СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол №____ от «_____»___ г. Согласована Руководитель МО ___________ _/ Н. А. Кулькова/__ Согласована Зам. директора по УВР _____________/Т.А. Капралова/
| Утверждена Директор школы
__________________/С.Д. Лысюк/
Приказ по школе № 91 от «28» августа 2020г. |
Рабочая программа
АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.
(обучение на дому)
учебного предмета Окружающий мир в 4 а классе
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна
2020–2021 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с ООП НОО Семибратовской СОШ и авторской программой Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы; пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков М. : Просвещение, 2014.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 ч в неделю – 68 часов (34 учебные недели)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон идр.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
-умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
-чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
-осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
-понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
-уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
-самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
-этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
Обучающийся получит возможность для формирования
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на
основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
-сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии
с изучаемым материалом урока;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
-планировать свои действия;
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Обучающийся получит возможность научиться
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
-выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
-строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
Обучающийся получит возможность научиться:
-ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
-моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-использовать речь для регуляции своего действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
-находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
-называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
-называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
-понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
-раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
-рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
-проводить несложные астрономические наблюдения;
-изготавливать модели планет и созвездий;
-использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
-анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
-приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
-находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
-объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
-приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
-выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
-оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
-давать краткую характеристику своего края;
-различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
-давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
-выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
-оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
-рассказывать об охране природы в своём крае;
-различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
-приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
-читать историческую карту;
-перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
-описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
-показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
-соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
-описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
-находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
-раскрывать связь современной России с её историей;
-использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Раздел «Земля и человечество»
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение
солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Раздел «Природа России»
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Экскурсия. Лес и человек.
Раздел «Родной край – часть большой страны»
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Раздел «Страницы всемирной истории»
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – -свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Раздел «Страницы истории Отечества»
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь- преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век
русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II.
Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская
война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День
Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Раздел «Современная Россия»
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы | По рабочей программе | Контрольные работы, тесты | Практические работы | Экскурсии |
Человек и природа | 31 | 4 | 9 | 1 |
Человек и общество | 35 | 4 |
| 1 |
Правило безопасной жизни | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого | 68 | 8 | 9 | 2 |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема
| Элемент содержания | Характеристика деятельности
| индивидуально | самостоятельно | всего | |
| план | факт | Раздел «Земля и человечество» | Рассказывать о мире с точки зрения астронома. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров. Различать планеты и их спутники. Определять на «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать мера по их решению. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них.
| ||||
1 | 4.09 | 4.09 | Изучение по схеме строения Солнечной системы. Характеристика планет.
| Мир глазами астронома Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда. | 1 |
| 1 | |
2 | 11.09 | 11.09 | Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца». | Планеты Солнечной системы Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года. | 1 |
| 1 | |
3 |
|
| Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира». | Звёздное небо — Великая книга Природы. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца
|
| 1 | 1 | |
4 | 18.09 | 18.09 | Глобус и географическая карта. | Мир глазами географа Понятия о географии как науке и о географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса. Наш край на карте Родины. Формы поверхности, характерные для нашего края.
| 1 |
| 1 | |
5 | 25.09 | 25.09 | Мир глазами историка. Выявление исторических источников.
| Мир глазами историка Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории | 1 |
| 1 | |
6 | 2.10 | 2.10 | Знакомство со счётом лет в истории.(карточка-опора)
| Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта
| 1 |
| 1 | |
7 |
|
| Мир глазами эколога. Анализ и способы решения экологических проблем. | Мир глазами эколога Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический Календарь. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. |
| 1 | 1 | |
8 | 9.10 | 9.10 | Знакомство с понятием о Всемирном наследии, с объектами Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. | Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга | 1 |
| 1 | |
9 |
|
| Международная Красная книга. Редкие животные и растения нашего округа. Тест № 1 по теме «Земля и человечество». |
| 1 | 1 | ||
|
|
|
| |||||
10/1 | 16.10 | 16.10 | Равнины и горы России. | Равнины и горы России Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки — объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник. Россия на карте, государственная граница России.
| Различать холмистые и плоские равнины, находить их на физической карте России. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Находить и показывать на физической карте изученные моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Знакомиться с картой природных зон России, определять по карте природные зоны России. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённости солнечными лучами. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии. Рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры. Рассказывать об освоении природных богатств и возникших экологических проблемах. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов. Сравнивать общий вид леса и степи. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Сравнивать общий вид степи и пустыни. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь. Обсуждать экологические проблемы зон степей и пустынь. Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский».
