Мотивация | Вовлечь учащихся в совместную деятельность | Прозвенел звонок у нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Вижу, класс наш, хоть куда. И урок начать пора. Сегодня понедельник, а значит, все вы полны сил и энергии начать урок русского языка. Какое у вас настроение? Замечательно. Поделитесь своим хорошим настроением с одноклассниками. Поздоровайтесь с ними. | Дети приветствуют друг друга и учителя. Тихо сели. Записывают в тетрадях число и вид работы. | Создание ситуации успеха для каждого ребёнка. |
Введение в тему | Актуализация знаний с целью решения учебной задачи | Начинаем урок, как обычно, с минутки чистописания. Отгадайте, какую букву мы будем писать. Эта буква широка И похожа на жука. (Буква Ж) Какое опасное сочетание с данной буквой встречается Жж жи Запишем слова, начинающиеся с согласной Ж. (на доске) жеребёнок жираф журавль Что общего у слов? | Дети отгадывают загадку. -Сочетание –ЖИ- Один ученик записывает на доске слова. -Это животные. | Выполнение подробных действий. |
Открытие нового (знания , способа действия) | Формирование умения определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём. Формулирование темы урока | Какое слово может быть лишним? Почему? Объясните значение записанных слов. Если у слова одно значение, значит оно – однозначное. Ой, ребята! Слово осталось одно, а картинок – две -Посмотрите на оставшиеся картинки. Может ли такое быть? -Какое слово вызвало сомнение? Где можно узнать значение слов? Работа с толковым словарем стр.224. Прочитайте, какое значение имеет слово журавль. Что заметили? Как называются такие слова в русском языке? Сформулируйте тему нашего урока. «Многозначные слова» Какую цель поставим перед собой? Растолкуйте, что значит многозначные слова? Какие вы знаете многозначные слова? | -Журавль .Это птица. Дети объясняют значения слов. -В толковом словаре. Дети находят в словаре значение слова журавль. Слово одно -значений – два. - Многозначные. Дети формулируют тему урока. -Научиться различать слова и растолковывать их лексическое значение. Дети дают своё определение многозначным словам. | Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Подводящий диалог. |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным | | Запишем слова, выделяя орфограммы. (звезда, лисички, кран, ручка, ключ, кисть, нос, коса, лук, иголки и т.д.) Какие же слова называются многозначными? Прочитайте стихотворение, найдите многозначное слова: Говорят, На быках Мосты стоят! Вот он, мост, Под ним река – Ни единого быка!.. НЕ пойму я ничего: Утонули, что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелегкого труда? Ну а мост на чём тогда? А. Шибаев. - Почему участники диалога не могут понять друг друга? -Составьте и запишите предложение со словом бык. Можно использовать разные значения этого слова. Среди многозначных слов есть и словарные. Отгадайте, что это за слово. Всегда во рту, А не проглотишь. (язык) Какие значения есть у этого слова? Поработаем в парах. Прочитаете предложение, объясните значение слова «язык» и подберите соответствующую картинку. Впишите в окошко номер картинки. Языки пламени лизали березовые дрова. Врач попросил Кирилла показать язык. Настя купила в кондитерском магазине язычок. В глубине океана медленно плывёт морской язык.     | Записывают слова, выделяют орфограммы Читают стихотворение, подчёркивают многозначные слов. -В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста». Дети записывают предложение со словом бык. Отгадывают загадку. Работа в парах. Подбирают соответствующие картинки и вписывают нужный номер. - Дети, закончившие свою часть работы помогают в завершении работы. Проверка на доске. | Яркое пятно ( с помощью художественного иллюстрирования). Подводящий диалог Создание ситуации успеха. |
Итоговая рефлексия Задание на дом | Самоанализ деятельности и её результата Выбор домашнего задания | Запишите любое предложение в тетрадь. -Для чего человек использует многозначные слова? Послушаем профессора Самоварова. (электронное приложение) А сейчас проверим свои знания по новой теме. (проверочная работа) . -Чтобы знания были впрок, -Давайте кратко повторим урок! - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова? -Дома поработайте с многозначными словами, выполнив упр.28 с.21 -Что больше всего понравилось на уроке? - Мне было приятно работать с вами. Вы сегодня молодцы | Дети записывают предложение. -Многозначные слова нужны для создания стиля и большей выразительности языка. Прослушивание записи. Выполняют проверочную работу. -Слова, у которых имеется только одно лексическое значение, называются однозначными. -Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. | Рефлексия. Подводящий диалог. |