СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка "Рукавичка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Рукавичка"»

Тема:

Русская народная сказка «Рукавичка»

Цели деятельности педагога

учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности.


Тип урока

Усвоение новых знаний

Планируемые результаты образования




Предметные: : уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение

Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения.


Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания

Формы и методы обучения

Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы, понятия и термины

Сказка ,«авторская сказка»;

Образовательные ресурсы

выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.


Сценарий урока

Этап урока

Обучающие
и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Выставка детских рисунков.

2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок».



Выразительно читают отрывкаи из сказки Е. Чарушина «Теремок».


II. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи






















Речевая разминка.



– Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.

Ответ: рукавичка.

– Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка».

– Прочтите скороговорку:

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

– В каких сказках действующее лицо – Мышка?


Выполняют задание

Отгадывают название сказки





















Читают скороговорку


III. Первичное усвоение новых знаний

Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».


















Самостоятельное чтение сказки.

Анализ произведения.



Чтение сказки учителем

– Назовите действующих лиц сказки.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

об-ро-нил – обронил

по-пры-гуш-ка – попрыгушка

по-скре-буш-ка – поскребушка

спра-ши-ва-ет – спрашивает

по-бе-гай-ка – побегайка

сест-рич-ка – сестричка

бре-дет – бредет

не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться

под-хо-дит – подходит

ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется

по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

Объясните значение слов:

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

Предлагает прочитать текст самостоятельно




– Понравилась ли вам сказка?

– Какие герои вам понравились?

– Каковы особенности их поведения, характера?

– Кто обронил рукавичку?

– Кто первым стал жить в рукавичке?

– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.

– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

Слушают сказку







Читают слова сначала по слогам, а потом целыми словами.















Объясняют значение слов





Читают сказку







Отвечают на вопросы учителя


Физкультминутка


Выполняют упражнения

IV. Закрепление новых знаний

(в знакомой ситуации)


Выразительное чтение сказки по цепочке.

Подготовка к пересказу, составление картинного плана.



























Подготовка к пересказу сказки.





– Как начинается сказка?

– Прочтите слова на карточках:

– Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».

– Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.

– Кто за кем появлялся в сказке?

– Кто был последним?

– Пустили ли звери в рукавичку медведя?

– Кто испугал зверей?

– Чему учит сказка «Рукавичка»?

– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.


Читают сказку по цепочке










Читают слова на карточках,убирают карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».







Располагают карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке.







Пересказывают сказку по опорным словам


(в изменённой ситуации

Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка»

Предлагает сравнить ска\зки

– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».

– Чем они похожи?

– Чем отличаются?

– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:

Не учись разрушать, а учись строить.

Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

Сила солому ломит.

Руби дерево по себе.

Сила сломит всё, а ум – силу.

Волка ноги кормят.

– Объясните смысл этих пословиц.

Сравнивают сказки, отвечают на вопросы





Выбирают пословицы, которые подходят к сказке









Объясняют смысл пословиц



Игра «Герои сказок».

















 Игры Деда Буквоеда.


– Прочтите имена героев сказок.

– На какие особенности указывают вторые части имён?

– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

Мышка Красный гребешок

Гуси Мурлысенька

Лисичка Поскребушка

Петушок Лебеди

Кабан Сестричка

Кисонька Клыкан

– Какое слово лишнее? Почему?

Учитель открывает на доске таблицу.

– Узнайте буквы. Читайте слоги.

– Читайте только слова. Сколько слов вы прочли?

– Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили?









Угадывают названия животых







Опредеяют лишнее слово







Читают слоги, составляют слова






V. Итог урока. Рефлексия.



– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?


Размышляют и отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке