СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ОВЗ ЗПР математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП ОВЗ ЗПР математика»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Семибратовская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрена

Заседание МО

протокол №

от « « 2020 г.

Согласована

Руководитель МО

___________ _/ Н. А. Кулькова/__

Согласована

Зам. директора по УВР

_____________/Т.А. Капралова/


Утверждена

Директор школы


__________________/С.Д. Лысюк/


Приказ по школе № 91

от «28» августа 2020 г.










Рабочая программа

АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.

(обучение на дому)


учебного предмета

Математика

в 4 а классе










Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна







2020–2021 уч. г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития по предмету математика составлена в соответствии с

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785.);

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);

  • АООП МОУ Семибратовская СОШ;

  • и авторской программой Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — М. : Просвещение, 2014.


Основные задачи реализации содержания:

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На изучение курса «Математика» в 4 классе отводится 4 ч в неделю – 136 часов (34 учебные недели)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


Моро М.И. Математика.4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях - М.: Просвещение, 2019


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.

метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

предметные результаты:

1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.

Предметные результаты

Числа и величины

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;

  • заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;

  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

  • читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);

  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;

  • выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;

  • находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

  • решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1– 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;

  • оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;

  • решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;

  • решать задачи в 3–4 действия;

  • находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

  • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);

  • выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;

  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

  • вычислять периметр многоугольника;

  • находить площадь прямоугольного треугольника;

  • находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

Работа с информацией

Учащийся научится:

  • читать несложные готовые таблицы;

  • заполнять несложные готовые таблицы;

  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • понимать простейшие высказывания, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи идр. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость идр. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»).

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур идр. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»


Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА



Темы

По рабочей программе

№ контр. работы

Числа и величины

17

№ 2, 4

Арифметические действия

74

№ 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

Работа с текстовыми задачами

29


Пространственные отношения. Геометрические фигуры

2


Геометрические величины

9


Работа с информацией

5


Итого

136

12



КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема


Элемент содержания

Характеристика деятельности


инди видуа льно

самостоятельно

все го

план

факт


Числа от 1 до 100. Повторение

1

07.09

07.09

Повторение. Нумерация чисел до 1000. Счёт предметов. Разряды.

Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем

Читать и строить столбчатые диаграммы.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.

0.5

0.5

1

2



Порядок действий в числовых выражениях (карточка-помощница). Сложение и вычитание.

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений



1

1

3

08.09

08.09

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

1


1

4

14.09

14.09

Письменное вычитание трехзначных чисел.

Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

0.5

0.5

1

5



Письменное умножение трехзначного числа на однозначное.

Умножение и деление чисел, использование соответствующих

терминов. Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное


1

1

6



Использование переместительного свойства умножения при нахождении значений выражений.

Нахождение значений выражений

Переместительное

свойство умножения. Построение простейших логических выражений типа «…и/или», «если.., то…», «не только, но и …»


1

1

7

15.09

15.09

Деление с остатком. Письменное деление трехзначного числа на однозначное число.

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Деление трехзначного числа на однозначное

1


1

8



Письменное деление трехзначных чисел на однозначные.

Решение уравнений.

Установление пространственных отношений. Деление трехзначного числа на однозначное. Установление пространственных отношений


1

1

9

21.09

21.09

Письменное деление на однозначное число. Решение задач на пропорциональное деление с опорой на краткую запись, план решения.

Деление трехзначного числа на однозначное

0.5

0.5

1

10



Письменное деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Деление трехзначного числа на однозначное Установление пространственных отношений



1

1

11



Обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 1000».

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»


1

1

12

22.09

22.09

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000».


Письменные вычисления

с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом

(с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

1


1

13



Анализ контрольной работы. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

Чтение и составление столбчатых диаграмм. Сбор и представление данных. Диаграммы (освоение новых знаний и способов действий). Представление текста задачи в виде диаграммы.




1

1

Числа, которые не больше 1000 Нумерация




14

28.09

28.09

Новая счетная единица – тысяча. Счет предметов десятками, сотнями, тысячами. Класс единиц и класс тысяч.


Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.

