Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя политехническая школа №33»
РАССМОТРЕНА На заседании методического объединения учителей начальных классов МАОУ «СПШ №33» Протокол от «_25_» 06_2021_ г. № _7___ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора МАО «СПШ №33» _________ Гладкова Н.А. | РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета МАОУ «СПШ №33» Протокол от « 31» _08_20_21_ г. № __1____ | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ «СПШ №33» от «_31_» _08_ 20 21_ г. № ___681___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Родной (русский) язык»
(базовый уровень)
1-4 классы
Старый Оскол
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Родной (русский) язык» разработана на основе примерной рабочей программы «Русский родной язык» 1-4 классы: учеб. Р89 пособ. для общеобразовательных организаций. [О.М. Александрова и др] под редакцией О. М. Александровой. М.: Просвещение,2020
Цель изучения:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи изучения курса:
формировать причастность к свершениям и традициям своего народа, осознавать историческую преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать у обучающихся культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получать знания о родном языке как о системе и как о развивающимся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, осваивать базовые понятия лингвистики, формировать аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
1. «Русский родной язык». Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учеб. Р89 псоб. для общеобразоват. организаций. [О.М. Александрова и др.] под редакцией О. М. Александровой. М.: Просвещение,2020
2. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2021.
3. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2021.
4. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2021.
5. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2021.
На изучение курса «Родной язык (русский)» отводится 0,5 часа в неделю с 1 по 4 класс. Всего 68 часов. 276 ч. В соответствии с учебным планом МАОУ «СПШ №33» данная программа рассчитана на преподавание учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1,2,3,4 классах в объеме 0,5 часов в неделю всего 17 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
Личностные УУД:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
-осознание роли речи в общении людей;
-понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
-устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
-чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
-интерес к изучению языка.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
-понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-осознавать смыслоразличительную роль ударения;
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
2 класс
Личностные УУД:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
-осознание роли речи в общении людей;
-понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
-устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
-чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
-интерес к изучению языка.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
-в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
-моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
-вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
-антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
-изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
-типы текстов: повествование, описание
уметь:
-распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
-понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-осознавать смыслоразличительную роль ударения;
-определять прямое и переносное значение слова;
-распознавать типы текстов;
-устанавливать связь предложений в тексте;
-выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
-восстанавливать деформированный текст;
-устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
-составлять планы различных видов.
3 класс
Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
-формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
-развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
-формирование духовных и эстетических потребностей;
-воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
-отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
-изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
-типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
-стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
-структуру текста рассуждения
уметь:
-распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
-понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-определять тему текста и основную мысль;
-распознавать типы текстов;
-устанавливать связь предложений в тексте;
-выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
-определять грамматические значения заимствованных слов;
-строить словообразовательные цепочки.
4 класс
Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
-осознание роли речи в общении людей;
-понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; -внимание к мелодичности народной звучащей речи;
-устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
-чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
-интерес к изучению языка.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
-в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
-моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться словарями, справочниками;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
-многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
-изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
-стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
-особенности эпистолярного жанра;
- типы текстов;
-основные элементы композиции текста.
Уметь:
-распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
-понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
-выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
Содержание ПРОГРАММЫ учебного курса
1 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.); 2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).
Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа).
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (3 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык»
1 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 10 |
1. | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. | 1 |
2-3. | Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 2 |
4. | Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. | 1 |
5. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Дом в старину. | 1 |
6. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Одежда. | 1 |
7-8. | Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). | 2 |
9-10. | Проектное задание. Словарь в картинках. | 2 |
Раздел 2. Язык в действии | 5 |
11. | Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). | 1 |
12-13. | Смыслоразличительная роль ударения. | 2 |
14. | Звукопись в стихотворном художественном тексте. | 1 |
15. | Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). | 1 |
Раздел 3. Секреты речи и текста | 2 |
16. | Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. | 1 |
17. | Стандартные обороты речи для участия в диалоге. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). | 1 |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 8 |
1. | Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). | 1 |
2-4. | Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). | 3 |
5-6. | Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. | 2 |
7. | Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)). | 1 |
8. | Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?». | 1 |
Раздел 2. Язык в действии | 5 |
9. | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). | 1 |
10-11. | Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. | 2 |
12.. | Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. | 1 |
13. | Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. | 1 |
Раздел 3. Секреты речи и текста | 4 |
14-15. | Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. | 2 |
16-17. | Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. | 2 |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 10 |
1. | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | 1 |
2. | Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). | 1 |
3. | Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | 1 |
4. | Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). | 1 |
5-6. | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы | 2 |
7-8. | Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | 2 |
9-10. | Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). | 2 |
Раздел 2. Язык в действии | 5 |
11-12. | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). | 2 |
13. | Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). | 1 |
14. | Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). | 1 |
15. | Совершенствование навыков орфографического оформления текста. | 1 |
Раздел 3. Секреты речи и текста | 2 |
16. | Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | 1 |
17. | Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов. | 1 |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 8 |
1. | Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. | 1 |
2. | Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). | 1 |
3-4. | Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. | 2 |
5-6 | Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | 2 |
7-8. | Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. | 2 |
Раздел 2. Язык в действии | 3 |
9. | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). | 1 |
10. | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). | 1 |
11. | История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | 1 |
Раздел 3. Секреты речи и текста | 6 |
12. | Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 1 |
13-14. | Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 2 |
15-16 | Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. | 2 |
17. | Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). | 1 |