СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература и история

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: кратко повторить изученное в предыдущих классах;

обозначить цель курса литературы 8 класса;

ознакомить учеников со структурой учебника.

Просмотр содержимого документа
«Русская литература и история»

Урок 1 Введение.

Русская литература и история

Цели урока: кратко повторить изученное в предыдущих классах;

обозначить цель курса литературы 8 класса;

ознакомить учеников со структурой учебника.

Ход урока

  1. Беседа по прочитанным книгам:

  • Какие книги вы успели прочитать за лето?

  • Какие авторы вам встретились впервые?

  • Какие герои вам запомнились?

  • Какие произведения вы хотели бы перечитать?

  • Какие произведения вы прочитали и посоветовали бы проситать другим?

  • Стихотворения каких поэтов вам понравились?

  1. Повторение изученного в 5-7 классах.

  • Вспомним, какие произведения мы изучали в предыдущих классах. Постараемся сгруппировать их по времени написания и по авторам.

  • Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»); предания. Былины, произв-я обрядового фольклора, загадки, пословицы, поговорки.

  • Древнерусская л – ра:

  • «Повесть временных лет»

  • «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»,

  • «Поучение Владимира Мономаха»

  • «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

  • Литература ΧVІІІ века:

  • Ломоносов

  • Г. Р. Державин «Река времён», На птичку»

  • Лит – ра ΧІΧ века:

  • И. А. Крылов

  • Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»

  • А. С. Пушкин. Лирика («Няне», «Узник», «Пущину», «Зимняя дорога»)

  • «Сказка о мёртвой…», «Дубровский», «Станционный смотритель», «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов»

  • Лерм. «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утёс», «Три пальмы», «Когда волнуется делтеющая нива», «Молитва», «Ангел», «Бородино», «Песня про … купца…»

  • Погорельский А.

  • Гоголь «Заколд. Мест», «Тарас Бульба»

  • Н. А. Некр. «Дедушка», «На Волге», «Русские женщины»

  • Тург. «Муму», «Бежин луг», «Бирюк»

  • А. К. Толстой «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»

  • Салтыков-Щедрин

  • Л. Н. ТОлсой «Кавказ. Плен.», «Детство»

  • Н. С. Лесков «Левша»

  • А. П. Чехов «Хирургия», «Толсьый и тонкий», «Злоумышленник»

20век:

  • Короленко «В дурном обществе»

  • Горький Старуха…» (о Данко)

  • Бажов П. П. «Медной горы хозяйка»

  • К. Пауст. «Тёплый хлеб»

  • М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

Заруб

  • Мифы Древней Греции

  • Гомер «Одис.»

  • Сервантес Саавадера «Дон Кихот»

  • Д. Лондон «Сказание о Кише»



Литература всегда отражала историю народа, историю страны, обращалась к важнейшим истор. событиям, вдохновляла народ на подвиги во славу родины, прославляла героев, обличала несправедливость («Как один мужик …», «Левша»), прививала любовь к Отечеству. Классики русской литературы XIX в. и русские писатели ХХ в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории.



Главной темой курса 8 кл. является более подробное рассмотрение взаимосвязи л –ры и истории.

Какие юмористич. и сатир произв – я известны? (Чехов «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумыленник»)

Какие произ - я русских и заруб. писателей рассказывали о любви, о сострадании? («Дары волхвов», «Юшка», «Кукла», «Бирюк», «В дурном обществе», «О чёч плачут лошади» (Абрамов), «Кусака»).

2. Чтение статьи «Русская литература и история» (учебник, с. 3–4).

3. Беседа по вопросам.

– В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно. (Пётр Первый, Владимир Мономах, вещий Олег, Борис Годунов, Гришка Самозванец, Иван Грозный)

Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения. (Великая Отечественная война («Майор привёз мальчишку на лафете» - «Рассказ танкиста», «Кладовая солнца», «Живое пламя», Стих Твардовского «Я убит подо Ржевом»);

война с горцами, 19 век «Кавказ. пленник»,

восстание декабристов «Русские женщины», «Дедушка»; Война 1812 г. «Бородино»

4. Рассматривание учебника.

