Тема: | Русская народная сказка «Рукавичка» |
Цели деятельности педагога | учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности. |
Тип урока | Усвоение новых знаний |
Планируемые результаты образования | Предметные: : уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение |
Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения. |
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) | Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике. Познавательные: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания |
Формы и методы обучения | Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины | Сказка ,«авторская сказка»; |
Образовательные ресурсы | выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения. |
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Выставка детских рисунков. 2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок». | Выразительно читают отрывкаи из сказки Е. Чарушина «Теремок». |
II. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи | Речевая разминка. | – Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов. Ответ: рукавичка. – Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка». – Прочтите скороговорку: Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка. – В каких сказках действующее лицо – Мышка? | Выполняют задание Отгадывают название сказки Читают скороговорку |
III. Первичное усвоение новых знаний | Подготовка к чтению сказки «Рукавичка». Самостоятельное чтение сказки. Анализ произведения. | Чтение сказки учителем – Назовите действующих лиц сказки. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. об-ро-нил – обронил по-пры-гуш-ка – попрыгушка по-скре-буш-ка – поскребушка спра-ши-ва-ет – спрашивает по-бе-гай-ка – побегайка сест-рич-ка – сестричка бре-дет – бредет не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться под-хо-дит – подходит ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается Объясните значение слов: Бредет – идет медленно, с трудом. Врассыпную – в разные стороны. Обронил – уронил. Предлагает прочитать текст самостоятельно – Понравилась ли вам сказка? – Какие герои вам понравились? – Каковы особенности их поведения, характера? – Кто обронил рукавичку? – Кто первым стал жить в рукавичке? – Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке. – Почему звери были вынуждены покинуть свой домик? | Слушают сказку Читают слова сначала по слогам, а потом целыми словами. Объясняют значение слов Читают сказку Отвечают на вопросы учителя |
| Физкультминутка | | Выполняют упражнения |
IV. Закрепление новых знаний (в знакомой ситуации) | Выразительное чтение сказки по цепочке. Подготовка к пересказу, составление картинного плана. Подготовка к пересказу сказки. | – Как начинается сказка? – Прочтите слова на карточках: – Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка». – Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке. – Кто за кем появлялся в сказке? – Кто был последним? – Пустили ли звери в рукавичку медведя? – Кто испугал зверей? – Чему учит сказка «Рукавичка»? – Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев. | Читают сказку по цепочке Читают слова на карточках,убирают карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка». Располагают карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке. Пересказывают сказку по опорным словам |
(в изменённой ситуации | Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка» | Предлагает сравнить ска\зки – Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». – Чем они похожи? – Чем отличаются? – Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам: • Не учись разрушать, а учись строить. • Дружно не грузно, а врозь – хоть брось. • Сила солому ломит. • Руби дерево по себе. • Сила сломит всё, а ум – силу. • Волка ноги кормят. – Объясните смысл этих пословиц. | Сравнивают сказки, отвечают на вопросы Выбирают пословицы, которые подходят к сказке Объясняют смысл пословиц |
| Игра «Герои сказок». Игры Деда Буквоеда. | – Прочтите имена героев сказок. – На какие особенности указывают вторые части имён? – Какая вторая часть имени подходит к каждому животному? Мышка Красный гребешок Гуси Мурлысенька Лисичка Поскребушка Петушок Лебеди Кабан Сестричка Кисонька Клыкан – Какое слово лишнее? Почему? Учитель открывает на доске таблицу. – Узнайте буквы. Читайте слоги. – Читайте только слова. Сколько слов вы прочли? – Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили? | Угадывают названия животых Опредеяют лишнее слово Читают слоги, составляют слова |
V. Итог урока. Рефлексия. | | – С какой сказкой мы сегодня познакомились? – Кто автор этой сказки? – Чему учит нас эта сказка? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке |