Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № _125_ от 30.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021 – 2022 учебный год
по русскому языку
Уровень образования (класс) начальное общее, 1 класс__
Общее количество часов ___50___
Количество часов в неделю ___5____
Учитель начальных классов Марченко Ирина Петровна________________________________
Квалификационная категория _______высшая______
Программа разработана на основе Примерной программы по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго___
поколения), издательство М. «Просвещение», 2012г
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 125 и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (с изменениями);
- Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Примерная программа по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения) – М., «Просвещение», 2012год.
-УМК: Учебник. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, 1 класс, М., «Просвещение»,2020 г.;
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение
грамоте». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности;
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты по русскому языку 1 класса
Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». Издательство «Просвещение» 2020 г с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Предметные результаты
В результате работы по разделу «Наша речь»
обучающийся научится:
-определять основные виды речевой деятельности человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать устную и письменную речь;
-различать диалогическую речь.
В результате работы по разделу «Текст, предложение, диалог» обучающийся научится:
-различать текст и предложение;
-подбирать заголовок к тексту;
-составлять текст из деформированных предложений;
-составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу текста;
-различать диалог;
-писать слова в предложении раздельно;
-наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи;
-употреблять заглавную букву вначале предложения и точку в конце предложения;
-выразительно читать текст по ролям.
Обучающийся получит возможность научиться:
-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
-анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
-определять тему и главную мысль текста;
-соотносить заголовок и содержание текста;
-составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
-составлять текст по его началу и по его концу;
-составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
-определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
-устанавливать связь слов в предложении;
-сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания).
В результате работы по разделу «Слова, слова, слова.»
обучающийся научится:
-определять количество слов в предложении;
-вычленять слова из предложения;
-различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета);
-классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы;
-использовать в речи «вежливые слова»;
-различать слово и слог;
-наблюдать над слоговой структурой различных слов;
-определять количество в слове слогов;
-анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков;
-классифицировать слова по количеству в них слогов;
-составлять слова из слогов;
-анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям;
-переносить слова по слогам.
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
-на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
-подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
-на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
-различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
-соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
-соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова.
В результате работы по разделу «Слово и слог. Ударение.»
обучающийся научится:
-определять количество слогов в слове, ударение в слове;
-различать ударные и безударные слоги.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать слово как единство звучания и значения.
В результате работы по разделу «Звуки и буквы.»
обучающийся научится:
-различать звуки и буквы;
-располагать заданные слова в алфавитном порядке;
-различать проверочное и проверяемое слово;
-писать слова с сочетаниями чк, чн, чт, чк, чн, чт, жи—ши, ча—ща, чу—щу;
-писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.
-различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук[й’];
-переносить слова с мягким знаком (ь) в середине слова;
-определять последовательность повествования с опорой на рисунок и составлять текст из предложений;
-безошибочно писать, применяя изученные правила при записи под диктовку.
Обучающийся получит возможность научиться:
-наблюдать над образованием звуков речи;
-определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
-обозначать на письме звук [й’];
-располагать заданные слова в алфавитном порядке;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
-находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-положительного отношения к урокам русского языка;
-уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
-интереса к языковой и речевой деятельности;
-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
-представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
-первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
-мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты.
