СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевая культура  -  один из компонентов общей культуры человека,   его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.   Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически  включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

     Реализация программы  способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.Речевая культура  -  один из компонентов общей культуры человека,   его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.   Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически  включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи»

Ростовская область Октябрьский район, п. Красногорняцкий

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 23

Приказ от ________№ _____

______________Порохня Н.И.










Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи»»

(указать учебный предмет, курса)


Уровень общего образования (класс): основное общее образование 9 класс

(начальное общее, основное среднее, среднее общее образование с указанием класс)


Количество часов 34 часа

Учитель Мишина Наталья Николаевна

(ФИО)



Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности: начальное и основное образование/ под редакцией В.А.Горского — М.: Просвещение.











РАЗДЕЛ № 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»



  ЛИЧНОСТНЫЕ

  • развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

  • понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и   сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

     МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного   выбора в   познавательной деятельности;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

     ПРЕДМЕТНЫЕ

  • - владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

  • - моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • - расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • - совершенствовать  умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

  • - работать над расширением словарного запаса;

  • - применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.








РАЗДЕЛ № 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

п/п

Раздел

программы

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Основные виды

учебной деятельности

1

Введение.

Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Культура речи как образовательная дисциплина. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Уровни владения языком.  Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Язык - постоянно изменяющаяся система.


Игра, диспут, обсуждение,

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.

2

Русская лексика и культура речи.

Основные нормы литературного языка. Лексические нормы. Богатство языка, правильность и точность словоупотребления. Употребление слов иноязычного происхождения. Выбор слова и лексическая сочетаемость. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы.

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..)


3

Нормы современной русской речи.

Понятие языковой нормы. Основные нормы литературного языка. Орфоэпические нормы. Особенности русского ударения и произношения. Элементы техники речи как составные компоненты речевой культуры. Морфологические нормы. Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний с ними. Особенности полной и краткой форм прилагательных. Степени сравнения прилагательных, их стилистические особенности. Особенности склонения количественных и порядковых числительных. Синтаксические нормы. Некоторые особенности согласования и управления в русском языке.  Предложения с деепричастными оборотами и однородными членами. Нормы согласования и управления. Особенности употребления деепричастных оборотов. Ошибки в употреблении однородных членов предложения.

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

4

Стилистические нормы русского языка.

Стилевое многообразие русского языка. Функциональные стили русского языка, их основные черты. Разговорный стиль и разговорная речь. Публицистический стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое многообразие. Научный стиль и его подстили.  Функциональные особенности и жанровое многообразие. Лексика, морфология и синтаксис научного стиля.  Официально-деловой стиль и его подстили. Функциональные особенности и жанровое многообразие. Особенности лексической системы, основные черты словообразования, морфологии и синтаксиса. Язык и стиль  документов.


Игра, диспут, обсуждение. Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..)


5

Правила речевого общения.

Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Средства и способы передачи информации в общении.  Многообразие речевых формул приветствий, прощаний, благодарности, извинений. Роль интонации, паузы, мимики и жестов в речевом общении. 

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование






РАЗДЕЛ № 3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

п/п

Дата

Тема

Количество

часов

9-А

9-Б

1

04.09.

03.09.

Культура речи, ее содержание, цели и задачи.

1

2

11.09.

10.09.

Слово и его лексическое значение.

1

3

18.09.

17.09.

Иноязычные слова в современной русской речи.

1

4

25.09.

24.09.

Синонимы и речевая культура.

1

5

02.10.

01.10.

Антонимы и речевая культура.

1

6

09.10.

08.10.

Русская фразеология и выразительность речи.

1

7

16.10.

15.10.

Слова- паронимы и точность речи.

1

8

23.10.

22.10.

Крылатые слова в речи.

1

9

06.11.

06.11.

Социальные диалекты и культура речи.

1

10

13.11.

12.11.

История развития норм русского литературного языка.

1

11

20.11.

19.11.

Основы русской орфоэпии.

1

12

27.11.

26.11.

Нормы русского ударения.

1

13

04.12.

03.12.

Трудные случаи употребления имен существительных.

1

14

11.12.

10.12.

Трудные случаи употребления имен существительных.

1

15

18.12.

17.12.

Имена собственные и нормы его употребления.

1

16

25.12.

24.12.

Имена прилагательные и нормы его употребления.

1

17

15.01.

14.01.

Имена прилагательные и нормы его употребления.

1

18

22.01.

21.01.

Имена числительные и нормы его употребления.

1

19

29.01.

28.01.

Трудные случаи употребления местоимений.

1

20

05.02.

04.02.

Употребление форм русского глагола.

1

21

12.02.

11.02.

Употребление форм русского глагола.

1

22

19.02.

18.02.

Синтаксические нормы и культура речи.

1

23

26.02.

25.02.

Русская орфография: нормы и варианты.

1

24

05.03.

04.03.

Пунктуация как показатель речевой культуры

1

25

12.03.

11.03.

Пунктуация как показатель речевой культуры

1

26

19.03.

18.03.

Стилистическая окраска языковых единиц.

1

27

02.04.

01.04.

Функциональные стили современного русского литературного языка.

1

28

09.04.

08.04.

Особенности научного стиля.

Научно-популярный стиль изложения.

1

29

16.04.

15.04.

Особенности научного стиля.

Научно-популярный стиль изложения.

1

30

23.04.

22.04.

Особенности официально-делового стиля.

1

31

30.04.

29.04.

Особенности официально-делового стиля.

1

32

07.05.

06.05.

Правила речевого общения.

1

33

14.05.

13.05.

Правила речевого общения.

1

34

21.05.

20.05.

Итоговое занятие.

1



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ № 23

от ____________2018 года № _____

_______________ Ключникова Р.Г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Святкина Н.Ф.

_______________ 2018 года