Просмотр содержимого документа
«Рррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр конспект»
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Тема: «Что такое приставка?»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с понятием «приставка», ее значением и ролью в русском языке.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с приставкой как значимой частью слова;
- формировать умения выделять приставки в словах;
- образовывать с помощью приставок новые слова.
Развивающие:
- способствовать развитию мотивации учебной деятельности;
- развивать орфографическую зоркость, логику;
- развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- воспитывать, чувство коллективизма и индивидуальности, взаимовыручки.
УУД:
Предметные:
- показывают понимание понятия «приставка»
- демонстрируют умение выделять приставку среди других частей речи
- образовывают с помощью приставки новые слова
Личностные:
- показывают интерес к изучению русского языка
Метапредметные:
Коммуникативные:
- проявляют умение работать в парах, слушать и слышать других
Регулятивные:
- определяют задачи на урок, последовательность работы
Познавательные:
- оценивают результаты своей деятельности
- отвечают полным ответом, проявляют умение добывать новые знания
Оборудование:
Для учителя: учебник «Русский язык» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 3 класс, часть 1, стр. 84-85), презентация, интерактивная доска
Для ученика: учебник, пенал, тетрадь, дневник.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний | -Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие. И чтобы мы тронулись с места, проведем блиц опрос. -Ребята, скажите, без чего не может существовать слово? -А скажите, что такое корень? - Как найти в слове корень? - Что такое окончание? - Молодцы, ребята! Мы отправляемся! - Ребята, взгляните на экран! Нам путь преградили слова. Давайте их прочитаем. - Назовите окончание - Что можно сказать про эти слова? - Почему они однокоренные? - Какой корень? - А в чем различие? | Без корня Главная, значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение. -Подобрать однокоренные слова. -Изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении. На слайде слова: ехали, приехали, переехали, поехали. В словах окончание –и Они однокоренные Во всех словах одинаковый корень Корень –ех В значении |
Целеполагание | - Ребята, а какая часть слова придает им разное значение? - Кто-нибудь уже знает, как называется эта часть? Молодцы! Значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель вы перед собой поставите? | Часть слова, которая стоит перед корнем. Приставка Тема сегодняшнего урока «Приставка» Познакомиться с приставкой, уметь находить и выделять приставки в словах, а также образовывать с помощью приставки новые слова |
Наблюдение над языковым материалом | Тему мы с вами определили, отправляемся в путь дальше. Предлагаю открыть учебник на странице 84 учебника и рассмотрите упражнение 153. -Прочитайте задание - Прочтите данные слова и определите какая часть общая в них. Ребята, какая общая часть в этих словах? - Как мы можем назвать все эти слова, если у них общий корень «ход»? Молодцы! -А значение у этих слов одинаковое? -Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? -Прочтите. -Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня? -Хоть слова и однокоренные, а значения у них разные, почему? Молодцы, ребята! Обратите внимание на слайд. Приставка выделяется следующим условным знаком Образец: входит -Ребята, открываем тетради, записываем упражнение 153, нам нужно списать через запятую слова, выделить приставку. По одному будем выходить к доске и записывать. Отправляемся дальше! | - Прочитайте слова. Рассмотрите рисунки. Корень –ход. Однокоренными Нет Пере, под, в, вы, об, у. Перед корнем Потому что у них разные приставки Входит, переходит, подходит, выходит, обходит, уходит |
Предварительная формулировка правила | -Ребята, так что же такое приставка? -Верно! А где она находится? -Молодец! А для чего нужна приставка? -Кто попробует сформулировать определение? | -Приставка-это часть слова. -Перед корнем. -Для образования новых слов. -Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. |
Работа с правилом | -Ребята, а теперь шепотом прочитайте правило на стр. 84 -Давайте проверим, правильно ли вы предположили -Что такое приставка? (приставка- значимая часть слова) -Где расположена приставка? (перед корнем) -Для чего она служит? (служит для образования слов) -Давайте разделим правило на части. На сколько частей можно разделить правило? ( на 2 части) -Один кто-нибудь желающий, прочитайте первую часть. ( приставка- значимая часть слова) - Один кто-нибудь желающий, прочитайте вторую часть. (стоит перед корнем и служит для образования слов) -Кто-нибудь сможет пересказать данное правило? (желающие) - Прочитайте хором данное правило. Молодцы, ребята! | |
Первичное закрепление | А мы едем дальше! И я предлагаю открыть учебник на стр.85, Упражнение 154 Найдите под упр. 154 таблицу и прочитайте шепотом. -Назовите приставки, которые пишутся с буквами о, а, е. Молодцы! -Ребята, постарайтесь выучить все эти приставки, и запомните, что это приставки, написание которых не изменяется. -Давайте обратим внимание на ряд слов под таблицей приставок. Сначала прочитайте эти слова. -К какой части речи они относятся? -Как вы это поняли? Какой вопрос вы задали, чтобы понять часть речи слов? - Давайте попробуем образовать из слова лить новые слова с помощью приставок. Если будет время, то записать, если нет, то озвучить вслух. - Молодцы! А сейчас мы поработаем в парах, но перед этим вспомним правила работы в парах. ( вспоминают правила работы в парах) - Откройте тетради, напишите упр. 154, пары под 1 вариантом – образуют новые слова от слова лететь, 2 вариант – слово рисовать - Выполнили – рука на локотке. - Проверим, что у вас получилось. | Глагол Что делать? Налить, пролить, перелить, вылить, слить, отлить, подлить, долить, полить |
| | |
| | |
| | |
| | |