно-нравственного выбора в произведения о Великой отечественной войне

1



34

Патриотический и гуманистический пафос произведений о Великой Отечественной войне

1



35

Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество молодогвардейцев

1



36

Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева. История созданя романа «Молодая гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел

1



37

Основные этапы жизни и творчества А.И.Солженицына. Автобиографизм прозы писателя

1



38

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Творческая судьба произведения

1



39

Человек и история страны в контексте трагической эпохи в книге А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

1



40

Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. Своеобразие прозы писателя

1



41

Тема города и деревни в рассказах В.М.Шукшина

1



42

Нравственные искания героев. Своеобразие «чудаковатых» персонажей В.М.Шукшина

1



43

Страницы жизни и творчества В. Г.Распутина. Изображение патриархальной русской деревни

1



44

Тема памяти и преемственности поколений в творчестве В.Г.Распутина

1



45

Взаимосвязь нравственных и экологических проблем в произведениях В.Г.Распутина

1



46

Страницы жизни и творчества Н.М.Рубцова. Тема Родины в лирике поэта

1



47

Основные этапы жизни и творчества И.А.Бродского. Основные темы лирических произведений поэта

1



48

Тема памяти. Философские мотивы в лирике И.А.Бродского

1



49

Развитие речи. Анализ лирического прозведения второй половины ХХ века

1



50

Личность и творческая судьба В.С.Высоцкого. Пафос нравственного противостояния, трагического стоицизма в лирике В. С. Высоцкого

1



51

Поэзия экстремальных ситуаций В. С. Высоцкого. Пространственные координаты лирики. Устойчивые образы, система контрастов

1



52

Тестирование в формате ЕГЭ

1

1


53

Тестирование в формате ЕГЭ

1

1


54

Разнообразие тем и проблем в зарубежной прозе ХХ века. Страницы жизни и творчества писателя. Творческая история произведения

1



55

Проблематика и сюжет произведений зарубежной прозы ХХ века. Специфика жанра и композиции. Система образов

1



56

Обзор европейской поэзии XX века. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора

1



57

Тематика, проблематика лирических произведений зарубежной поэзии XX века

1



58

Обзор зарубежной драматургии ХХ века, Пьеса Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».

1



59

Сюжет пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», Своеобразие конфликта в пьесе. Система образов.

1



60

Обобщающее повторение. Русская литература 19 века

1



61

Обобщающее повторение. Русская литература 19 века

1



62

Обобщающее повторение. Поэзия и проза.

1



63

Обобщающее повторение. Теория литературы.

1



64

Обобщающее повторение. Теория литературы.

1



65

Итоговое тестирование в форме ЕГЭ

1

1


66

Итоговое тестирование в форме ЕГЭ

1

1


67

Анализ тестирования в форме ЕГЭ

1



68

Итоговое занятие

1