______________Порохня Н.И.
(начальное общее, основное среднее, среднее общее образование с указанием класс)
№ п/п | Раздел программы | Основное содержание | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение. | Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Культура речи как образовательная дисциплина. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Уровни владения языком. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Язык - постоянно изменяющаяся система. | Игра, диспут, обсуждение, | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. |
2 | Русская лексика и культура речи. | Основные нормы литературного языка. Лексические нормы. Богатство языка, правильность и точность словоупотребления. Употребление слов иноязычного происхождения. Выбор слова и лексическая сочетаемость. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..) |
3 | Нормы современной русской речи. | Понятие языковой нормы. Основные нормы литературного языка. Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения и произношения. Элементы техники речи как составные компоненты речевой культуры. Морфологические нормы. Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний с ними. Особенности полной и краткой форм прилагательных. Степени сравнения прилагательных, их стилистические особенности. Особенности склонения количественных и порядковых числительных. Синтаксические нормы. Некоторые особенности согласования и управления в русском языке. Предложения с деепричастными оборотами и однородными членами. Нормы согласования и управления. Особенности употребления деепричастных оборотов. Ошибки в употреблении однородных членов предложения. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. |
4 | Стилистические нормы русского языка. | Стилевое многообразие русского языка. Функциональные стили русского языка, их основные черты. Разговорный стиль и разговорная речь. Публицистический стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое многообразие. Научный стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое многообразие. Лексика, морфология и синтаксис научного стиля. Официально-деловой стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое многообразие. Особенности лексической системы, основные черты словообразования, морфологии и синтаксиса. Язык и стиль документов. | Игра, диспут, обсуждение. Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..) |
5 | Правила речевого общения. | Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Средства и способы передачи информации в общении. Многообразие речевых формул приветствий, прощаний, благодарности, извинений. Роль интонации, паузы, мимики и жестов в речевом общении. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | |
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
9-А | 9-Б |
1 | 04.09. | 03.09. | Культура речи, ее содержание, цели и задачи. | 1 |
2 | 11.09. | 10.09. | Слово и его лексическое значение. | 1 |
3 | 18.09. | 17.09. | Иноязычные слова в современной русской речи. | 1 |
4 | 25.09. | 24.09. | Синонимы и речевая культура. | 1 |
5 | 02.10. | 01.10. | Антонимы и речевая культура. | 1 |
6 | 09.10. | 08.10. | Русская фразеология и выразительность речи. | 1 |
7 | 16.10. | 15.10. | Слова- паронимы и точность речи. | 1 |
8 | 23.10. | 22.10. | Крылатые слова в речи. | 1 |
9 | 06.11. | 06.11. | Социальные диалекты и культура речи. | 1 |
10 | 13.11. | 12.11. | История развития норм русского литературного языка. | 1 |
11 | 20.11. | 19.11. | Основы русской орфоэпии. | 1 |
12 | 27.11. | 26.11. | Нормы русского ударения. | 1 |
13 | 04.12. | 03.12. | Трудные случаи употребления имен существительных. | 1 |
14 | 11.12. | 10.12. | Трудные случаи употребления имен существительных. | 1 |
15 | 18.12. | 17.12. | Имена собственные и нормы его употребления. | 1 |
16 | 25.12. | 24.12. | Имена прилагательные и нормы его употребления. | 1 |
17 | 15.01. | 14.01. | Имена прилагательные и нормы его употребления. | 1 |
18 | 22.01. | 21.01. | Имена числительные и нормы его употребления. | 1 |
19 | 29.01. | 28.01. | Трудные случаи употребления местоимений. | 1 |
20 | 05.02. | 04.02. | Употребление форм русского глагола. | 1 |
21 | 12.02. | 11.02. | Употребление форм русского глагола. | 1 |
22 | 19.02. | 18.02. | Синтаксические нормы и культура речи. | 1 |
23 | 26.02. | 25.02. | Русская орфография: нормы и варианты. | 1 |
24 | 05.03. | 04.03. | Пунктуация как показатель речевой культуры | 1 |
25 | 12.03. | 11.03. | Пунктуация как показатель речевой культуры | 1 |
26 | 19.03. | 18.03. | Стилистическая окраска языковых единиц. | 1 |
27 | 02.04. | 01.04. | Функциональные стили современного русского литературного языка. | 1 |
28 | 09.04. | 08.04. | Особенности научного стиля. Научно-популярный стиль изложения. | 1 |
29 | 16.04. | 15.04. | Особенности научного стиля. Научно-популярный стиль изложения. | 1 |
30 | 23.04. | 22.04. | Особенности официально-делового стиля. | 1 |
31 | 30.04. | 29.04. | Особенности официально-делового стиля. | 1 |
32 | 07.05. | 06.05. | Правила речевого общения. | 1 |
33 | 14.05. | 13.05. | Правила речевого общения. | 1 |
34 | 21.05. | 20.05. | Итоговое занятие. | 1 |