Собрать информацию о своем городе (селе) и на этой основе создать математический справочник «Наш город (село) в числах».

Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

0.5

0.5

1

15



Чтение многозначных чисел.

Названия, последовательность натуральных чисел. Классы
и разряды


1

1

16



Запись многозначных чисел. Значение цифры в записи числа

Последовательность и запись чисел. Классы и разряды


1

1

17

29.09

29.09

Разрядные слагаемые. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Классы и разряды

1


1

18



Сравнение многозначных чисел.

Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете


1

1

19



Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.


Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…»




20

5.10

5.10

Нахождение в числе общего количества единиц определенного разряда.

Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете

0.5

0.5

1

21



Класс миллионов и класс миллиардов. Сравнение чисел.

Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел


1

1

22



Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел».



1

1

23

6.10

6.10

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация».


1


1

24



Анализ контрольной работы. Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».



1

1

Числа, которые больше 1000. Величины




25



Знакомство с единицей длины километр. Составление задач по чертежу.

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними


Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними.

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.


Переводить одни единицы времени в другие.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.


1

1

26



Соотношения между единицами длины. Сравнение величин по их числовым значениям

(по алгоритму).


1

1

27

12.10

12.10

Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. Сравнение значений площадей разных фигур.

Площадь. Единицы площади

0.5

0.5

1

28

13.10

13.10

Итоговая контрольная работа за 1 четверть.


1


1

29

19.10

19.10

Анализ контрольной работы. Перевод одних единиц площади в другие, используя соотношения между ними (по алгоритму).

.

0.5

0.5

1

30

20.10

20.10

Измерение площади с помощью палетки.

Вычисление площади прямоугольника. Приближенное измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки

1


1

31

2.11

9.11

Знакомство с единицами массы тонна, центнер.



0.5

0.5

1

32

3.11

к 10.11

Сравнение предметов по массе. Решение задач, содержащих единицы массы (при помощи плана).

Масса. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними.

1


1

33

9.11

9.11

Перевод одних единиц массы в другие, используя соотношения между ними (по алгоритму) .

0.5

0.5

1

34

10.11

10.11

Единицы времени год, сутки. Решение задач, содержащих единицы времени. Сравнение предметов по массе. Решение задач, содержащих единицы массы (при помощи плана).


Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними

1


1

35

16.11

16.11

Определение времени по часам.

Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).
Соотношение между ними

0.5

0.5

1

36



Решение задач на вычисление начала, продолжительности и конца события (с помощью схемы).

Решение текстовых задач арифметическим способом.
Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними


1

1

37



Единицы времени. Секунда. Решение задач, содержащих единицы времени.


Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними



1

1

38



Единицы времени – век. Определение века по году.

Решение текстовых задач арифметическим способом.
Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними



1

1

39

17.11

17.11

Метрические соотношения между единицами времени (по алгоритму).

Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними. Решение текстовых задач арифметическим способом


1


1

40



Обобщение по теме «Величины».




1

1

41

23.11

23.11

Контрольная работа по теме «Величины».




0.5

0.5

1

42



Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.




1

1

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание




43



Письменное сложение многозначных чисел.

Письменные вычисления с натуральными числами

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание значений величин.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.


1

1

44



Письменное вычитание многозначных чисел.

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона


1

1

45

24.11

24.11

Нахождение неизвестного слагаемого

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

1


1

46



Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого (по образцу).

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания


1

1

47

30.11

30.11

Решение задач на нахождение нескольких долей целого (с помощью рисунка)

Нахождение нескольких долей целого

0.5

0.5

1

48



Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле (с помощью рисунка)

Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин


1

1

49

1.12

1.12

Сложение и вычитание величин (карточка-опора)


1


1

50

7.12

7.12

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме (карточка-опора)

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Отношения «больше на…», «меньше на…»


0.5

0.5

1

51



Обобщение по теме «Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание».


1

1

52

8.12

8.12

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание »

Письменные вычисления с натуральными числами

1


1

53



Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.



1

1

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление




54



Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0 и 1.

Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. Арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и решать такие задачи.

Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки.

