По русскому языку.
Билет №18.
студент 31 гр. специальности: 44.02.02.
Преподавание в начальных классах.
Красноярск, 2022.
Конспект урока по русскому языку.
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канкина, В.Г. Горецкий, 3 класс часть 1.
Тема урока: раздел «Фонетика» тема «Гласные буквы».
Тип урока: Освоение нового знания.
Цель урока: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.
- принимают и сохраняют цель и учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
-анализируют и делают выводы.
- осуществляют взаимо-оценивание и само-оценивание.
-ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
-Самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- используют полученную информацию.
Оборудование урока: доска, учебник: В.П. Канкина, В.Г. Горецкий, 3 класс часть 1, тетради, ручка, карточки, карточки со смайликами, проектор, толковый словарь.
Этап урока Отводимое время. | Методы. | Формы Взаимо- действия. | Деятельность учителя и формулировки заданий; варианты детских ответов. | Планируемые результаты. | Планируемые способы оценивания. |
I. Организа-ционный Момент. 0.5 мин. | Словесная Беседа. Наглядное. Слайд 2. | Фронталь -ная. | У: Добрый день, ребята! Как ваше настроение? Д: Хорошо. и т.д. У: Прекрасно. Проверьте ваше рабочее место: на столе не должно быть ничего лишнего, рабочая тетрадь, математика, словарь, карточки, пенал и дневник. Д: проверяют рабочее место. У: Хорошо. Мы сможем с вами начать работу? Д: Да. У: Присаживайтесь! Я желаю вам хорошей плодотворной работы. | Личностные - используют полученную информацию. | Самооценка. |
II. Актуализация знаний. 12 мин | Словесный (беседа). Практический (работа на доске, и в тетради) Работа с карточками. Письменное упражнение) Наглядное (карточки) | Фронтальная. Индиви- дуальная | У: К доске приглашаю двух учеников, по желанию. А остальные возьмите карточки и выполните задание. (для каждого ученика выдаются разные карточки, всего два варианта.) Спишите. Найдите в каждой строчке однокоренные слова, подчеркните их. У: Дети выходят к доске. Остальные работают в тетради. Для первого ученика карточка. 1) Белка, белый, белить. 2) Вода, водяной, водить. 3) Лист, лиса, лисёнок. 4) Лось, лоскут, лосёнок. 5) Горный, горка, городок. 6) Пёс, песочный, песок. | Для второго ученика карточка. 1) Моряки, морские, моржи. 2) Корень, корневой, коржи. 3) Холод, холмик, холодок. 4) Носик, носит, носок. 5) Семя, семечко, семья. 6) Вдруг, подруга, друзья. | У: Проверим правильно ли все сделали? Д: Дети проверяют вместе с учителем. У: А давайте составим небольшой рассказ на тему «Рыбалка», используя эти слова. У: Найдите в тексте однокоренные слова, и выделите в них корень. Д: Дети делают задание. Проверяют коллективно. | Планируемые предметные результаты: -определяют в слове наличие изученных орфограмм; -умеют находить и различать в словах орфограммы; Коммуникатив ные: - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности | Самоконтроль. Взоимо- Проверка. Самопроверка |
III. Самоопределе-ние к деятельности 3 мин | Словесный (учебный диалог). Практический (устное) Слайд 3. Наглядный. | Фронтальная, | Учитель на доске пишет буквы. У: На какие две группы можно разделить данные буквы? ( Д: Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук) У: Назовите буквы, которые обозначают один звук. Какие это звуки? Д: Гласные. У: Назовите буквы, которые могут обозначать два звука. Чем отличается звук от буквы? Д: Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. У: Сформулируйте тему урока. Д: Гласные буквы. | Регулятивные: -самостоятельно формулируют цели урока; - принимают и сохраняют цель и учебную задачу в сотрудничестве с учителем. | Самоконтроль. |
IV. Работа по теме урока. 1. Слово учителя. 10 мин 2. Работа по Учебнику. | Словесный (учебный диалог). Практический (устное, работа у доски, Письменное Упражнение. Слайд 4 и 5. Наглядный. | Фронтальная, Индивидуальная, Парная. | У: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и называем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков — 42. Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква б обозначает целых четыре звука: буря [б], битва [б'], хлеб [п], дробь [п']. А ведь есть ещё «неразлучные» звуки: [йа], [йу], [йо], [йе], которые обозначаются соответственно буквами я, ю, е, ё, т. е. каждая из этих букв может одновременно обозначать два звука! У: А теперь задание. Напишите сначала все звуки, а потом буквы. Д: дети пишут буквы и звуки. У: Сколько несоответствий вы нашли между звуками и буквами? Д: Ответы детей. У: Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные. Д: Мы не можем найти, они все одинаковые. У: Правильно, безнадёжное дело, так -как и для твёрдых, и для мягких звуков буквы одинаковые, например, звуки [т] и [т'] обозначаются одной буквой т. Вы представляете, как трудно иностранцу читать русские слова, если он не знает способов обозначения мягкости согласных. Простую фразу «Мальчик пил воду» он может произнести так: «Мялчык пыль водю!» Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислуживает им мягкий знак и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящего впереди согласного звука. Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков — букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. У: Давайте с вами сделаем упражнение 112 (с. 63). Работаем в парах. Делаем проверку друг у друга. (Несколько учеников у доски рассказывают о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.) У: Как правильно обозначить безударный гласный в слове? Д: дети отвечают. У; А сейчас самостоятельно сделайте Упр. 113 (с. 63). Д: Самостоятельное выполнение задания. | Планируемые предметные результаты: -различают слово и слог, звук и букву; Познавательные: -Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в схеме; Коммуникативные: - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; - выражают свои мысли, ориентируясь на задачи и ситуацию; -анализируют и делают выводы. | Самоконтроль. Взоимо- Проверка. Самопроверка |
V.Физкульт- Минутка. 1 мин | Практическое. | Фронтальная. | Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Целый месяц под дождем (Топаем ногами.) Кошка учится считать. (Хлопаем в ладоши.) Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.) Мокнут лужи и поля, (Руки в стороны, на пояс.) Потихоньку, понемножку. (Приседания.) Мокнет мокрая земля. (Прыжки на месте.) Прибавляем к мышке кошку. (Хлопаем в ладоши.) И далеко от земли (Топаем ногами.) Получается в ответ: (Прыжки на месте.) Мокнут в море корабли. (Хлопаем в ладоши.) Кошка есть, а мышки нет! (Шагаем на месте.) | | Самооценка. |
VI. Закрепление изученного материала. 1.Работа по учебнику. 10 мин 2. Работа со словарем. | Практический (устное, письменное упражнение) Наглядное: работа с учебником и со словарем. Наглядный. Слайд 6.7 и 8. Слайд 9. | Фронтальная, Индивидуаль-ная. Парная. | 1.Работа по учебнику. У: Прочитайте строчки из стихотворения Ю, Тувина. У: как их можно назвать одним словом? Д: Овощи. У: Кто помнит, чем заканчивается спор овощей? Д: Все овощи полезны. У: Молодцы! А какой бы вы составили рассказ с таким же названием. Д: Учащиеся рассказывают свои рассказы. У: давайте самостоятельно сделаем упр. 115 стр. 65. По окончании работы, сделаем взаимопроверку с соседом по парте. 2. Работа со словами из словаря - Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород. Д: Дети находят слова в словаре. У: Запишите эти слова в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Составьте с этими словами предложения. Два предложения запишите в тетрадь. Запомните написание этих слов. | Личностные: используют полученную информацию. Познавательные: -Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в схеме; Коммуникативные: - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; - выражают свои мысли, ориентируясь на задачи и ситуацию; -анализируют и делают выводы. - осуществляют взаимо-оценивание и само-оценивание. -выполняют поиск слов в толковом словаре; | Словесная похвала. Самоконтроль. |
VII. Рефлексия. 3 мин | Словесный (учебный диалог). Практический (устное, упражнение) Наглядное. (слайд с Заданиями) Наглядный. Слайд 10. | Фронтальная, Индивидуаль-ная. Групповая. | У: Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте пропущенные буквы. 1) д..ждя, не, мокрый, б..ится (Мокрый дождя не боится.) 2) дома, г..стях, а, лучше, в, хорошо (В гостях хорошо, а дома лучше.) 3) тот, л..нив, и, кто, с.нлив (Кто ленив, тот и сонлив.) 4) там, с.рняк, хлеб, вянет, где, цв..тёт (Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.) У: Объясните смысл пословиц. Д: Объясняют смысл пословиц. У: Все ли вам понравилось на уроке? Поднимите карточки со смайликами. Д: Дети поднимают карточки со смайликами. У: А сейчас оцените карточками свою работу. Как вы работали на уроке? Д: Дети поднимают карточки со смайликами. | Коммуникативные: - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; - выражают свои мысли, ориентируясь на задачи и ситуацию; -анализируют и делают выводы. - осуществляют взаимо-оценивание и само-оценивание. | Оценивание Карточками Со смайликами. Самопроверка |
VIII. Подведение итогов урока 0.5 мин | Словесный (учебный диалог). Наглядное. (слайд с Заданиями) Наглядный. Слайд 10. | Фронтальная, | У: Чем отличается звук от буквы? Д: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и называем. У: Как звуки обозначаются на письме? Д: Звуки на письме обозначаются буквами в квадратных скобках. У: Все вы молодцы. Хорошо поработали. Домашнее задание Упр. 116 (с. 64). | Коммуникатив- ные: - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; - выражают свои мысли, ориентируясь на задачи и ситуацию; -анализируют и делают выводы. | Словесная похвала. Самоконтроль. |