| 1 |
| 1 |
11/2 | 23.10 | 23.10 | Моря, озера и реки России. Итоговая контрольная работа за 1 четверть. | Моря, озёра и реки России Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальне- восточный морской заповедник | 1 |
| 1 | |
12/3 |
|
| Природные зоны России. | Природные зоны России Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность |
| 1 | 1 | |
13/4 |
|
| Зона арктических пустынь. | Зона арктических пустынь Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь
|
| 1 | 1 | |
14/5 | 13.11 | 13.11 | Природа тундры. Тундра и человек. | Тундра Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры
| 1 |
| 1 | |
15/6 |
|
| Леса России, их местоположение. Знакомство с растительным и животным миром лесных зон. | Леса России Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах |
| 1 | 1 | |
16/7 |
|
| Определение роли леса в жизни человека. Формулирование правил поведения в лесу.
| Лес и человек Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон. |
| 1 | 1 | |
17/8 |
|
| Зона степей, её природные особенности. Выявление экологических проблем степной зоны и путей их решения. | Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных
|
| 1 | 1 | |
18/9 |
|
| Выявление приспособлений растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. | Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли»
|
| 1 | 1 | |
19/10
20/11 | 20.11 | 20.11 | Знакомство с зоной субтропиков и ее природными особенностями.
Обобщение по теме «Природа России». Тест по разделу «Природа России» | У Чёрного моря. Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья. Дендрарий города Сочи. Национальный парк «Сочинский». Никитский ботанический сад в Ялте | 1 |
| 1 | |
Раздел «Родной край – часть большой страны» |
|
|
| |||||
21/1 |
|
| Родной край – часть большой страны. Практическая работа № 9 «Знакомство с картой родного края» | Наш край Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего праздника | Составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Находить по физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, места и способы добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Приводить примеры правильного или неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Наблюдать объекты и явления природы. Фиксировать результаты наблюдений. Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Различать сорта культурных растений. Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Различать породы домашних животных. Наблюдать за трудом животноводов. Выполнять тесты с выбором ответов. Оценивать правильность – неправильность предложенных ответов |
| 1 | 1 |
22/2 | 4.12 | 4.12 | Поверхность родного края. Введение понятий «овраг», «балка». Охрана поверхности края. | Поверхность нашего края Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края | 1 |
| 1 | |
23/3 |
|
| Экскурсия на тему «Поверхность родного края». |
| 1 | 1 | ||
24/4 |
|
| Рассказ по плану о водных объектах родного края. Формулирование правил поведения на воде. | Водные богатства нашего края Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде |
| 1 | 1 | |
25/5 | 11.12 | 11.12 | Полезные ископаемые родного края.
| Наши подземные богатства Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств | 1 |
| 1 | |
26/6 |
|
| Знакомство с разнообразием почв России. Почвы родного края. Охрана почв. | Земля-кормилица Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв. |
| 1 | 1 | |
27/7 | 18.12 | 18.12 | Введение понятия «природное сообщество». Характеристика природного сообщества смешанного леса по плану.
| Жизнь леса Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса. Взаимосвязь в природном сообществе. Влияние человека на природное сообщество. | 1 |
| 1 | |
28/8 |
|
| Характеристика природного сообщества луга по плану. Охрана лугов.
| Жизнь луга Природное сообщество луга. Луг – единство живой и неживой природы. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов |
| 1 | 1 | |
29/9 |
|
| Характеристика природного сообщества пресных вод по плану. Болота и их охрана.
| Жизнь в пресных водах Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана |
| 1 | 1 | |
30/10 | 25.12 | 25.12 | Итоговая контрольная работа за 2 четверть. | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
| 1 |
| 1 | |
31/11 | 15.01 | 15.01 | Знакомство с растениеводством. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе. | Растениеводство в нашем крае Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе | 1 |
| 1 | |
32/12 | 22.01 | 22.01 | Знакомство с животноводством. Отрасли животноводства, развитие их в регионе. | Животноводство в нашем крае Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе | 1 |
| 1 | |
33/13 |
|
| Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.