Собирать и систематизировать информацию по разделам.

Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат.

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.

Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.





1

1

55

14.12

14.12

Письменные умножение многозначных чисел на однозначное.

Умножение четырехзначного числа на однозначное. Письменные вычисления с натуральными числами


0.5

0.5

1

56



Письменные умножение многозначных чисел на однозначное. Решение составных задач на разностное сравнение (с помощью краткой записи).

Письменные вычисления с натуральными числами



1

1

57

15.12

15.12

Письменное умножение чисел, запись которых
оканчивается нулями.

Умножение чисел, оканчивающихся нулями


1


1

58



Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя (по образцу).

Названия компонентов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений



1

1

59

21.12

21.12

Использование правила деления суммы на число при решении числовых выражений и задач (по алгоритму).

Деление. Конкретный смысл. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов, использование свойств арифметических действий

при выполнении вычислений

0.5

0.5

1

60

22.12

22.12

Итоговая контрольная работа за 2 четверть.


1


1

61/8



Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Письменное деление многозначного числа на однозначное.

Деление трех или четырехзначного числа на однозначное



1

1









62



Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме (карточка-опора).

Решение текстовых задач арифметическим способом. Отношения ~ «больше в...», «меньше в..»



1

1

63



Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного нули). Решение задач на пропорциональное деление по плану

Устные и письменные вычисления с натуральными числами.



1

1

64



Письменное деление многозначного числа на однозначное. Краткая запись деления столбиком.

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов



1

1

65

11.01

11.01

Составление уравнений и их решение. Решение буквенных выражений по образцу.


Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действии при выполнении вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов


0.5

0.5

1

66



Решение задач на

пропорциональное деление с опорой на краткую запись

Решение текстовых

задач арифметическим способом



1

1

67

12.01

12.01

Обобщение знаний по теме «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление».

Деление многозначного числа на однозначное


1


1

68

18.01

18.01

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление».


0.5

0.5

1

69



Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Нахождение периметра прямоугольника.

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи



1

1

70

19.01

19.01

Скорость. Единицы скорости. Соотнесение скорости движения с объектами движения.


Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении.

1


1

71



Установление зависимости между скоростью, временем и расстоянием.

Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)




72

25.01

25.01

Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния с использованием карточки-опоры.

Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

0.5

0.5

1

73

26.01

26.01

Решение составных задач с величинами: скорость, время, расстояние (карточка-опора).

1


1

74



Умножение числа на произведение.

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов



1

1

75



Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные и письменные вычисления с натуральными числами





76

1.02

1.02

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на движение (карточка-опора).

Умножение чисел,

использование соответствующих терминов


0.5

0.5

1

77



Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

Умножение чисел,

использование соответствующих терминов



1

1

78

2.02

2.02

Решение задач на одновременное встречное движение. Составление плана решения.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, расстояние, время)

1


1

79

8.02

8.02

Перестановка и группировка множителей.

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Группировка множителей в произведении

0.5

0.5

1

80



Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач на одновременное встречное движение.

Письменные вычисления

с натуральными числами



1

1

81



Деление числа на произведение. Вычисление удобным способом.

Деление чисел, использование соответствующих терминов



1

1

82



Деление числа на произведение. Решение задач с единицами площади.

Деление чисел, использование соответствующих терминов



1

1

83

9.02

9.02

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Деление с остатком методом подбора.


1


1

84



Решение задач на пропорциональное деление. Составление задач, обратных данным.




1

1

85



Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями, когда в записи частного – одна цифра.

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений



1

1

86



Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями, когда в записи частного – две цифры.



1

1

87



Упражнение в письменном делении на числа, оканчивающиеся нулями.



1

1

88



Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями, когда в записи частного – три цифры.



1

1

89

15.02

15.02

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. Составление плана решения.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ решения задач

0.5

0.5

1

90



Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на движение в противоположных направлениях (использование схемы, плана).



1

1

91

16.02

16.02

Обобщение знаний по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Письменные вычисления с натуральными числами

1


1

92

20.02

20.02

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Письменные вычисления с натуральными числами

0.5

0.5

1

93



Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.



1

1

94



Умножение числа на сумму.

