МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №4 ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»
«Русские народные инструменты»
(Конспект урока музыкального искусства в 4 классе)
Кононченко Наталья Леонидовна
учитель музыки
2019
Цели:
Музыкальное развитие кругозора обучающихся посредством знакомства с русскими народными инструментами входящими в состав народного оркестра.
Задачи:
Образовательные:
- осваивать знания о музыкальных инструментах России, историей их возникновения и бытования;
- овладевать элементарными умениями,навыками и способами музыкально-творческой деятельности;
-учиться различать тембровую окраску наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Развивающие:
-расширять представление о взаимосвязи музыки с другими видами искусства(музыка, литература изобразительное искусство;
- способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;
-выражать художественно-образное содержание произведений в исполнительской деятельности (пение, музицирование).
Воспитательные:
- воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа;
- формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, воспитывать любовь к русской народной музыке
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы и приемы:
• Интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски;
• метод междисциплинарных взаимодействий;
• объяснительно - иллюстративный;
• наглядно-слуховой;
• словесный.
Оборудование: аккордеон, компьютер с проектором, «чудесный мешочек»,. Народные инструменты: , балалайка, ложки, колокольчики, бубен, колотушки, трещотки. Наглядность для рефлексии. Заранее учащимся даётся домашнее задание подготовить ударные музыкальные инструменты.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
Объявление темы и задач урока
2. Введение в тему урока.
-знакомство с русскими народными инструментами с помощью презентации,
-слушание музыкальных фрагментов.
3. Игра на народных инструментах (практическая работа).
4.Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
5. Работа над песней
- вокально-хоровая работа над русской народной песней «Как у наших у ворот».
6.Заключительный этап урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие .
Уч-ль: Здравствуйте,ребята
Рада видеть вас
Уч-ся Здравствуйте,учитель
Добрый день,наш класс.
Уч-ль: Чтобы душе было тепло и спокойно, надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой. Я знаю, что от нее ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!
Сегодня вы узнаете новые сведения из мира музыки, споете знакомую, ранее выученную песню «Как у наших у ворот» и проявите свою внимательность .
2.Введение в тему. Новые сведения.
Урок будет не только познавательный, но и занимательный.
Чтоб пыл интереса не погас,
Что б время шло быстрее,
Ребята я приглашаю вас
К загадкам поскорее.
(проектор)
1СЛАЙД. (ЗАГАДКА)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.
(барабан)
Все мы очень любим слушать,
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная…
(Гитара)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…
(Скрипка)
(звук –аплодисменты)
2 СЛАЙД ( инструменты разных. народов)
Гармонь, гитара, балалайка.
Их общим словом называй-ка!
Уч-ся: Музыкальные инструменты.
Посмотрите на экран и назовите знакомые вам инструменты.
Уч-ся: Балалайка, ложки, бубен…….
Уч-ль: Правильно. Молодцы!
Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа: русских, татар, башкир, удмуртов, армян есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Многие инструменты пришли из быта. Это деревянные ложки, колотушки, колокольчики, волынка, пила, топор. Эти инструменты являются достоянием народа. Они были созданы более 200 лет назад народными мастерами, имена которых неизвестны. Наши предки - прабабушки, прадедушки, прапрадедушки… берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них.
Эти инструменты называют народными музыкальными инструментами, потому что их создал народ.
Но мы с вами знакомимся на уроках с русскими народными инструментами.
3 СЛАЙД ( русские народные инструменты.)
Тема нашего урока: Русские народные инструменты
Закрепление знаний.
- Как вы думаете, почему эти инструменты называются - русские народные.
Уч-ся: Их создал русский народ.
С некоторыми инструментами вы уже знакомы. И о них ваши одноклассники приготовили загадки.
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать,
И по-русски приседать. (балалайка)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
Была берёзовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два. (Деревянные ложки)
Играет, а не гитара,
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, анне балалайка. (Домра)
Ранним – рано поутру
Постушок: «Ту-ру-ру!»
Услыхали свиристели,
На зеленый луг присели
Засвистели свиристели:
«Поиграй нам на ….. (свирели)
Сам Садко на них играл
И душевно напевал,
Перебрал он много струн,
Вышел из моря Нептун. (гусли)
Вышел в поле пастушок,
Заиграл его... (рожок)
Более 200 лет назад главными исполнителями на русских народных инструментах были …
4 СЛАЙД (скоморохи и слово СКОМОРОХИ)
Скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.
Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали. А. Орлов
(фрагмент – ансамбль ложкарей, «Нижегородские потешки»).
– Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем они не только развлекали народ, но и высмеивали пороки. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, казнили. Не стало скоморохов, исчезли некоторые и инструменты. Лишь много лет спустя любитель народной музыки, музыкант, композитор: Василий Васильевич Андреев возродил их по изображению на рисунках. Он же был создателем первого коллектива музыкантов.
Треугольник есть и ложки,
Бубны , палочки , гармошки.
Если все их сразу взять,
Дружно вместе заиграть…
Буду я тут дирижером,
Кто же вы? Ответьте хором… Оркестр
Оркестр -это коллектив исполнителей , которые вместе играют на музыкальных инструментах.