| Презентация проектов (по выбору) Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов
|
| 1 | 1 | |
Раздел «Страницы Всемирной истории» |
|
|
| |||||
34/1 | 29.01 | 29.01 | Знакомство с эпохой первобытного мира. Выявление роли огня в жизни первобытного человека. | Начало истории человечества История первобытного мира. Первобытное искусство
| Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории и истории Древнего мира. Обсуждать роль огня и приручения животных. Находить на карте местоположение древних государств. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.
| 1 |
| 1 |
35/2 |
|
| Знакомство с государствами Древнего мира. Великое изобретение эпохи – письменность. | Мир древности: далёкий и близкий История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Куль тура, религия, археологические находки
|
| 1 | 1 | |
36/3 |
|
| Знакомство с эпохой Средних веков. Изобретение книгопечатания.
| Средние века: время рыцарей и замков Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания
|
| 1 | 1 | |
37/4 |
|
| Знакомство с географическими открытиями, изобретениями эпохи Нового времени. | Новое время: встреча Европы и Америки Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники |
| 1 | 1 | |
38/5 | 5.02 | 5.02 | Знакомство с достижениями эпохи Новейшего времени. | Новейшее время: история продолжается сегодня Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса | 1 |
| 1 | |
39/6 |
|
| Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Тест по теме «Страницы всемирной истории». |
|
|
| 1 | 1 |
Раздел «Страницы истории России» |
|
|
| |||||
40/1 | 12.02 | 12.02 | Выявление взаимосвязи жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. | Жизнь древних славян Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён | Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Моделировать древнеславянское жилище. Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Прослеживать по карте передвижение русских и ордынских войск. Моделировать ход Куликовской битвы. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы». Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Рассказывать о реформах Петра. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая. Сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва. Рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны. Обсуждать, в чём значение Победы для нашей страны и всего мира. Извлекать из дополнительной литературы информацию об освоении космоса. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова.
| 1 |
| 1 |
41/2 | 19.02 | 19.02 | Знакомство с историей возникновения Древней Руси. Крещение Руси. | Во времена Древней Руси Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси | 1 |
| 1 | |
42/3 |
|
| Описание по иллюстрациям и схемам древнего Киева и древнего Новгорода. | Страна городов Устройство древнерусского города. Древний Киев и древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы |
| 1 | 1 | |
43/4 | 26.02 | 26.02 | Знакомство с возникновением славянской азбуки и появлением письменности на Руси. Сравнение древнерусских книг с современными. | Из книжной сокровищницы Древней Руси Кирилл и Мефодий — создатели сла- вянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги | 1 |
| 1 | |
44/5 | 5.03 | 5.03 | Описание Невской битвы и Ледового побоища по карте. Сравнение вооружения воинов по иллюстрациям. | Трудные времена на Русской земле Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Ордынское иго. Александр Невский
| 1 |
| 1 | |
45/6 | 12.03 | 12.03 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Описание древней Москвы по иллюстрациям. | Русь расправляет крылья Возрождение северо- восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита — собиратель русских земель . Сергий Радонежский
| 1 |
| 1 | |
46/7 | 19.03 | 19.03 | Определение по карте места Куликовской битвы. Выявление роли Куликовской битвы в истории России. | Куликовская битва Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск | 1 |
| 1 | |
47/8 |
|
| Знакомство с созданием независимого единого Российского государства. Показ по карте его границы и территории. | Иван Третий Стояние на Угре. Падение ордынского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль — символ Москвы. Герб государства — двуглавый орёл. Укрепление экономики. Иван Грозный — первый российский царь. Земские соборы. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири
|
| 1 | 1 | |
48/9 | 2.04 | 2.04 | Знакомство с книгопечатанием в России. Выявление роли книгопечатания в развитии культуры России. | Мастера печатных дел Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцова, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина | 1 |
| 1 | |
49/10 |
|
| Работа с текстом «Борьба народа за независимость в начале XVII в.» | Патриоты России Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова
|
| 1 | 1 | |
50/11 | 9.04 | 9.04 | Ознакомление с преобразованиями России Петром I. | Пётр Великий Организация «потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I — первый российский император
| 1 |
| 1 | |
51/12 | 16.04 | 16.04 | Составление рассказа о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове. Итоговая контрольная работа . | Михаил Васильевич Ломоносов Биография М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета
| 1 |
| 1 | |