Умножение суммы

на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произведении



1

1

95

1.03

1.03

Знакомство с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на двузначное.

Раскладывание множителя на удобные слагаемые. Сравнение распределительного и сочетательного свойства умножения

1


1

96



Письменное умножение многозначного числа на двузначное(использование алгоритма) .

Использование свойств арифметических действии при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами


1

1

97

2.03

2.03

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Составление плана действий.

Решение текстовых задач арифметическим способом


0.5

0.5

1

98

9.03

9.03

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.


1


1

99



Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Упражнение в письменном умножении многозначного числа на двузначное.

Письменные вычисления с натуральными числами.


1

1

100



Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. Проверка вычислений на калькуляторе.

Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений


1

1

101

15.03

15.03

Письменное умножение многозначных чисел на трёхзначное число, когда в записи одного из множителей есть нули.

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений


0.5

0.5

1

102




Письменное умножение многозначных чисел на трёхзначное число, когда в записи обоих множителей есть нули.



1

1

103

16.03

16.03

Упражнение в письменном умножении многозначного числа на трехзначное. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям (использование плана действий).


1


1

104

5.04

5.04

Обобщение знаний по теме «Письменное умножение многозначных чисел».

Первичные представления о компьютерной грамотности


0.5

0.5

1

105




Контрольная работа по теме «Письменное умножение многозначных чисел».



1

1

106




Анализ контрольной работы. Письменное деление многозначного числа на двузначное.


Письменные вычисления с натуральными числами.



1

1

107




Письменное деление многозначного числа на двузначное. Деление с остатком.

Деление с остатком.

Письменные вычисления

с натуральными числами



1

1

108

6.04

6.04

Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. Проверка вычислений обратным действием.

Деление чисел, использование соответствующих терминов. Способы проверки правильности вычислений.


1


1

109

12.04

12.04

Письменное деление на двузначное число, где цифра частного находится подбором.

Деление чисел, использование соответствующих терминов


0.5

0.5

1

110



Упражнение в письменном делении на двузначное число, где цифра частного находится подбором.

Деление чисел, использование соответствующих терминов



1

1

111

13.04

13.04

Письменное деление многозначного числа на двузначное. Решение уравнений (карточка-опора).

Деление чисел, использование соответствующих терминов


1


1

112



Упражнение в письменном делении многозначного числа на двузначное. Сложение и вычитание именованных чисел.

Деление чисел, использование соответствующих терминов



1

1

113

19.04

19.04

Решение текстовых задач, изученных видов (использование схем и плана решения).

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Решение текстовых задач арифметическим способом


0.5

0.5

1

114




Письменное деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули.

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Решение текстовых задач арифметическим способом

Способы проверки

правильности вычислений



1

1

115

20.04

20.04

Упражнение в письменном делении на двузначное число, когда в записи частного есть нули. Решение задач (карточка-опора).

1


1

116

26.04

26.04

Обобщение на тему «Деление многозначного числа на двузначное».

0.5

0.5

1

117



Алгоритм письменного деления на трехзначное число.

Конкретный смысл и

название действий. Способы проверки правильности вычислений


1

1

118

27.04

27.04

Письменное деление многозначного числа на трехзначное.

Способы проверки правильности вычислений


1


1

119



Упражнение в письменном делении многозначного числа на трехзначное. Проверка вычислений на калькуляторе.



1

1

120

3.05

11.05

Письменное деление на трехзначное число (использование рисунка, карточки-опоры). Решение задач на движение.


0.5

0.5

1

121



Деление с остатком.



1

1

122

4.05

17.05

Обобщение знаний по теме «Письменное деление многозначного числа»

Нумерация. Чтение, запись, сравнение многозначных чисел.

Истинные и ложные утверждения


1


1

123




Контрольная работа по теме «Письменное деление многозначного числа».



1

1

124




Анализ контрольной работы. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов «если … ,то …».

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Решение текстовых задач арифметическим способом

Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»)


1

1

Итоговое повторение




125

10.05

к 17.05

Нумерация. Чтение, запись, сравнение многозначных чисел.