РегулятивныеУУД:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определѐнному этапу урока) с помощью учителя;
-понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
-высказывать своѐ предположение относительно способов решения учебной задачи;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
-целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова,
обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
-проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения;
-высказывать собственное мнение;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Содержание программы по учебному предмету «Русский язык», 1-4 класс (ФГОС НОО) для 1 класса рассчитано на
5 часов в неделю в году 50 часов. В связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 45 часов. Программа будет выполнена за счёт объединения уроков.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Наша речь. Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. | 2ч | Самостоятельная работа |
2. | Текст, предложение, диалог. Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 3ч | Самостоятельная работа |
3. | Слова, слова, слова. Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. | 4 ч | Самостоятельная работа Списывание |
4. | Слово и слог. Ударение. Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). | 6 ч | Самостоятельная работа |
5. | Звуки и буквы. Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. | 35 ч | Списывание Словарный диктант Проверочный диктант |
| Всего | 50 ч | |
Календарно - тематическое планирование
| | | Дата |
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | проведения |
план | факт |
| Наша речь (2 ч) | | | |
| Язык и речь | 1 | 05.03 | |
| Устная и письменная речь. | 1 | 09.03 | |
Текст, предложение, диалог (3 ч) |
| Текст | 1 | 10.03 | |
| Предложение | 1 | 11.03 | |
| Диалог | 1 | 14.03 | |
Слова, слова, слова (4 ч) |
| Слова. Роль слов в речи | 1 | 15.03 | |
| Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. | 1 | 16.03 | |
| Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | 17.03 | |
| Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению. | 1 | 18.03 | |
| Слово и слог. Ударение (6 ч) | | | |
| Слог как минимальная произносительная единица | 1 | 31.03 | |
| Деление слов на слог | 1 | 01.04 | |
| Перенос слов. | 1 | 04.04 | |
| Перенос слов. | 1 | 05.04 | |
| Ударение (общее представление). | 1 | 06.04 | |
| Ударные и безударные слоги. | 1 | 07.04 | |
| Звуки и буквы (34 ч) | | | |
16 | Звуки и буквы. Звуки и буквы. | 1 | 08.04 | |
17 | Русский алфавит, или Азбука. Русский алфавит, или Азбука. | 1 | 11.04 | |
18 | Гласные звуки. | 1 | 12.04 | |
19 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | 13.04 | |
20 | Слова с буквой э. | 1 | 14.04 | |
21 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | 15.04 | |
22 | Особенности проверочного и проверяемого слова. | 1 | 18.04 | |
23 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | 19.04 | |
24 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | 20.04 | |
25 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | 21.04 | |
26 | Согласные звуки и буквы. Проверочный словарный диктант. | 1 | 22.04 | |
27 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 25.04 | |
28 | Слова с буквами Й и И. | 1 | 26.04 | |
29 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | 27.04 | |
30 | Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. | 1 | 28.04 | |
31 | Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. | 1 | 29.04 | |
32 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 1 | 04.05 | |
33 | Перенос слов с мягким знаком. | 1 | 05.05 | |
34 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | 06.05 | |
35 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | 11.05 | |
| 36 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | 12.05 | |
| 37 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова | 1 | 13.05 | |
| 38 | Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов. | 1 | 16.05 | |
| 39 | Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов. | 1 | 17.05 | |
| 40 | Шипящие согласные звуки. | 1 | 18.05 | |
| 41 | Буквосочетания чк, чт, чн. Буквосочетания чк, чт, чн. | 1 | 19.05 | |
| 42 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 20.05 | |
| 43 | Проверочный диктант «Правописание слов с изученными буквосочетаниями». | 1 | 23.05 | |
| 44 | Работа над ошибками. Заглавная буква в словах. Заглавная буква в словах. | 1 | 24.05 | |
| 45 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща,чу-щу | 1 | 25.05 | |
Лист коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактичес ких часов с учётом коррекции (корректи ровки) |
1. | Русский язык | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 08.04.2022г. Звуки и буквы. Звуки и буквы. | | |
2. | Русский язык | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 11.04.2022г. Русский алфавит, или Азбука. Русский алфавит, или Азбука. | | |
3. | Русский язык | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 19.05.2022г. Буквосочетания чк, чт, чн. Буквосочетания чк, чт, чн. | | |
4. | Русский язык | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 24.05.2022г. Работа над ошибками. Заглавная буква в словах. Заглавная буква в словах. | | |
5. | Русский язык | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 25.05.2022 г Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща,чу-щу | | |
| | | | | | | 50 | 45 |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2021 г. 27.08.2021 г.___________ Старун Е.С.
_________Марченко И.П.