52/13 | 23.04 | 23.04 | Знакомство с временами правления Екатерины II. След А.В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова в истории России. | Екатерина Великая Екатерина Великая — продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт -Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям
| 1 |
| 1 | |
53/14 |
|
| Отечественная война 1812 года Знакомство с героическими поступками русского народа, вставшего на защиту Родины. | Отечественная война 1812 года Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном |
| 1 | 1 | |
54/15 |
|
| Знакомство с важным событием для России – отменой крепостного права. | Страницы истории ХIХ века Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея
|
| 1 | 1 | |
55/16 | 30.04 | 30.04 | Выявление роли событий 1917 года и Гражданской войны в истории России. | Россия вступает в ХХ век Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков
| 1 |
| 1 | |
56/17 | 7.05 | к 14.05 | Образование СССР. Знакомство с жизнью рабочих и крестьян в 1920 – 1930-х г.г. | Страницы истории 1920—1930- х годов Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930 -х годов
| 1 |
| 1 | |
57/18 |
|
| Знакомство с крупнейшими битвами Великой Отечественной войны и их героями. | Великая Отечественная война и великая Победа Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города- герои, города воинской славы. Цена Победы
|
| 1 | 1 | |
58/19 | 14.05 | 14.05 | Знакомство с жизнью и деятельностью людей в тылу в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой и трудовой славы. Образование СССР. Знакомство с жизнью рабочих и крестьян в 1920 – 1930-х г.г | 1 |
| 1 | ||
59/20 |
|
| Освоение космоса. Тест по теме «Страницы истории отечества». | Страна, открывшая путь в космос Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция (МКС). Развитие СССР до 1980 -х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР
|
| 1 | 1 | |
Раздел «Современная Россия» |
|
|
| |||||
60/1 |
|
| Знакомство с основным законом страны – Конституцией. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.
| Основной закон России и права человека. Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер на- селения России. Конституция — основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка
| Находить на политико – административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Различать права и обязанности гражданина. Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей. Знакомиться с Государственным флагом России. Выучить текст гимна. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Рассказывать о своих любимых праздниках. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность или неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
| 1 | 1 |
61/2 |
|
| Знакомство с понятием гражданство. Государственное устройство России. | Мы — граждане России Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации. Президент, Федеральное собрание, Правительство
|
| 1 | 1 | |
62/3 | 21.05 | 21.05 | Государственная символика нашей страны, знакомство с их историей возникновения. Итоговая контрольная работа за год. | Славные символы России Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам — уважение к родной стране | 1 |
| 1 | |
63/4 |
|
| Знакомство с государственными праздниками современной России. | Такие разные праздники Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага Российской Федерации, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда
|
| 1 | 1 | |
64/5 | 28.05 | к 21.05 | Итоговая контрольная работа за год. | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
| 1 |
| 1 | |
65/6 |
|
| Виртуальная экскурсия по Дальнему Востоку, Сибири. | Путешествие по России Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России
|
| 1 | 1 | |
66/7 |
|
| Виртуальная экскурсия по Уралу, по северу европейской России.
|
| 1 | 1 | ||
67/8 |
| 28.05 | Виртуальная экскурсия по Волге, по югу России. | 1 |
| 1 | ||
68/9 |
|
| Презентация проектов «Крупнейшие художественные музеи России». | Презентация проектов Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов |
| 1 | 1 | |
ВСЕГО | 34 | 34 | 68 |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Образование СССР. Знакомство с жизнью рабочих и крестьян в 1920 – 1930-х г.г. | 7.05 | Приказ №93 от 26.04.21 "О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год" | Объединение тем | к 14.05 |
Итоговая контрольная работа за год. | 28.05 | к 21.05 |
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы
по содержанию по окружающему миру 2020 – 2021 уч. год
Учитель Отрывина Н.Е.
Предмет окружающий мир
Класс 4 «а»
Количество часов: в неделю 2 часа; в год 68 часов
Программа Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы; пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков М. : Просвещение, 2014.Учебник А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир, 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.
Темы | По программе | По рабочей программе | № контр. работы | Проведено часов | ||||
I четв.
| II четв.
| III четв.
| IV четв.
| Год
| ||||
Человек и природа |
| 31 | № 1, 2, 3, 4 | 15 | 15 | 1 |
| 31 |
Человек и общество |
| 35 | № 5, 6, 7,8 |
|
| 18 | 15 | 33 |
Правило безопасной жизни |
| 2 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
| 68 | 8 | 15 | 17 | 19 | 15 | 66 |
15