Истинные и ложные утверждения.

Образование каждой следующей счетной единицы. Раскладывание числа на сумму разрядных слагаемых. решение арифметических задач.



0.5

0.5

1

126

11.05

18.05

Нахождение значений буквенных выражений. Решение уравнений (использование карточки-опоры). Письменные сложение и вычитание многозначных чисел

Название компонентов и результата действия. Взаимосвязь между компонентами.

1


1

127

17.05

к 18.05

Письменные сложение и вычитание многозначных чисел.

Арифметические действия с числами. Сложение и вычитание. Письменные вычисления с натуральными числами

0.5

0.5

1

128

18.05

18.05

Умножение и деление. Решение текстовых задач (по схеме, плану).

Арифметические действия с числами. Умножение и деление. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

1


1

129

24.05

24.05

Итоговая контрольная работа за год. Работа на ошибками, допущенными в контрольной работе


0.5

0.5

1

130

25.05

к 24.05

Работа на ошибками, допущенными в контрольной работе.


1


1

131



Письменные умножение и деление многозначных чисел.



1

1

132


25.05

Порядок действий в числовых выражениях. Геометрические фигуры. Вычисление периметра многоугольника


0.5

0.5

1

133



Сложение и вычитание именованных чисел.



1

1

134


к 25.05

Геометрические фигуры. Вычисление периметра многоугольника.

Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника

1


1

135


31.05

Решение задач с единицами площади (карточка-опора). Распознавание и название геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовление моделей куба, пирамиды.



0.5

0.5

1

136


к 31.05

Распознавание и название геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовление моделей куба, пирамиды.

Распознавание и изображение геометрических тел.

1


1

Всего:

51

85

136


Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, тема

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

4

Сравнение предметов по массе. Решение задач, содержащих единицы массы (при помощи плана).

3.11

Приказ №93 от 26.04.21 "О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год"

Объединение тем

к 10.11

4

Нумерация. Чтение, запись, сравнение многозначных чисел.

Истинные и ложные утверждения.

10.05

к 17.05

4

Письменные сложение и вычитание многозначных чисел.

17.05

к 18.05

4

Работа на ошибками, допущенными в контрольной работе.

25.05

к 24.05

4

Геометрические фигуры. Вычисление периметра многоугольника.


к 25.05


Распознавание и название геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовление моделей куба, пирамиды.


к 31.05









Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы

по содержанию по математике 2020 – 2021 уч. год


Учитель Отрывина Н.Е.

Предмет математика

Класс 4 «а»

Количество часов: в неделю 4 часа; в год 136 часов

Программа Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — М. : Просвещение, 2014.

Учебник Моро М. И. Математика. 4 класс. М. : Просвещение, 2019.


Темы

По программе

По рабочей программе

№ контр. работы

Проведено часов

I четв.


II четв.


III четв.


IV четв.


Год


1.Числа и величины


17

№2, 4

10

5



15

2.Арифметические действия


74

№1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12,13

12

23

22

15

72

3.Работа с текстовыми задачами


29


2

8

13

6

29

4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры


2





1

1

5.Геометрические величины


9


5

1

2


8

6.Работа с информацией


5


2


1

2

5



















Итого


136

13

31

37

38

24

130



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Наглядные пособия:

Таблицы:

· Компоненты вычитания

· Компоненты сложения

· Компоненты деления

· Компоненты умножения

· Периметр и площадь многоугольника

· Письменное деление

· Письменное умножение

· Уравнения

· Доли

· Скорость, время, расстояние

· Таблицы разрядов и классов

· Умножение на однозначное число

· Угол. Виды углов

· Единицы времени

· Единицы длины

· Единицы массы

· Единицы площади

· Геометрические фигуры

· Таблица Пифагора

· Таблица сложения

· Таблица умножения

Изображение натуральных объектов:

· Набор «Тела геометрические»

· Часовой циферблат

· календарь демонстрационный

· линейка демонстрационная, угольник демонстрационный

· справочники, энциклопедии

Технические средства обучения:

· Интерактивная доска

· Персональный компьютер

· Мультимедийный проектор

· Цифровая фотокамера