РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
Выполнила Батраева И.Н.,
учитель ИЗО, МХК
РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
Федоскинская лаковая миниатюра - старинный промысел, ему уже более 250 лет. Здесь сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В основе его лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали старые мастера. И Леонардо да Винчи, и Карл Брюллов, и Рубенс… А сейчас, наверное, только в Федоскино эта техника и сохранилась.
ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЕТСЯ ШКАТУЛКА
Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри - красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!
Шкатулки, выполненные по этой технологии, не коробятся, не рассыхаются и живут очень-очень долго.
КАК ПИШЕТСЯ МИНИАТЮРА
Грунт
Накладывать грунт - это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.
На грунт с помощью кальки переводят силуэтный рисунок.
Замалёвок
Накладывать первый слой живописи. Называется "замалёвок". В нём следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет. Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию. При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" - вообще не сохнут .
Перемалёвок
Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком.
Бликовка
Последний слой - "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали. Сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоёв.
Готовая шкатулка
На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным пёрышком рисуем орнамент, подписываем имя художника и дату изготовления. Корпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоёв) и отполировать. Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Cложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.
" Чем отличаются шкатулки "Федоскино" от шкатулок "Палеха«, "Холуя" и "Мстёры"?
Первое и самое главное: в Федоскинской живописи используются масляные краски, а в Палехской, Холуйской и Мстёрской - яичная темпера.
Второе: федоскинская миниатюра - это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, "как живые", в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется "воздух".
Совсем по-иному выглядят шкатулки из Палеха, Мстёры и Холуя. Дело в том, что изначально эти сёла были центрами иконописи. В Палехе писали иконы "для богатых" с использованием золота высокой пробы, тончайшим письмом и очень детальной проработкой всех объектов. В Мстёре и Холуе иконы писали для среднего и бедного покупателя. Иконописный стиль остался и на шкатулках, хотя тематика поменялась. Фигуры людей, животных, элементы пейзажа - стилизованы, живопись плоская. Отсутствует трёхмерность.
Лаковая миниатюра Федоскино
Лаковая миниатюра Палех
Холуйская лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра Мстера
http://repin.chuguev.net/Palech.htm
http://www.artrusse.ca/Russian/Fedoskino_rus.htm