5 СЛАЙД (изображ.ение Коллектива)
( звучание оркестра)
6 СЛАЙД (оркестр )
В оркестре три основных группы инструментов:
Струнные, духовые, ударные.
7 СЛАЙД ( Группы нар.инструментов)
(учащиеся распределяют названия инструментов по группам)
8 СЛАЙД
-Повторите названия групп инструментов народного оркестра.
На смену скоморохам пришли другие весельчаки, а как их называют, вы узнаете, угадав загадку.
Он живет в стихии песен
Он талантлив, голосист
И любим он и известен,
А зовется он … АРТИСТ.
8 СЛАЙД (иллюстрации с надписями: певцы, танцоры, музыканты, актер)
Уч-ль: Что должен уметь настоящий артист?
Уч-ся: Танцевать, петь, играть на инструментах, играть роли в кино или спектакле.
-Многие мечтают стать артистом!
Я предлагаю на нашем уроке, тоже побыть хоть немного артистами.
Звучат оркестры и слышен смех
Я приглашаю на танец всех!
ФИЗПАУЗА
9 СЛАЙД « В стиле русского народного танца» ( звук «Барыня»)
4.Пение.
Восстановление дыхания. Вдох-выдох-3 раза
10 СЛАЙД -Артист –это и певец .Он должен уметь красиво петь. Для этого он соблюдает правила и выполняет упражнения.
Певческая установка.
-Руки - раз, плечи - два, внимание - три, в певческой позе замри!
Упр. на дыхание «Ветерок»
ЗАДАНИЕ: - Эту загадку вам надо прочитать хором громко и внятно, и угадать.
11 СЛАЙД
На листочке, на страничке-
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. Нотки.
Если ноты в ряд стоят,
Эти ноты —... (звукоряд)
12 СЛАЙД (нотный стан)
Распевка
Уч-ль: - Певцы должны знать ноты . Вот и мы с вами подготовим свой голос к красивому исполнению с помощью пения звукоряда.
ЗАДАНИЕ: - Спойте , называя ноты вверх и вниз (до, ре, ми …
Долгими звуками и короткими.-2 раза
5. Вокальная работа.
- Какую русскую народную песню мы разучили на прошлом уроке?
(«Как у наших у ворот».)
Исполнение песни
ЗАГАДКА В МЕШОЧКЕ: (деревянные ложки, колотушки…)
-Посмотрите, у меня есть ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.
ЗАДАНИЕ: - на ощупь определить, что за музыкальные инструменты находятся в мешочке.( Дети по очереди подходят )
(Из мешочка выкладываются на стол ударные инструменты)
-Перед вами УДАРНЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
- А сейчас мы исполним эту песню в сопровождении инструментов ударной группы.
- Вы сделали ударные инструменты, т. к. это было ваше домашнее задание. Многие из вас с ним справились. Эти инструменты нам сегодня пригодятся.
- 1 ряд играет на бубнах. Послушайте вашу партию.
(показ учителем)
×Как у наших у ворот
×Муха песенки поёт…
- А теперь вместе со мной.
- 2 ряд играет на ложках. Послушайте вашу партию
(показ учителем)
Как у наших у ворот
Муха песенки поёт…
- А теперь вместе со мной.
- 3 ряд играет на треугольниках. Послушайте вашу партию.
(показ учителем)
Как у наших у ворот
Муха песенки поёт…
- А теперь вместе со мной.
- Соединяем бубны и ложки.
- Добавляем треугольники. Я помогаю треугольникам, т. к. их партия чуть сложнее.
- Это была репетиция, а теперь концертное исполнение. Итак - ансамбль ударных инструментов 4 класса с песней «Как у наших у ворот».
6. Закрепление.
- Из какой же группы инструментов состоял наш оркестр?
(из ударной)
- А какие ещё есть группы русских народных инструментов?
(ответы детей)
- Все эти группы инструментов входят в состав оркестра русских народных инструментов, который возник в начале 20 века.
13 СЛАЙД Уч-ль.: Артист-это и актер. Он умеет передавать с помощью мимики настроение, характер своего героя или характер песни.
14 СЛАЙД ( смайлики: радость, грусть, удивление,)
ЗАДАНИЕ: - спойте один куплет из знакомой русской народною песни «Как у наших у ворот»» с заданным настроение, который увидите на экране.
15-17СЛАЙД
18 СЛАЙД:
Уч-ль: - И так , теперь мы готовы спеть, как артисты.
Пение знакомой песни «Как у наших у ворот»
-Молодцы! Хорошо спели.
7.Итог урока.
Вопросы.
-Как называются музыкальные инструменты, которые создал русский народ?
Уч-ся: Музыкальные инструменты, которые создал русский народ, называются русские народные инструменты
-А кто запомнил, как называется оркестр, состоящий из русских народных инструментов?
Уч-ся: Оркестр русских народных инструментов..
Кто же был создателем первого коллектива музыкантов?.
Уч-ся Василий Васильевич Андреев
Этап рефлексии
Ребята, у меня на столе лежат нотки (символы), если после урока ваше настроение улучшилось, то прикрепите ее к весёлому смайлику, а если же настроение оставляет желать лучшего. То прикрепите её к грустному смайлику!
Весь урок мы пели и плясали,
И от счастья кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!
- На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!