СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка «Рукавичка» конспект урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Рукавичка» конспект урока»

Учебный предмет,

тема раздела, УМК

Литературное чтение 1 класс, тема раздела «Сказки,загадки, небылицы»

УМК «Школа России»

Место урока

В разделе урок № 4. По данному произведению первый урок.

Тема урока

Русская народная сказка «Рукавичка»

Цель урока

создание организационных и содержательных условий для формирования читательского кругозора в процессе ознакомления учащихся с русской народной сказкой «Рукавичка»

Задачи урока

Образовательные: формирование умения воспринимать и понимать произведение на слух;

формирование умения читать вслух по слогам и целыми словами, интонационно передавая конец предложения.

Корр.-развивающие: развитие зрительного восприятия в процессе работы с иллюстрацией к сказке;

развитие слухового восприятия, внимания, воли в процессе восприятия произведения на слух;

развитие речи и навыка сотрудничества в процессе учебного диалога (У – у).

Воспитательные: формирование положительных мотивов к урокам литературного чтения, к процессу чтения, к книгам.

Тип урока

Традиционный, урок сообщения новых знаний

Методы и приемы

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, игровой,

Основные термины, понятия

Сказка, герои произведения, автор произведения, иллюстрация.

Планируемые результаты

Личностные результаты


  • увлечение чтением: желание включаться в учебные задания, связанные с чтением, в процессе работы над произведением;

  • приобщение к чтению: желание продолжать читать вне рамок урока.

Метапредметные результаты

Регулятивные: осознание и регуляция своих действий в процессе решения учебной задачи; соотношение выполненного в паре задания с образцом, предложенным учителем;

Познавательные:общеучебные - ориентировка в учебнике, способность отвечать на простые вопросы учителя.

логические - выдвижение гипотезы о содержании лит.произведения до чтения и её обоснование; способность делать простейший вывод.

Коммуникативные: участие в диалоге в процессе анализа произведения; способность работать в паре; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников.

Предметные результаты

Научатся: прогнозировать содержание литературного произведения по его названию и иллюстрации.

Получат возможность научиться: догадываться о значении незнакомых слов путём подбора близких по значению слов.

Виды

учебной деятельности

Работа с учебником, работа с электронной презентацией, работа в паре, построение диалога,

Система средств обучения

Книгопечатная продукция:

учебник «Литературное чтение, 1 класс, часть I» под ред. Л.Ф.Климановой

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в PowerPoint



Ход урока:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

Момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их.


-Что такое? Что случилось?

-Почему звенит звонок?

Дети: 

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.


Занимайте все места, 
Да послушайте меня:

Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.


Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют гостей.

Регулятивные:

- осуществление самоконтроля готовности к уроку;

2.Проверка домашнего задания.

(6 мин)

-Ребята, какую сказку мы читали на прошлом уроке?

-Кто автор этой сказки?(вывесить портрет)

-Давайте вспомним, какие герои нам встретились в сказке и расположим иллюстрации в порядке их появления.

Мышка-норушка (найдите в тексте часть, где появляется мышка и прочитайте её)

Лягушка-квакушка (найдите в тексте часть, где появляется лягушка и прочитайте её)

Заяц – на горе увертыш (найдите в тексте часть, где появляется заяц и прочитайте её)

Лисичка- сестричка (найдите в тексте часть, где появляется лисичка и прочитайте её)

1.Чтение сказки с опорой на иллюстрации.

-Вы заметили, что в сказке чего-то не хватает?

-Кто дома нашел и дочитал сказку Е.Чарушина до конца?

-какие герои еще появились в этой сказке?




3. Сравнение русской народной сказки Теремок от авторской сказки Е.Чарушина.

-Кто из вас нашел конец к сказке Е.Чарушина Теремок?

- А кто из вас нашел конец из русской народной сказки Теремок?

- в чём отличие?

Сказку Евгения Чарушина «Теремок»













Читают сказку

продолжения



Волк-из-за кустов хватыш

Медведь-тяпыш - ляпыш





Сволынский Тимофей



В сказке Е.Чарушина теремок ломается под тяжестью медведя и животные разбегаются, а в русской народной сказке они отстраивают новый теремок, еще лучше прежнего и живут вместе.

Регулятивные:

быстрое включение в работу;

- способность к волевому усилию.


Физминутка 1 мин




3. Постановка целей урока (4 мин)






























1. Речевая разминка. (Слайд 2)

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ - (Слайд 3)

О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – (Слайд 4)

ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – (Слайд 5)

ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК – (Слайд 6)

НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК

- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка) Вывешиваю на доску

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?.

-Предположите, о чем будет сказка?

-Что бы вы хотели узнать? Какие цели перед собой поставим?




- Это и будут цели нашего урока. (Слайд 7)

2.Линейка оценивания.

-Перед тем, как мы прочитаем сказку Рукавичка, я хотела бы, чтобы вы оценили свои знания по этой теме.

-Как вы можете себя оценить? С помощью чего?


Перед вами находится линейка оценивания, возьмите зеленый карандаш и оцените уровень своих знаний по теме нашего урока.

Крестик внизу, если вы не знакомы со сказкой, посередине, если вы читали сказку и помните имена всех героев, а в самом верху могут поставить крестик те, кто знает ответы на все пункты целей.


Слушают диалог








Рукавичка



Сказка Рукавичка

О животных и о рукавичке

Кто написал сказку.

Кто главные герои.

Чем она отличается от сказки теремок.





С помощью волшебной линейки оценивания.

Оценивают






Познавательные - логические:

- ориентировка в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- нахождение ответов на вопросы, используя представленную информацию;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

- осуществление самоконтроля;

- осознание и принятие учебной задачи.

