СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Родной русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному языку для обучающихся с ОВЗ. 6 класс, программа 8.3 для обучающихся с РАС. Индивидуальное обучение на дому.

Просмотр содержимого документа
«РП Родной русский язык»

Пояснительная записка

София по заключению ПМПк является ребенком с ОВЗ. Ей рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Врачебной комиссией ей рекомендовано обучение на дому по индивидуальному образовательному плану. Программа по предмету «Родной язык» рассчитана на 9 часов. На изучение родного языка выделено 0.25 часа в неделю.

Уровень знаний и умений девочки по русскому языку соответствует уровню знаний и умений пятиклассника, обучаемого по программе  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида.


Рабоча программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 с изменениями от 29.12.2014 №1644;

  • Примерная образовательная программы ООО (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 8.04.15, №1/15);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

  • Устав ГБОУ СОШ №37;

- АООП ООО РАС ГБОУ СОШ №37 (Приказ №554 от 03.09.2020г.).

- Реализация рабочей программы обеспечена учебником «Русский язык» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. [авт.-сост. Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова] – М.: «Просвещение» 2019.


1. Планируемые результаты освоения учебной программы. Личностные, предметные результаты освоения предмета «Русский язык» выпускником 6 класса

Личностные:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце года изучения курса русского родного языка обучающийся получит возможность овладеть следующими умениями:

- объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;

- распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;

- различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

- анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

- определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

- различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

- соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;

- участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;

- создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;

- владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы.


  1. Содержание учебного предмета


Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)


Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

История русской письменности. Создание славянского алфавита.


Раздел 2. Культура речи (4 ч.)


Основные орфоэпические нормы современного русского літературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).


Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления глагольных форм. Чередование звуков при образовании форм глаголов настоящего и будущего времени (махать – машут, плакать – плачет, плескать – плещет, сыпать – сыплет). Усечение суффикса ну при образовании форм глагола прошедшего времени (утихнуть – утих, потухнуть – потух, замерзнуть – замерз). Отсутствие у глаголов затмить, победить, убедить форм 1-го лица единственного числа. Особенности образования форм разноспрягаемых глаголов бежать и хотеть.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Формы речи: монолог и диалог. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты.

Текст как единица языка и речи. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).









3. Тематическое планирование



п /п

Раздел

Кол-во

часов

В том числе на:

 Уроки

Контрольные работы

1.

 Язык и культура

3

3


2.

Культура речи

4

4


3.

Речь. Речевая деятельность. Текст 

2

2


 

ИТОГО

9

9































Приложение 1

Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Дата проведения

План.

Факт.

1-й семестр

Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)

1

Наш родной русский язык. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

09.09

09.09

2

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок

07.10

07.10

3

Обращение в русском речевом этикете.

11.11


Раздел 2. Культура речи (4 ч.)

4

Современный русский литературный язык. Нормы произношения и ударения

09.12


2-й семестр

5

Лексические нормы, связанные с употреблением синонимов и антонимов.

13.01


6

Нормы употребления имен существительных.

10.02


7

Нормы употребления глагольных форм.

03.03


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 ч.)

8

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения

07.04


9

Средства связи предложений и частей текста

05.05




7