  • Научиться внимательно читать, замечать верно найденное авторами слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора и призваны уроки литературы и учебник.

  • Рассмотрим учебник: посмотрите оглавление (обе части) и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые. Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.

  • Кто авторы учебника?

  • Чтение стихов (подготовленными учащимися), помещенных на форзацах учебника.

  • Какое время охватывают произведения, помещённые в учебнике-хрестоматии? (Время от XVIII века – «Повесть о житии Александра Невского» - до наших дней.)

  • Какие исторические личности, исторические события, упомянутые в названиях произведений, Вам знакомы из истории? (А. Невский, Е. Пугачёв, Ермак, Куликово поле, Великая Отечественная война)

  • Несколько слов нужно сказать о структуре книги и ее содержании: состоит из 2 частей;

I часть включает следующие разделы:

  • устное народное творчество,

  • произведения из древнерусской литературы,

  • из русской литературы XVIII века,

  • из русской литературы XIX века;

II часть

  • завершает изучение произведений из литературы XIX века,

  • знакомит нас с писателями-эмигрантами, Буниным и Куприным;

  • пролетарским писателем XX века Горьким;

  • исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев, отмечая огромную роль русской литературы в осознании необходимости единства Русской земли, подводит нас к изучению творчества Блока и Есенина, Осоргина и Шмелева.

  • Познакомимся мы и с журналом «Сатирикон», в котором история человечества – от древнейших времен до начала ХIX века – рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми – писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко... Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике.

  • Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже хорошо известно. В новом учебном году мы познакомимся с поэмой про бойца, знаменитым «Василием Теркиным», пройдем вместе с солдатом трудную дорогу войны, узнаем о тех немногих радостях, которые выпали на его долю в военные будни.

  • Встреча с Андреем Платоновичем Платоновым напомнит об уже любимых произведениях: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Корова», познакомит с новым рассказом «Возвращение», рассказом, которым А. Платонов восполнял урон, нанесенный душам людей в войну. Ведь война не только отстаивала сокровенно-человеческое, но и вносила огрубелость в сердца. Требовалось возобновление частей души, которые обгорели на поле боя. В этом так нуждается и капитан Иванов, герой рассказа Платонова «Возвращение».

  • Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем, посмотрим фрагменты из фильмов, в которых они звучат.

  • Не менее интересной будет встреча с героями астафьевских рассказов. Мы прочитаем главу из книги «Последний поклон». В. П. Астафьев убежден, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека. Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность предвоенных лет, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя рассказа «Фотография, на которой меня нет», их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.

  • В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна, –

писал Н. Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке». В чем выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце, греют душу?

Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел «Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе». Читая стихи Анненского и Мережковского, Рубцова и Заболоцкого, мы постараемся понять их настроение, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных поэтов, поговорим о том, почему так «трудно без России» поэтам-эмигрантам, что они вспоминают на чужбине.

  • А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество У. Шекспира, Дж. Свифта, В. Скотта – классиков зарубежной литературы.


  • Рассматривая учебник, знакомясь с его разделами, вы, вероятно, обратили внимание на эпиграфы. Эпиграфы определяют главное в разделе, подчеркивают наиболее важное в произведении, в творчестве того или иного писателя.

  • Чтение и обзорный анализ 2–3 эпиграфов (на выбор учащихся).

  • Какую роль играют вопросы? Иллюстрации? Статьи о писателях?

  • Найдём разделы «Справочные материалы» и «Краткий словарь литературоведческих терминов», помещённые в конце 2-й части учебника-хрестоматии, перелистаем их, вспомним 2-3 знакомых термина.


Домашнее задание: подготовить пересказ вступительной статьи (с. 3–4 учебника), сопроводив его примерами из прочитанных стихотворений.

Инд. зад: подгот. выраз. чт. хороводных, лирических. исторических песен,