СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская лаковая миниатюра

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционными центрами миниатюрной живописи в России являются Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй.

Просмотр содержимого документа
«Русская лаковая миниатюра»

РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА Выполнила Батраева И.Н., учитель ИЗО, МХК

РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА

Выполнила Батраева И.Н.,

учитель ИЗО, МХК

РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА Федоскинская лаковая миниатюра - старинный промысел, ему уже более 250 лет. Здесь сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В основе его лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали старые мастера. И Леонардо да Винчи, и Карл Брюллов, и Рубенс… А сейчас, наверное, только в Федоскино эта техника и сохранилась.

РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА

Федоскинская лаковая миниатюра - старинный промысел, ему уже более 250 лет. Здесь сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В основе его лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали старые мастера. И Леонардо да Винчи, и Карл Брюллов, и Рубенс… А сейчас, наверное, только в Федоскино эта техника и сохранилась.

ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЕТСЯ ШКАТУЛКА

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри - красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!

Шкатулки, выполненные по этой технологии, не коробятся, не рассыхаются и живут очень-очень долго.

КАК ПИШЕТСЯ МИНИАТЮРА

Грунт

Накладывать грунт - это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.

На грунт с помощью кальки переводят силуэтный рисунок.

Замалёвок

Накладывать первый слой живописи. Называется "замалёвок". В нём следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет. Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию. При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" - вообще не сохнут .

Перемалёвок Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком. Бликовка Последний слой -

Перемалёвок

Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком.

Бликовка

Последний слой - "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали. Сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоёв.

Готовая шкатулка

На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным пёрышком рисуем орнамент, подписываем имя художника и дату изготовления. Корпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоёв) и отполировать. Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Cложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.

" Чем отличаются шкатулки "Федоскино" от шкатулок "Палеха«, "Холуя" и "Мстёры"?

Первое и самое главное: в Федоскинской живописи используются масляные краски, а в Палехской, Холуйской и Мстёрской - яичная темпера.

Второе: федоскинская миниатюра - это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, "как живые", в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется "воздух".

Совсем по-иному выглядят шкатулки из Палеха, Мстёры и Холуя. Дело в том, что изначально эти сёла были центрами иконописи. В Палехе писали иконы "для богатых" с использованием золота высокой пробы, тончайшим письмом и очень детальной проработкой всех объектов. В Мстёре и Холуе иконы писали для среднего и бедного покупателя. Иконописный стиль остался и на шкатулках, хотя тематика поменялась. Фигуры людей, животных, элементы пейзажа - стилизованы, живопись плоская. Отсутствует трёхмерность.

Лаковая миниатюра Федоскино

Лаковая миниатюра Федоскино

Лаковая миниатюра Палех

Лаковая миниатюра Палех

Холуйская лаковая миниатюра

Холуйская лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра Мстера

Лаковая миниатюра Мстера

http://repin.chuguev.net/Palech.htm http://www.artrusse.ca/Russian/Fedoskino_rus.htm

http://repin.chuguev.net/Palech.htm

http://www.artrusse.ca/Russian/Fedoskino_rus.htm