Коммуникативные:

- сотрудничество в процессе диалога (У – у);

- высказывание своего мнения;

- точно и полно выражать свои мысли.

Познавательные - общеучебные:

- поиск информации по словарю.

Личностные:

- осознание связи между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем учиться

4. Изучение нового материала.(20 мин)













Физминутка

  1. Слушание аудиозаписи. (Слайд 8)

-Откройте учебник на странице 37 и приготовьтесь следить.

- Сейчас мы с вами послушаем сказку рукавичка.

2. Словарная работа. (Слайд 9)

- Есть ли в тексте слова, которые вам непонятны?

-Посмотрите на 3 задание в рабочем листе.

Карточка

- Установите соответствие.

Рукавичка уронил. (Слайд 10)

Бредёт варежка (Слайд 11)

Врассыпную идет медленно, с трудом. (Слайд 12)

Обронил в разные страны. (Слайд 13)



- А сейчас вы прочитаете сказку и ответите на мои вопросы. Следите внимательно.

  1. Чтение сказки с ответами на вопросы.

- Как рукавичка оказалась в лесу?

- Кто стал первым жильцом рукавички?

- Кто пришел после мышки?

-Кто пришел после лягушки?

- Кто пришел после зайца?

-Кто пришел после волчка?

-Кто пришел после лисички?

-А кто пришел последним?

-Сколько стало жильцов в рукавичке?

Кто напугал зверей?

-Вернулся ли дед за рукавичкой?

Слушают и следят
















Читают сказку


Ее потерял дед

Мышка - поскребушка

Лягушка – попрыгушка

Зайчик – побегайчик

Волчок – серый бочок

Лисичка – сестричка

Кабан – клыкан

Медведюшка - батюшка

7

Собачка

Да




4 Физминутка

(1 мин)


(Слайд 14)






5. Первичное закрепление изученного материала

(5 мин)








































5 мин












5.Итог урока

2 мин























6.Рефлексия

1 мин.

- Мы сегодня послушали 2 сказки. Чем они похожи?





- А чем они различаются?












--А чем отличается авторская сказка от народной?

Перед вами признаки сказок. (Читаю все признаки.) (Слайд 15)

- На партах лежит розовая карточка, переверните ее. Вам нужно распределить признаки сказок: авторская сказка и народная. Работать будете в паре.

2.Работа в паре.

- Давайте вспомним правила работы в паре. Назовите главные правила работы в паре.



-Проверяем. (Слайд 16)

- Теперь нам нужно оценить, как вы справились в паре. Возьмите карандаш. Внизу таблички находится рукавичка для оценивания. Видите?

-Если у вас нет ошибок, то закрасьте ее зелёным цветом, если 1-2, то желтым, если больше 2 ошибок, то красным цветом.

- У кого нет ошибок?

- У кого 1-2 ошибки?

- У кого больше?

- Хочу вас поблагодарить за вашу честность. Вы не сказали, что у вас нет ошибок, а честно признались, что не все сделали правильно.

Вы все молодцы, что справились.


Инсценирование части сказки.

А где в реальной жизни мы можем встретить сказку? По сюжетам сказок снимают мультфильмы, ставят спектакли.

Сейчас вы побудете зрителями, а некоторые ученики актерами и покажут вам инсценировку сказки « Рукавичка» .

- Вам понравилось?

- А вы бы хотели побыть актерами театра?

-Для этого вам необходимо несколько раз прочитать сказку дома и уметь ее пересказать.



-С какой сказкой познакомились?

- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке. (Слайд 17)

Не учись разрушать, а учись строить.

Жить – Родине служить.

В тесноте, да не в обиде.

-Чему учит сказка «Рукавичка»?




Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока? (Слайд 18)




-Все ли мы сделали

- Вернитесь к волшебной линеечке и оцените свои знания на эту тему на конец урока.

-У кого крестик стал выше?



Продолжите предложение: (Слайд 19)

  • На уроке я узнал…

  • Я запомнил…

  • Мне понравилось…


Спасибо, ребята, за работу. Вы - молодцы!». (Слайд 20)


1.Обе сказки о зверях.

2.звери приходят один за другим.

3.Задают одинаковые вопросы: Кто-кто в ….живет?

1.В теремке нет кабана, а в рукавичке есть 2.Разный конец, теремок ломается, а рукавичка остается целой.

3. Теремок авторская сказка, а Рукавичка – народная.












1.Работа сообща.

2.Работать вместе.

3.Показать готовность, если закончили.

Работают в паре


Проверяют заполнение таблицы.






Оценивают свою работу в паре.






В театре, в мультфильме













Рукавичка





Нужно быть добрыми, гостеприимными и всегда приходить на помощь своим друзьям

1.Прочитать сказку Рукавичка.

2. Познакомиться с главными героями.

3. Сравнить две сказки.

Да







Чем отличается авторская сказка Теремок от народной сказки Рукавичка

Героев сказки Рукавичка


Оценивают свои знания на конец урока

Познавательные-общеучебные:

- поиск ответов на вопросы, используя представленную информацию (иллюстрация и название);

- извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Познавательные - логические:

- сравнение гипотез с результатом.

Регулятивные:

- способность к волевому усилию;

- осознание способа достижения результата.

Коммуникативные:

- сотрудничество в процессе диалога (У – у);

- высказывание своего мнения;

- способность слушать и слышать товарищей;

- точно и полно выражать свои мысли.































Коммуникативные:

- сотрудничество в процессе диалога (У – у);

- высказывание своего мнения;

- способность слушать и слышать товарищей;

- точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные:

- самооценка своих знаний.












Коммуникативные:

- высказывание своего мнения;

- способность слушать и слышать товарищей;

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные:

- осознание значения и смысла учебной деятельности (что дал урок);

- проявление желания продолжить чтение вне урока.